Элементы единоборства в школьной программе. Элементы единоборств в школе

Аннотация

Модернизация школьного образования предполагает повышения качества обучения посредством внедрения инновационных технологий и средств обучения. В данной статье авторы предлагают использовать единоборства и его элементы на уроках физической культуры как для повышения интереса к занятиям, так и для совершенствования физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, единоборства, школьники.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p214-218

EFFECTIVENESS OF THE MARTIAL ARTS APPLICATION (WRESTLING) AT PHYSICAL TRAINING LESSONS

Natalya Petrovna Tagirova, Shamil Rinatovich Zainullin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Albina Nailevna Kudyasheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kazan (Volga) Federal University Branch in Naberezhnye Chelny (the Branch of Kazan Federal University in Naberezhnye Chelny), Naberezhnye Chelny; Radik R аdifovich Valinurov, Pedagogical University in Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny

Annotation

The modernization of the school education consists in enhancement of the learning through the introduction of the innovative technologies and learning tools. In this article the authors suggest the use of martial arts (wrestling) and its elements at physical training lessons for increasing interest in the activities as well improving the fitness level of the students in secondary schools

Keywords: physical education, physical development, martial arts (wrestling), students.

ВВЕДЕНИЕ

По данным медико-биологических и психолого-педагогических исследований последнее двадцатилетие характеризуется неуклонным снижением здоровья современных подростков, а также взрослого населения России. Причинами негативных тенденций в состоянии здоровья являются экологическая ситуации, недостаточность профилактических мероприятий, несформированность серьезного отношения к индивидуальному здоровью, снижение организованной и самостоятельной двигательной активности и пассивное отношение к физической культуре у всех категорий населения. Между тем, исследованиями В.К. Бальсевича и др. установлено, что оптимальная двигательная активность является стимулированием роста и развития организма, благоприятно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, двигательного аппарата, восстанавливает психические функции.

Анализ современной программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением предметов показывает их выраженную направленность в сторону образовательного компонента. Такое предпочтительное отношение к выработке двигательных умений и навыков, допускается в ущерб воспитанию основных физических качеств . Чтобы влиять на физическое развитие ребенка, необходимо включать его в различные виды двигательной активности: простые и сложные. В процессе физического воспитания в школе больше внимания уделяется обучению основным базовым движениям, и поэтому процесс развития физических качеств затормаживается . Исследователями в качестве преодоления вышеизложенного противоречия предлагаются различные варианты, в том числе инновационные физкультурно-оздоровительные технологии, привлечение детей и взрослых к занятиям единоборствами, популярность которых ежегодно возрастает.

Цель исследования заключается в разработке и экспериментальном обосновании методики использования единоборств на уроках физической культуры. Исходя из вышесказанного, важно целенаправленно влиять на физическое развитие ребенка. По нашему мнению, наиболее приемлемым вариантом является развитие физических качеств непосредственно на уроках физической культуры в школе. Основной направленностью уроков, которые построены на материале единоборств, является: разрешение задач физического воспитания школьников, освоение основных навыков единоборств, приобщение к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом. Школьные уроки с элементами единоборств в школе подчинены педагогическим закономерностям и требованиям логики учебно-воспитательного процесса. Урок продолжается 45 минут и включает подготовительную, основную и заключительную части . Подготовительная часть урока (5-8 мин) подготавливает организм к дальнейшей физической нагрузке. В подготовительную часть урока можно включать характерные для борцов перемещения; упражнения скоростно-силового характера . В то же время надо отметить, что в старших классах ее интенсивность необходимо увеличить. В основной части (25-30 минут) обеспечивается оптимальный уровень работоспособности школьников. В основной части идет освоение разнообразной техники приемов и идет процесс воспитания физических качеств. При проведении этой части урока необходимо соблюдать правильную последовательность выполнения разных по характеру упражнений. Здесь важно учитывать, что сложнокоординационные упражнения целесообразно начать изучать в первой половине основной части, а решением задачи воспитания быстроты будут служить упражнения, которые выполняются после подготовительной части. Возможно так же включать и подвижные игры различной направленности.

Заключительная часть урока длительностью 3-5 мин направлена на снижение уровня частоты сердечных сокращения и возврат психоэмоционального состояния школьников до исходного уровня.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первый этап, состоял в формулировании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки полученной информации.

Второй этап предусматривал педагогический эксперимент. Были сформированы группы - контрольная и экспериментальная из старших школьников параллельных классов (8-й «А» и 8-й «Б») в количестве 30 человек каждая.

Третий этап заключался в обработке и анализе полученной информации.

Методы исследования включали в себя: анализ литературных данных, тестирование (бег на 30м, 6-ти минутный тест Купера, подтягивание в висе на высокой перекладине, прыжок в длину с места, челночный бег 3x10 м, наклон из исходного положения стоя), методы математической статистики.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для анализа показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста были использованы показатели, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнения показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста ЭГ, КГ и возрастных норм до эксперимента

Физические способности

Разница %

Разница (%)

Скоростные

Бег 30 м, с

Координационные

Челночный бег3х10 м, с

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

Выносливость

6-мин. Бег Купера, м

Гибкость

Примечание: уровень значимости р<0,05

Как следует из таблицы 1 на начало эксперимента статистически значимых различий по уровню значимости 0,05 не обнаружено.

Ниже представлены упражнения и элементы единоборств, которые были включены в процесс урока по физическому воспитанию для экспериментальной группы (таблица 2).

Таблица 2

Упражнения с элементами единоборств, направленные на развитие физических качеств

Физическое качество

Средства

Координационные способности

челночный бег;

комбинации из элементов техники,

круговая тренировка подвижные игры и эстафеты,

подвижные игры с направленностью на изучение борьбы.

Выносливость

круговая тренировка,

подвижные игры с формами борьбы;

учебные схватки.

Скоростные и скоростно-силовые качества

смена исходных положений по сигналу,

рваный бег из различных исходных положений,

эстафеты в сочетании с прыжками,

многократные броски набивных мячей разного веса на дальность из разных исходных положений,

различные прыжки (напрыгивания на тумбу, спрыгивания, выпрыгивания, со скакалкой, прыжки в длину с места).

Силовые качества

упражнения с отягощениями (ОРУ с различным инвентарем), упражнения в парах,

круговая тренировка, подтягивание в висе, упражнения с противодействием партнера.

Гибкость

упражнения на растягивание, махи,

круговые движения в суставах верхних и нижних конечностей.

Таблица 3

Сравнение показателей физического развития после эксперимента

Физические способности

Контрольные упражнения (тесты)

Разница %

Разница (%)

Скоростные

Бег 30 м, с

Координационные

Челночный бег3х10 м, с

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

Выносливость

6-мин. Бег Купера, м

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

Подтягивание из положения виса на высокой перекладине, кол-во раз

  1. На основе анализа литературных источников нами выявлено, что наиболее благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых качеств является старший школьный возраст. Для процесса повышения эффективности целесообразно применять комплексную подготовку.
  2. Исходные показатели контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных различий.
  3. Анализ полученных результатов тестирования выявил, что по всем показателям физической подготовленности у юношей обеих групп произошли достоверные улучшения результатов (р<0,05), однако динамика улучшения в экспериментальной группе более ярко выражена.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - М. : Высшая школа, 2005. - 384 с.
  2. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) / М. Ф. Иваницкий. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 544 с.
  3. Коропенко, С.Н. Победить себя. Айкидо: путь силы и духа / С.Н. Коропенко. - Львов: Сполом, 2008 - 192 с.
  4. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 272 с.
  5. Нестеров, Б.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков / Б.А. Нестеров. - Хабаровск: [б.и.], 2001 г. - 244 с.
  6. Никонович, П.Н. Реализация исходных принципов каратэ в спортивном поединке / П. Н. Никонович. - М. : Издательские решения «Ю», 2015 - 150 c.
  7. Теория и методика спорта / под общей ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М. : Советский спорт, 2007. - 416 с.
  1. Ermolaev, Yu.A. (2005), Age-related physiology, High school, Moscow.
  2. Ivanitskiy, M.F. (2006), Man"s anatomy (with the basis of dynamic and sports morphology), Physical culture and sport, Moscow.
  3. Koropenko, S.N. (2008), To overcome oneself. Aikido: the way of power and spirit, Spolom, Lviv.
  4. Lyakh, V.I. (1999), Tests in physical upbringing of schoolchildren: manual for a teacher, Limited Liability Company Firm "AST publishing house", Moscow.
  5. Nesterov, B.A. (2001), Physical activity and physical state of children and teenagers, Far-Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk.
  6. Nikonovich, P.N. (2015), Initial principles of karate realization in a sports combat, publishing house: Publishing decisions "Yu", Moscow.
  7. Ed. Suslov, F.P. and Kholodov, Zh.K. (2007), Theory and methodology of sport, Soviet sport, Moscow.

В учебный материал по единоборствам программы физического воспитания для учащихся VII –XI классов общеобразовательных учреждений входят приёмы самостраховки, борьба лёжа и стоя, учебная схватка, силовые упражнения в парах, разминка, правила соревнований и основы знаний.

Для того чтобы обучить учащихся VII –XI классов элементам единоборств, необходимо сформировать у них умение вести схватки с использованием определённого набора приёмов как в положении стоя, так и в положении лёжа. Обычно урок по овладению элементами единоборств начинается с разминки.


Разминка используется для подготовки организма к выполнению приёмов борьбы для совершенствования техники единоборств. Разминку рекомендуется начинать с медленного бега и несложных движений руками, туловищем и головой во время передвижения (махи, рывки руками перед грудью, выпады вперёд и в стороны, повороты вокруг своей оси, наклоны и вращения головой). Всё выполняется в течение 2–4 мин.


Затем переходят к выполнению специальных упражнений. Это могут быть приседания на одной ноге, широкие махи ногой вперёд-назад и в стороны, отжимание в упоре лёжа, поднимание прямых ног из положения лёжа на спине, сгибание и разгибание туловища лёжа на спине, упражнения на гибкость для ног, рук, туловища.


В разминке можно использовать упражнения с отягощением. При этом акцент необходимо делать не на развитие силы мышц, а на скорость движений. Заканчивают разминку обычно выполнением акробатических упражнений (кувырков вперёд и назад, подъёмов разгибом, стоек на руках с помощью) и приёмов самостраховки, изученных на предыдущих уроках (падение на бок из положения приседа, падение вперёд с кувырком, падение назад из приседа).


Длительность разминки зависит от тех задач, которые поставлены на данный урок физической культуры. Если запланировано изучение новых приёмов, то интенсивность и длительность разминки не должна быть большой, как правило, около 3–5 мин. Если запланированы учебные схватки или развитие основных двигательных способностей, необходимых для единоборств (мышечной силы, скоростной выносливости, координационных способностей), то время для разминки увеличивается до 7–10 мин, а интенсивность выполнения упражнений приближается к максимальной.


После разминки необходимо поработать над совершенствованием самостраховки. Этот важнейший элемент единоборств иногда игнорируется как учителями физической культуры, так и самими учащимися. Однако прочное владение приёмами самостраховки позволяет практически избежать травм на уроках с изучением единоборств и делает обучение приёмам борьбы более успешным. В старших классах рекомендуется освоить с учащимися падение назад из стойки, падение на бок из положения стоя и падение кувырком вперёд через лежащего партнёра. Отработку приёмов самостраховки рекомендуется проводить поточным методом. Учитель при этом имеет возможность контролировать выполнение приёмов каждым учащимся и при необходимости вносить исправления в технику приёма.


В основную часть, как правило, включают освоение 1–2 новых приёмов, а также совершенствование ранее изученных приёмов в различных сочетаниях. В старших классах рекомендуется обучить учащихся новым приёмам в стойке (передней подножке и броску через бедро, а также прямому удару кулаком в голову и защите от него, обезоруживанию при ударе ножом сверху), а также при борьбе лёжа.


В процессе обучения отдельному приёму выделяют три этапа: знакомство с приёмом, разучивание и закрепление. Основная цель ознакомления состоит в создании у учащихся целостного представления о технике выполнения данного приёма. При этом используются рассказ, показ выполнения приёма в целом и отдельных его элементов. Полезно ознакомить учащихся с ситуациями, когда приём может быть применён. После этого переходят к разучиванию приёма. Разучивание целостным методом осуществляется тогда, когда приём прост по своей структуре (например, удар кулаком в голову). Более сложные приёмы (броски, защита от ударов в голову, обезоруживание) разучиваются по частям. Например, при обучении передней подножке учащиеся последовательно выполняют следующие действия: захват соперника, поворот к сопернику спиной, выведение соперника из равновесия, постановка своей ноги к атакуемой ноге соперника, бросок соперника. Не рекомендуется делить приём на очень мелкие детали, так как учащиеся в этом случае могут запутаться в последовательности их выполнения. Когда все части приёма демонстрируются учащимися достаточно уверенно, приём выполняют целиком в замедленном темпе. По мере усвоения приёма скорость его выполнения постепенно увеличивают и доводят до максимальной.


После завершения этапа освоения переходят к совершенствованию умения. Для этого приём выполняют многократно, с постепенным усложнением. Это достигается при помощи следующих методических приёмов: изменение исходного положения, выполнение приёма на быстроту, увеличение количества непрерывных повторений приёма, выполнение приёма по команде. Как правило, основная часть урока по овладению и совершенствованию техники единоборств в старших классах не превышает 20 мин, так как учащиеся могут быстро устать и это приведёт к нарушениям техники выполнения приёмов.


В X–XI классах учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приёмы борьбы лёжа и стоя. Результатом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку. Как и в VIII–IX классах, следует широко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных способностей (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых). В этот период усиливается сопряжённое совершенствование сложной техники единоборств и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.


Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часы вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать и девушки, проявившие к этому интерес.


Для освоения техники владения приёмами единоборств в X–XI классах применяют приёмы самостраховки, борьбы лёжа и стоя, учебные схватки. Развитие координационных способностей осуществляется при использовании пройденного материала, подвижных игр. Развитию силовых способностей и силовой выносливости способствуют силовые

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей , Урок с использованием электронного учебника

В учебный материал по борьбе общеобразовательных учреждений входят упражнения в парах, которые формируют у учащихся умение вести схватки с использованием определённого набора приёмов как в положении стоя, так и в положении лёжа.

Следует широко применять упражнения с партнером для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных способностей (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых). Развитию силовых способностей и силовой выносливости способствуют силовые упражнения и единоборства в парах.

Осваивая на уроках физической культуры элементы единоборств, необходимо развивать у учащихся двигательные качества, что целенаправленно создавать и поддерживать значительные мышечные напряжения легче всего с преодолением внешнего сопротивления соперника. Развитие силы средствами единоборств избавляет учителя от насильственного принуждения своих учеников к активной деятельности. Применяемые разновидности единоборств должны быть насыщены доступными и интересными учащимся элементами силового сопротивления, реализуемого в увлекательной форме.

Остановимся более подробно на описании упражнений в парах.

1. Вытолкни из круга (квадрата). Размеры круга (квадрата) в зависимости от места занятия. Ученики разбиваются на пары. Партнеры встают в середину круга (квадрата). По команде учителя (ученика) толкая (упираясь) в туловище своего партнера пытаются вытолкнуть его за пределы круга (квадрата). Побеждает тот, кто вытолкнет своего партнера 2 раза (первым).

2. Перетягивание пояса (веревки). Ученики разбиваются на пары. Размеры круга (квадрата) в зависимости от места занятия. Партнеры встают в середину круга (квадрата), и берут захват за концы пояса. По команде учителя (ученика) партнеры пытаются перетянуть друг друга за пределы круга (квадрата). Побеждает тот, кто перетянет своего партнера за пределы круга (квадрата) 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников падает или отпускает захват.

3. Вырывание палки (мяча). Ученики разбиваются на пары. Соревнование можно проводить как в круге (квадрате)., так и вне. Партнеры встают в середину круга (квадрата) и берут захват (положение рук можно менять) за палку (мяч). По команде учителя (ученика) партнеры пытаются вырвать палку (мяч). Побеждает тот, кто вырвет палку (мяч) у своего партнера 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников падает или отпускает захват.

4. Борьба на руках лежа на животе. Ученики разбиваются на пары. Партнеры, лежа на животе, лицом друг к другу, ставят правую (левую) руку на локоть (на одну линию), при этом захватывая кисть своего партнера. По команде учителя (ученика) партнеры борются на руках до касания кистью мата. Побеждает тот, кто поборет руку своего партнера 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников двигает (поднимает) локоть или отпускает захват.

5. “Наездники”. Соревнование можно проводить как в круге (квадрате), так и вне. Ученики разбиваются на пары. Вес участников не должен превышать 4 кг. По команде учителя (ученика) партнер садится на спину своего партнера, держа его за плечи. “Наездник” захватывая туловище, руки или шею другого “наездника” пытается стащить (столкнуть) его со своего партнера. Если позволяет место занятия, то в единоборство можно вступить всем парам. Победителем становится “наездник” оставшийся один и сохранивший свое первоначальное положение.

6. “Петушиный” бой. Соревнование можно проводить как в круге (квадрате), так и вне. Ученики разбиваются на пары. Стоя на правой (левой) ноге, руки находятся за спиной. По команде учителя (ученика), партнеры, толкая плечом, друг друга, пытаются вывести из равновесия (до касания ногой мата или изменивший положение рук) своего соперника. Побеждает тот, кто выведет из равновесия своего партнера 2 раза (первым).

7. Перетягивание за руки (стоя и сидя). Ученики разбиваются на пары. Стоя правым (левым) боком к своему партнеру, упираясь правой (левой) стороной стопы со своим соперником и держась крепко за руки, по команде учителя (ученика), партнеры пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет своего партнера 2 раза (первым).

Ученики разбиваются на пары. Сидя, ногами (стопами) упираются в ноги (стопы) друг друга и берутся за руки. По команде учителя (ученика), партнеры пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет своего партнера 2 раза (первым).

8. Наступи на ногу (с захватом рук и без захвата). Ученики разбиваются на пары. Стоя лицом к своему партнеру и взявшись за руки, по команде учителя (ученика), пытаются наступить на ноги своего соперника наибольшее количество раз (за 1 мин.), при этом активно двигаясь и помогая себе руками (подтягивая или отталкивая партнера). Побеждает тот, кто наступит на ноги своего партнера большее количество раз.

9. Бросок (выталкивание) захватом за пояс. Ученики разбиваются на пары. Размеры круга (квадрата) в зависимости от места занятия. Партнеры встают в середину круга (квадрата) и берут захват за пояс (с любой стороны туловища). По команде учителя (ученика), партнеры пытаются бросить или вытолкнуть друг друга за пределы круга (квадрата). Побеждает тот, кто бросит или вытолкнет своего партнера 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников падает или отпускает захват за пояс. Соревнование можно проводить на изученный прием с захватом пояса.

10. Борьба ногами лежа. Ученики разбиваются на пары. Лечь на спину правым (левым) боком к правому (левому) боку партнера, головами в разные стороны и взяться с соперником правыми (левыми) руками под руку. Правые (левые) ноги поднять вверх и зацепить своей голенью голень партнера. По команде учителя (ученика), партнеры пытаются перевернуть друг друга через голову. Побеждает тот, кто перевернет своего партнера 2 раза (первым).

11. Борьба ногами сидя. Ученики разбиваются на пары. Сидя, лицом к своему партнеру, руки в стороны с упором в маты, ноги согнуты в коленях. Один из соперников, обхватывает снаружи ноги другого. По команде учителя (ученика) за 30 сек., партнеры пытаются сжать (раздвинуть) ноги друг друга (ширина ладони между коленями). Побеждает тот, кто выполнит задание в двух положениях.

12. Кто поднимет. Ученики разбиваются на пары. Один из партнеров ложится на живот, руки в стороны. По команде учителя (ученика), другой любым способом пытается поднять соперника и не давать ему поднять себя. Побеждает тот, кто выполнит задание за наименьшее время.

13. Толчки ладонями в ладони. Ученики разбиваются на пары. Партнеры встают друг перед другом на расстоянии вытянутой вперед руки, носки и пятки вместе. По команде учителя (ученика), толчками ладонями в ладони, партнеры пытаются вывести друг друга из равновесия. Побеждает тот, кто выполнит задание наибольшее количество раз за определенное время. Обманные движения руками допустимы, но нельзя касаться никакой части тела соперника, кроме его ладоней, а также сходить с места.

Педагогическая технология обучения учащихся элементам единоборств

на уроках физической культуры

Введение

На протяжении десятилетий не снижается накал дискуссий между специалистами в области физического воспитания школьников по следующему вопросу: «Каким должен быть урок физкультуры?» Если судить по ряду публикаций, то в настоящее время выделяются следующие основные подходы к переоценке цели, задач и сущности содержания уроков физкультуры в общеобразовательных учебных заведениях. Во-первых, это новое осмысление их оздоровительной цели, когда высшей ценностью школьной физкультуры являются здоровье учащихся, высокий уровень физического развития и физической подготовленности. Во-вторых, можно говорить об экстенсивном подходе, при котором главным является значимый тренировочный эффект за счет увеличения объема школьных занятий, и, в-третьих, о спортивно-ориентированном подходе, основанном на рациональном сочетании классно-урочной и секционной формы занятий (урочно-тренировочный тип).

Занятия борьбой рассматриваются многими специалистами в качестве одного из действенных средств физической подготовки подрастающего поколения и, следовательно, имеют большое прикладное значение. Различные виды борьбы достаточно широко практикуются в учебных заведениях (ПТУ, техникумах, вузах). С 1975 года занятия по классической борьбе использовались в физическом воспитании в общеобразовательной школе, начиная 7-го класса с 1993-94 учебного года в содержание программного материала включил элементы единоборств.

Многолетний опыт развития спортивных видов борьбы в нашей стране и за рубежом позволяет говорить о том, что раздел борьбы в школьной программе должен пронизывать весь процесс физического воспитания, начиная с 1-класса. Анализируя учебную программу общеобразовательной школы по физическому воспитанию с 1975 года, когда в них появился раздел «Борьба» (для школьников средних классов - 8 часов, старших - 10 часов в год), показал, что этот вид спорта был и остается далеко еще не разработанным.

Сейчас мы знаем, как популярны в мире женское дзюдо, самбо, вольная борьба.

Я считаю, что уроки с элементами единоборств в школьной программе необходимы. Я провожу уроки вольной борьбы. Значимость их предельно высока. В обучении элементам борьбы я выделяю следующие задачи:

1. Всестороннее физическое развитие учащихся.

2. Военно-прикладная подготовка.

3. Эффективное использование духа и тела.

4. Поиск эффективных методов и средств в обучении учащихся элементам единоборств.

Педагогическая технология обучения учащихся элементам единоборств

Обучение элементам единоборств осуществляю по принципам педагогики: сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности и доступности.

С первых уроков говорю детям, что урок борьбы - это не только развития физических качеств,а также приобретения-хитроумие, остроумие, изящество техники. Приучаю их, чтобы они не отказывались от занятий без серьезных на то оснований(причин). Прошу их уважать самих себя, соперников, зал, правила соревнований.

В уроках единоборств нужна хорошая физическая подготовка: акробатическая подготовка - для развития ловкости, упражнения с отягощениями, амортизаторами - для развития силы, кроссы - для развития выносливости.

Занятия строю так, чтобы подготовка учащихся к выполнению поставленных задач, само их выполнение и окончание урока были четко разграничены. Исходя из этого, урок должен включать в себя: вводную, основную и заключительную части.

В вводной части урока ставится задача сосредоточить внимание занимающихся на предстоящей работе и умеренно разогреть организм. Используются различные виды ходьбы, бега, общеразвивающие и специальные упражнения. Основные задачи вводной части сводятся к повышению функциональной активности всех органов и мышечных групп за счет использования общеподготовительных упражнений. Рекомендую включать имитационные и игровые упражнения, которые могут выполняться с предметами (гантелями, гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками) и без них, очень важно использовать упражнения с элементами акробатики, на гимнастической стенке, с гимнастическими скамейками и т.д.

Остановимся на наиболее ценных упражнениях:

1. Упражнения, увеличивающие амплитуду движения, т.е. упражнения на гибкость.

2. Упражнения в равновесии. Провожу по следующим степеням трудностей: без усложнений, с закрытыми глазами, с грузом (постепенно увеличивая его), с грузом и закрытыми глазами.

3. Упражнения для развития ловкости (кувырок прыжком через стоящего на четвереньках, перекат через стоящего на четвереньках, перекат через спину стоящего, держась за его руки; колесо, колесо с поворотом и т.д.)

4. Упражнения для укрепления связок и частично для развития силы (упражнения с гантелями, набивными мячами, в парах и т.д.)

5. Упражнения для развития силы (упражнения со штангой, резиновыми амортизаторами, упражнения на преодоление тяжести противника (без сопротивления соперника и с дозированным сопротивлением соперника) и т.д.

6. Упражнения для развития быстроты движений. Для развития этого качества рекомендую следующие упражнения: перебрасывание маленького мяча друг другу, ловить мяч, подброшенный вверх, отскакивающий от пола, ровной стены, стены с неровностями, делать подсечки по падающему мячу или бумажке, по мячу, катящемуся в разных направлениях, бег на короткие дистанции, старты из всевозможных положений.

7. Упражнения самостраховки и страховки (перекаты, различные кувырки, падения с опорой на руки, падения вперед из основной стойки, падения при захвате ног сзади, падение вперед с отягощением, падение вперед с перекатом на грудь, падения в сторону и назад с опорой на руки, падения на бок кувырком через руку партнера, через препятствие и т.д.

Основная часть урока по структуре может быть простой и сложной в зависимости от поставленной цели - изучение техники и тактики борьбы, повторение и отработка приемов при полном сопротивлении и без сопротивления партнера. Обучение приемам провожу в следующем порядке:

1. Учитель показывает и объясняет прием полностью в обычном темпе, затем медленно, фиксируя внимание занимающихся на основных моментах. После такого общего ознакомления показываю прием по подразделениям и при этом обращаю внимание на особенности его проведения и возможные ошибки. Такая форма дает ученикам быстрее освоить изучаемый прием.

2. Занимающиеся выполняют прием против несопротивляющегося партнера до тех пор, пока полностью и технически правильно не освоят его.

Технику выполнения приема закрепляют, а затем совершенствуют с сопротивляющимся партнером в последующих тренировках. Причем сопротивление партнера в ходе занятий должно возрастать по мере совершенствования техники.

Техника вольной борьбы подразделяется:

Борьба стоя

Стойки, дистанции, подготовки к захватам, передвижения и обманные движения. Способы подготовки к броскам, исходные положения для проведения бросков и подходы к броскам. Прорывы оборонительных захватов

Страховка и самостраховка

Комбинации из бросков

Защиты против бросков

Ответные броски

Борьба лежа

Исходные положения и вспомогательные действия.

Страховка и самостраховка.

Благоприятные положения для проведения приемов борьбы лежа.

Подготовка к приемам борьбы лежа.

Прорывы оборонительных захватов

Заваливания.

Переворачивания.

Удержания.

Болевые приемы.

Удушающие приемы.

Защиты против приемов борьбы лежа.

В каждое занятие включаю элементы как обучения, так и тренировки. На первых уроках главным образом является обучение, а на последующих тренировка. Обучение следует начинать с легких упражнений и постепенно переходить к более трудным. Во время занятий занимающиеся должны получить от учителя правильное, яркое, надолго запоминающееся представление о приеме. Располагаю материал уроков согласно известному правилу от простого - к сложному, от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному. Стараюсь широко прибегать не только к натуральному показу, но и к демонстрации схем, рисунков, кинограмм и пр. Предлагаю примерную схему изучения приемов.

Примерная схема изучения приемов:

1. Назвать приём.

2. Обосновать прием, рассказать о его значении в комплексе приемов.

3. Показать прием в темпе - наглядно, четко, образцово.

4. Показать прием в замедленном темпе, акцентируя внимание на основных элементах, а потом опять показать в обычном темпе.

5. Рассказать о наиболее благоприятных условиях для проведения приема.

6. Обратить внимание на наиболее распространенные ошибки при выполнение приема.

7. Составить пары занимающихся и приступить к изучению приема.

8. Изучение приема начать с его выполнения без сопротивления партнера и без передвижения по ковру.

9. Выполнять прием в движении по ковру с сопротивлением партнера.

Первые уроки занятия борьбой целиком посвящаю изучению элементов страховки и самостраховки, так как все приемы в стойке связаны с падением атакуемого, а часто и атакующего. Поэтому оба партнера должны хорошо ориентироваться в пространстве и смягчать падение. Одновременно пристальное внимание уделяется тренировке вестибулярного анализатора с помощью прыжков с вращением, кувырков, поворотов, акробатических прыжков. Последующие уроки посвящаю изучению подводящих и имитационных упражнений, которые могут даваться и в качестве домашнего задания учащимся. В занятия вводятся подвижные игры, развивающие ловкость, силовую выносливость (бой всадников, петушиный бой, борьба в кругу, борьба за захват), т.е воссоздающие реальные условия борьбы в виде высокоэмоциональных игр. Лишь после ознакомления и удовлетворительного выполнения приемов самостраховки можно переходить к изучению наиболее простых технических действий. К ним относятся прежде всего выведения из равновесия. Одновременно переходят к изучению приемов в партере, выполнению различных переворотов с захватом пояса, удержаний сбоку, со стороны ног. Знакомиться можно с 5-8 приемами в борьбе лежа, но закреплять до уровня навыка не более 3-4.Точно так же и в борьбе стоя можно изучать 12-15 приемов, но рекомендую совершенствовать индивидуальную технику приемов не более 3-4.

Задача заключительной части урока - привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние. Для этого применяется медленная ходьба, упражнения на расслабление и т.д.

Нельзя забывать и о теоретической подготовке учащихся. Предлагаю темы теоретических занятий:

1. История вольной борьбы

2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

3. Гигиена и профилактика травматизма.

4. Прикладное значение вольной борьбы.

5. Правила соревнований.

6. Основы техники и тактики вольной борьбы.

7. Этика спортсмена.

Из выше описанного, можно сделать следующие выводы:

1. Уроки борьбы позволяют не только улучшить отношение учащихся к занятиям физической культуры в школе, но и поднять на качественно более высокий уровень их физическую подготовку.

2. Боевой раздел и приемы самозащиты дополняют этот вид борьбы наиболее эффективными спортивными приемами, применяемыми в сложной обстановке.

3. Элементы борьбы легко дозируемы. Их можно давать дифференцированно в зависимости от индивидуальных способностей учащихся.

4. Уроки борьбы имеют важное значение в подготовке учащихся к службе в армии.

Повышение эффективности физического воспитания средствами единоборств на уроках физической культуры

Школьный возраст - важный период в развитии физических качеств детей. В это время закладываются основы их физической и умственной подготовленности. Главной задачей, определяющей значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, инициативного подростка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению и к последующей активной творческой деятельности. Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в общеобразовательных школах является урок физической культуры. Традиционная система образования и физического воспитания, хотя и декларирует принцип всесторонности процесса физического воспитания, вместе с тем не обладает адекватными возможностями целенаправленной его организации. В связи с этим существует противоречие между требованиями к развитию личности учащихся и современной системой образования и физического воспитания. Современный уровень физического воспитания требует длительной и упорной работы, направленной на развитие физических качеств, овладение техникой умений и навыков, воспитание психологической устойчивости. Содержание учебно-тренировочных занятий, формы, методы и организация их в процессе многолетней подготовки спортсменов существенно изменяются, неизменными пока остаются только общие положения, касающиеся средств и методов физического воспитания. Для развития физических качеств школьники должны проводить большую по объёму и интенсивности тренировочную работу. Нагрузки на организм при такой работе очень велики, но её результаты не всегда бывают пропорциональны затраченным усилиям, тем более что введение в школьную программу по физической культуре трехразового недельного цикла.

Структура уроков физической культуры на основе применения самбо в общеобразовательной школе

Если проследить за эволюцией средств и методов физического воспитания, то обнаруживается тенденция к использованию всё более специализированных средств, специальных приспособлений и тренажёров, специфических видов, получивших название «нетрадиционные средства». В вопросе повышения двигательной активности физической подготовленности практики идут по пути расширения применения нетрадиционных средств: использование приборов, макетов, различных видов, оборудования и методических приёмов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма детей школьного возраста. Применение самбо как средство физического воспитания в учебном процессе, в секциях и на факультативах во внеурочной форме даёт ряд преимуществ перед другими средствами подготовки. Это установлено во многих работах, (18, 19, 22, 31, 35, 39). Дефицит двигательной активности учащихся в некоторой степени восполняется на занятиях физической культурой. Однако, врачебные наблюдения свидетельствуют, что развитие функциональных свойств отмечается в основном у учащихся с низкими исходными данными, тогда как для учащихся с относительно высокими функциональными возможностями стандартное проведение занятий физической культурой оказывается не эффективным (5, 7, 10, 35, 43 и др.).. В большом объёме используются специально - подготовительные упражнения, направленные на развитие тех групп мышц, которые играют решающую роль в обучающем разделе школьной программы (баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика, плавание, подвижные игры и т.д.). С ростом уровня развития физических качеств, достижением предельных результатов эффект от применения того или иного средства или метода занятий снижается. Перспективным представляется применение комплекса физических упражнений с элементами Самбо как средство физического воспитания, обеспечивающих взаимосвязанные совершенствования координационных и скоростно - силовых качеств, повышающих эффективность тренировочных занятий без дополнительного увеличения объёма нагрузок детей школьного возраста.

Ч.Т. Иванков, (57), даёт следующие определения: самбо как средство физического воспитания - это системы, комплексы, применяемые для тренирующего воздействия на различные органы и функции организма для обучения и совершенствования двигательных навыков, а также для получения информации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения их эффективности.

Спортивное самбо - это ациклический сложно-координационный вид спорта, где соревнования проводятся по трём основным видам: (самбо - поединки), Боевое самбо (комплекс болевых и защитных приемов) и спортивное самбо. Становление самбо пришлось на 1920-1930 годы, когда молодая советская республика остро нуждалась в социальной защите. В 1923 г. в Московском спортивном обществе «Динамо» В.А. Спиридонов культивирует этот вид спорта. В этот же период активно развивает Самбо В.С. Ощепков выпускник института дзюдо «Кодокан» в Московском институте физкультуры. Этот вид спорта был предназначен для сотрудников НКВД, для военнослужащих командного состава Красной Армии. Со временем система защиты без оружия, такое было название этого вида спорта, было продолжено замечательными учениками и спортсменами А.А. Харлампиевым и Е. М. Чумаковым, которые обогатили и вывели самбо на современный уровень, а в 1939 г. самбо входило в нормативы комплекса ГТО. Большой вклад в самбо внесли такие выдающиеся спортсмены,как А. Галковский, Е. Чумаков, Будзинский, А. Сагетелян В. Волков. А в 1970 г.один из сильнейших борцов СССР Давид Рудман создал школу «Самбо - 70», в 1973 г. мастером спорта по самбо становится будущий президент России В.В. Путин. В феврале 1929 г. состоялся чемпионат Московского общества» Динамо» по самбо. 1938г. 16 ноября Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал приказ №633 « О развитии борьбы вольного стиля (Самбо) на основании этого приказа была создана федерация самбо, а в следующем году был проведен проведён 1-й чемпионат СССР по борьбе самбо. Таким образом, спортивное самбо насчитывает более 70 лет. Начло Великой Отечественной войны прервало ежегодное проведение чемпионатов СССР. Спортсмены и тренеры воспитанные самбо с честью защищали Родину, они были отмечены боевыми наградами. В 1950-70 годы самбо выходит на международную арену, продолжая традиции массового развития самбо. В 1986-1988г.г. армейскими тренерами Жуковым АГ., Малым А.А., Мулеевым Р.А. была создана программа по самбо для сотрудников милиции и допризывной молодежи. С середины восьми десятых годов готовит чемпионов и призеров Мира ученик А.А. Харлампиева В.В. Волостных к.п.н., доцент каф. физвоспитания института МЭИ. На этой же базе создается Центр боевого самбо. Правила боевого самбо были впервые опубликованы в книге Волостных В.В., Жукова А.Г. и В.А.Тихонова «Энциклопедия боевого самбо» (1993 г. 300тыс. экз. на русском англ., араб. немец. франц. и японском языках).

1995 г. было создан « Клуб боевого самбо» директор В. В, Волостных, затем была создана Всемирная Ассоциация клубов боевого самбо - президент А.Г.Жуков в него вошли клубы СНГ и зарубежных стран, а в Нью - Йорке Д.Л.Рудман на базе московского клуба создал Мировой клуб боевого самбо (World combat sambo club) и выпустил русско - английскую книгу «Самозащита без оружия» в настоящее время развитием самбо занимается Всероссийская федерация самбо (Елисеев С.В.) Выдающиеся спортивные деятели А.А. Харлампиев и Е.М.Чумаков, А.Галковский, Будзинский, А.Сагетелян В. Волков представляют собой новый тип тренеров, привносящих новое звучание в общей истории самбо.

Они разработали несколько форм оздоровительной направленности вместо секретных приёмов ведения схватки, имевших место в школьной программе. Большое значение придавали физической подготовке, разминке. Также деятельность подавляющего числа клубов и секций самбо в различных уголках нашей страны может быть отнесена к физкультурно-оздоровительному аспекту и обучения защитным действиям.

Практика доказывает необходимость перехода от традиционных средств и переориентации учебного процесса на повышение двигательной активности и уровня подготовленности учащихся, поэтому необходим поиск другого содержания физического воспитания, который используется в нетрадиционных средствах, в частности, самбо, в единоборствах, что и определило тему наших исследований.

В урочных и внеурочных формах физического воспитания уже применяются инновационные средства и методы, акцентирующие внимание на единоборствах, проявляющиеся в целеустремлённости преподавателей той или иной школы.

По своей специфике каждый учитель это личность, который имеет свой опыт в развитии физических качеств свою концепцию физической подготовки занимающихся. При этом необходимо учитывать, что развитие физических качеств зависит от многих факторов: возраста, пола, состояния нервной, эндокринной и других систем организма, адаптации к физическим нагрузкам, условий внешней среды и др. Однако ведущее значение имеют количество и качество мышечных волокон, составляющих структуру нервно- мышечного аппарата. На этапе углубленной спортивной специализации силовые способности в процессе их развития приобретают все более направленный характер Ю. В. Верхошанский (26), но база для их совершенствования должна закладываться в период обучения с помощью разнообразных общеразвивающих средств, среди них выделяются следующие:

Упражнения комплексно воздействующие на основные мышечные группы,

Упражнения направленные на повышение уже имеющегося уровня функциональных возможностей организма,

Обеспечивающие необходимую физическую базу для совершенствования технико-тактического мастерства (36, 39). По степени соответствия режима работы соревновательному упражнению выделяют три группы средств:

Средство соревновательной подготовки, к которым относятся сами соревнования, контрольные встречи и соревновательные старты в процессе тренировки, интенсивность, которых приближается или превосходит в отдельных случаях соревновательную;

Специально подготовительные, направленные на интенсификацию освоения техники и развитие отстающих физических качеств;

Подводящие, используемые, как правило, на этапе начального обучения для освоения сложных технических элементов.

В спортивных играх, в единоборствах физические качества развиваются в динамическом характере, обычно в связке скоростно-силовой и силовой выносливости в самбо как средство удержание соперника на определенной дистанции.

Следовательно, чтобы развивать физические качества для применения в спортивной жизни школьников необходимы все составляющие элементы особенно взаимодействие учебной и тренировочной деятельности.

Элементы самбо как средство физического воспитания довольно широко применяются в физическом воспитании. При этом более эффективными в плане обучения и тренировки спортсменов являются те, приёмы которые обладают простотой и надёжностью в применении, целесообразны в работе, дают возможность дозировать нагрузки, соответствуют биомеханической структуре соревновательного упражнения (25, 47, 60, 69, 67, 73,84, 110 и др.).

Надо отметить, что в практику школьного спорта упражнения самбо как средство физического воспитания первоначально входили лишь как самостоятельные занятия, обеспечивающие дополнительную физическую нагрузку, и как специализированные приспособления для отработки тех или иных элементов техники. Затем появились программы, дающие возможность количественно и качественно оценить действия спортсменов непосредственно в ходе упражнения, с обратной связью и срочной информацией, в которых программируется одновременно несколько показателей жизнедеятельности спортсмена (8, 9, 18,21,27,31,73,78, 94 и др.)

Однако опыт спортивно-тренировочной деятельности (секции, факультативы) не переносится в школьные занятия. Следует учитывать, что в школе учатся дети с разными возможностями усвоения материала школьной программы и разного уровня физического развития.

Применение вариативного метода тренировок на занятиях урочной формы позволяет значительно повысить объём и интенсивность двигательных действий в учебно-тренировочном процессе, что можно расценивать как положительный фактор специальной тренированности у учащихся и общего физического развития ребёнка.

Если уделять больше внимания теории поэтапного формирования действий и понятий, центральными положениями которой являются ориентация на заданный результат, можно моделировать и прогнозировать рост ребёнка как в спортивном направлении, так и в общем развитии личности, способной выполнять нормативы по учебной программе и готовиться к самостоятельной взрослой жизни.

Круг средств и методов подготовки школьников не ограничивается только спортивными тренировками по самбо как средство физического воспитания. Это ещё и разные виды восстановительных мероприятий (баня, массаж, тренажёры и др.(78,88), а также виды занятий по системам типа йога или, например, в водной среде, аутогенные тренировки (28,90,91,101) и т. п.

Таким образом, рассматривая круг средств, применяемых в физическом воспитании детей школьного возраста, видно, что большинство из них подбирается с учётом принципа трёхстороннего развития личности в физическом, функциональном и психологическом уровнях. Данный принцип предусматривает организацию подбора и использования элементов упражнений самбо как средство физического воспитания, по мере их идентичности с соревновательными упражнениями и преимущественной направленности воздействия с учётом школьной программы. Из анализа литературных источников вытекает, что рациональное применение средств самбо в физическом воспитании и системы тренировки в урочных и внеурочных формах физического воспитания детей школьного возраста даёт возможность:

Целенаправленно решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом учащихся и более эффективно проводить обучение их технике спортивных упражнений;

Расширить круг средств и методов, применяемых в физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовке учащихся;

Соблюдать принцип сопряжённости, т.е. соответствие специальных упражнений основным соревновательным движениям, благодаря чему не только развиваются физические качества, но и одновременно совершенствуется техническое мастерство;

Использовать эффект преодолевающего и уступающего режимов работы мышц с учётом специфики движений основного физического упражнения;

Изобретательно и целенаправленно развивать основные или специфические группы мышц, определяющие успех в данном виде программы физического воспитания и спорта, где необходимо проявление максимальных усилий;

Применять упражнения локального и регионального характера, способствующие укреплению относительно слабых звеньев мышечной системы детей школьного возраста;

Многократно повторять сложно-координационные упражнения в заданном режиме;

восстанавливать в мышечной памяти основные фазы и детали двигательных действий;

Как известно низкая физическая активность отрицательно сказывается на функции опорно-двигательного аппарата, снижение уровня физической подготовленности, уменьшение работоспособности и приближает к болезненному состоянию организма.

Многочисленные исследования (4,5,33,41,8 3) доказывают, что ограничение физической активности приводит к детренированности организма и неблагоприятно влияет не только на сердце и его функциональные резервы, но и на механизмы кровообращения.

Использование упражнений самбо как средство физического воспитания на физкультурных занятиях в урочной и внеурочной формах является одним из решений данного противоречия двигательной активности.

Упражнения самбо как средство физического воспитания на занятиях физической культурой в урочной форме позволяют активизировать двигательную, интеллектуальную и оздоровительную деятельность детей, способствуют приобщению детей к занятиям физическими упражнениями, обеспечивают в полной мере полноценное физическое, умственное и функциональное развитие школьников, поскольку способствует быстрому решению задач в единицу времени.

Физкультурные занятия в сочетании с самбо как средства физического воспитания во внеурочной форме проводятся с целью закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и способностей в изменённой обстановке. Они основываются на выполнении комплексов движений в сочетании с комплексами упражнений работы в парах, как в спортивном так и в оздоровительном направлениях.

Занятия самбо как средство физического воспитания способствуют усилению и нормализации взаимосвязи физиологических систем, что обеспечивает приспособление к повышенным запросам, предъявляемых организмом.

Под влиянием регулярных физических тренировок у занимающихся улучшаются условия внешнего дыхания, метаболизм миокарда, нормализуется терморегуляция, липидный обмен (5,15,16,25,29, 30).

Базовой основой физической подготовки учащихся школьного возраста является приобретение умений, навыков, а также решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Неотъемлемой частью учебного процесса на занятиях физического воспитания учащихся является контроль за качеством знаний и умений. Контроль знаний и умений является составной частью практически всех видов и форм учебных занятий, а его результаты представляют собой основу как для коррекции работы обучаемых, так и для изменения методики и содержания учебной программы, оптимизации всей организационной структуры учебного процесса.

Одной из неиспользованных возможностей является увеличение и расширение роли и значения элементов спортивной подготовки для решения педагогических задач в процессе занятий. Основная цель заключается в том, чтобы для оптимизации управления учебно-тренировочной деятельностью занимающихся разработать методические обоснования использования их в соответствии с дидактическими задачами.

Комплексы упражнений с элементами самбо как средство физического воспитания в настоящее время применяются не только в обучении во внеурочной форме, но и в урочной форме физического воспитания школьников. Улучшается организация урока, увеличивается его плотность, содержательность, эмоциональность; занятия самбо как средство физического воспитания в системе дополнительного образования помогают и в совершенствовании физических качеств и в процессе обучения двигательным действиям (32,35,39).

Рассматривая основные направления, определяющие интерес к физической культуре ряд специалистов (25,29, 36,41,42,49,72) среди прочих указывают на совершенствование системы управления в общеобразовательных учреждениях. Вполне естественно поэтому попытки учёных и практиков использовать в этих целях нетрадиционные средства физического воспитания в образовательных учреждениях.

Применение самбо как средство физического воспитания для физического совершенствования является существенным фактором современного этапа развития физической культуры. При этом упражнения борьбы самбо выполняют две важные функции:

Их применение обуславливает объективность контроля за физическим состоянием и физической подготовленностью;

они могут быть использованы как средство тренировки в учебных занятиях.

Исследования Ю. М. Закарьева, С.Ф.Ионова, Ч.Т. Иванкова, В. А. Никифорова,Б. М. Рыбалко, Г. С. Туманяна и др. показали, что спортивная борьба способствует интенсивному повышению физической подготовленности, ловкости, координации и более гармоническому развитию подростков.

Ряд авторов А.С. Кузнецов, А.И. Соколов, Калябин В.А., Литвинов С.А., А.В.Сафошин и др. уже предприняли попытку обоснованного введения элементов борьбы на уроках физического воспитания получив, хорошие результаты, и тем самым, подтвердив правильность выбранного пути. Изучались элементы борьбы самбо, приемы закреплялись и совершенствовались специфическими средствами и подвижными играми. Но спортивные поединки не проводились из-за возможности травм. Хотя это и шаг вперед, но такая программа нам кажется не полной, поскольку в работах делается акцент на развитие физических качеств, без учета техники движений, её структуры, которая, как нам кажется, должна иметь если не лимитирующее, то главенствующее значение, далее без спортивных поединков и соревнований создаётся неправильное представление о борьбе. Поскольку критерием истинности является практика и коль скоро абсолютная истина трудно достижима, при движении вперед нужна обратная связь от практического результата к познанию, чего не проводя схваток, добиться весьма трудно.

Самбо как средство физического воспитания при трехразовых уроков физической культуры требует более тщательного исследования. Именно эти вопросы применительно к учащимся не нашли своего научного обоснования и вызывают этим затруднения в практической деятельности учителей физической культуры, что и определило направление нашей работы.

Проблема создания и внедрения упражнений самбо как средство физического воспитания, в вариативную систему дополнительного образования физического воспитания актуальна. Тенденция к повышению интенсивности специальной тренировочной работы обуславливает необходимость широко использовать нетрадиционные средства и специальные упражнения из самбо как средство физического воспитания, имеющих специфику различных видов спорта и с учётом индивидуальных способностей учащихся (9,13,19,21,26,39 и др.).

Кроме того, огромную рекламную работу для занятий физическими упражнениями с элементами борьбы проводит телевидение, ежедневно демонстрируя художественные фильмы, в которых присутствуют единоборства. И почти все дети школьного возраста имеют своих кумиров, которые владеют навыками самбо как средство физического воспитания.

Комплексное использование самбо как средство физического воспитания, обеспечивающих как физическую и функциональную подготовку, так и психологическую, способствует оптимизации учебно-тренировочного процесса и укладывается в систему физического воспитания в условиях средней школы.

Заключение

Анализ данных научно-методической литературы показал, что многие авторы отмечают недостаточный уровень развития координационных и скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. В связи с чем, физическая работоспособность у большой части учащихся оказывается ниже должного уровня. Занятия физической культурой в период обучения в общеобразовательной школе, как правило, не приводят к положительным изменениям физического состояния организма. В доступной нам литературе представлены разноречивые данные о критериях нагрузки, обеспечивающей тренировочный эффект. Мало изучены вопросы, связанные с регламентацией нагрузок в соответствии с возможностями организма. Существующие подходы к дозированию физических нагрузок для данного контингента базируются в основном на средневозрастных нормативах, что не даёт возможности учитывать индивидуальные особенности реакции организма на различные тренировочные нагрузки.

Использование нетрадиционных форм, в частности, введение упражнений и комплексов самбо как средство физического воспитания в урочные и внеурочные формы может существенно повысить уровень физической подготовки учащихся. Упражнения с элементами самбо как средство физического воспитания одновременно способствуют развитию физических качеств, повышению физической и функциональной подготовленности, спортивной и оздоровительной направленности.

2024 kotmma.ru. Лучший спорт для тебя.