Тяжелый огонь олимпиады. Тяжелый огонь олимпиады 1980 год кто нёс факел

30 лет минуло с того времени, как в Москве прошла Олимпиада. И это замечательный повод ещё раз вспомнить, как это было.

Огонь, зажжённый в Олимпии — неотъемлемая часть любой Олимпиады. И его доставка к месту проведения — яркое и запоминающееся событие. Для Московской олимпиады был выбран самый спортивный способ доставки — марафонская эстафета факелоносцев.

Полная длина маршрута составляла 5000 км, эстафета проходила по территории Греции, Болгарии, Румынии и СССР. Маршрут был разделён на участки по 1000 метров. Каждый такой участок спортсмен преодолевал в среднем за 4-5 минут. На границе участка его ждал следующий бегун со своим факелом. Всего в эстафете учавствовало 5000 спортсменов, продолжительность маршрута — 30 дней.

Каждый факел внутри содержал сжиженый газ в баллоне, газовую магистраль и горелку, являясь крайне надёжным с точки зрения поддержания горения. Он прошёл испытания в условиях, имитирующих тропический ливень и ураганный ветер.

Передача олимпийского огня происходила так: ожидающий факелоносец за 25-30 метров до финиша предыдущего спортсмена включал подачу газа, за 10-15 метров до финиша бегун поднимал горящий факел вверх, то же самое делал стартующий факелоносец. Факелы соприкасались, огонь перекидывался с одного факела на другой, и новый атлет продолжал эстафету.

Но, тем не менее, в истории были случаи, когда олимпийский огонь в факеле по той или иной причине гас. Это, конечно, самая страшная накладка, возможно ещё множество мелких организационных накладок. Ведь по ходу эстафеты в крупных городах проводилось 142 церемонии встречи олимпийского огня. Кроме того, эстафета проводилась в дневное время, ночью же олимпийский огонь горел в специальных церемониальных чашах, расположенных в городах по пути следования. Поэтому олимпийская эстафета — это не только спортивное мероприятие, но и серьёзный комплекс организационных и технических мероприятий.

Именно поэтому олимпийский огонь всегда следовал с довольно солидным эскортом специальных автомобилей. Наиболее интересным и самым главным из них был автомобиль сопровождения олимпийского огня, РАФ-2907.

Основная фунция этой машины — перевозка ламп запасного огня. На равнинных и горных дорогах эта машина ехала со скоростью бегуна. Обычная серийная машина ехать на такой скорости длительное время не могла, у неё перегревался мотор. На олимпийскую машину конструкторы установили радиатор большого объёма, вентилятор системы охлаждения которого вращался электромотором. В задней части машины был оборудован изолированный отсек с принудительной вентиляцией. В нём постоянно горели три лампы, ещё три находились в резерве. Если бы огонь на каком-нибудь этапе погас, то от лампы запасного огня зажгли бы резервный факел. Доступ в этот отсек был предусмотрен как изнутри, так и снаружи через заднюю дверь. В отсеке имелись также средства пожаротушения. В салоне был установлен стол, два дивана, поворотное кресло, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер. В машине со всеми удобствами работали два водителя и смотритель олимпийского огня.

Кроме того, имелись два РАФ-2908, один из которых являлся техничкой, в другом ехали организаторы мероприятия, машины сопровождения «Волга» ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02, а также автобус ЛАЗ-5255 «Карпаты», выполнявший функции передвижного пресс-центра (он был оборудован кондиционированным салоном, цветными телевизорами и громкоговорителями). Всего в колонне было десять машин, но по мере движения к ней присодинялись машины местных организаций, ответственных за проведение эстафеты. Большинство машин получило специальную серию госномеров - с буквами ОЛМ.

За сутки до открытия Игр олимпийскую эстафету встретила Москва. В сопровождении почетного эскорта бегуны пронесли пылающий факел мимо многоэтажных новостроек микрорайонов Ясенева, Теплого стана, Тропарева. Затем по Московской кольцевой автомобильной дороге и Можайскому шоссе, проспектам Маршала Гречко, Кутузовскому и Калининскому, площади имени 50-летия Октября и улице Горького доставили его к зданию Моссовета, где он провёл последнюю ночь перед началом Игр.

Утром 19 июля олимпийская эстафета вышла на свой финишный этап по улице Горького, проспекту Маркса, Волхонке, через Кропоткинскую площадь, Метростроевскую улицу и Комсомольский проспект к Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина.

За день до этого из Москвы олимпийский огонь на поездах отбыл в другие города СССР, в которых проводилась часть соревнований Московской олимпиады. 20 июля огонь Олимпиады загорелся в Таллине, Ленинграде, Киеве и Минске.

Источники:


Всего через пару недель состоится открытие очередных Олимпийских Игр в Рио-де-Жанейро. Сотни спортсменов примут участие в борьбе за почетные медали. Ровно 36 лет назад 19 июля 1980 года в Москве прошла церемония открытия XXII Олимпийских Игр. Подобное событие стало первым событием такого масштаба для стран Восточного Европы. Вспоминаем, как это было.




Решение о том, что Советский Союз проведет Олимпийские Игры XXII, было принято в 1974 году. Проведение спортивных событий такого масштаба всегда очень дорогостоящее удовольствие, поэтому за право проведения боролись в то время только Москва и Лос-Анджелес.


В церемонии открытия Московской олимпиады"80 было задействовано 16 тысяч выступающих. | Фото: mtdata.ru.




На церемонии открытия XXII Олимпиады на Центральном стадионе имени В. И. Ленина (сегодня - стадион «Лужники»), продолжавшейся 3 часа, было задействовано 16 тысяч выступающих. Олимпийский факел зажег баскетболист Сергей Белов.



Талисманом Игр был признан олимпийский Мишка. Его создателем стал Виктор Чижиков.


Фанта стала неофициальным напитком Олимпиады"80. | Фото: fishki.ru.


В период Олимпийских Игр XXII в Москве в больших количествах появились дефицитные товары и свободном доступе - кока-кола, фанта, колбасные нарезки, джемы (в основном все было закуплено в Финляндии).


Выступающие на торжественной церемонии Московской Олимпиады"80. | Фото: diletant.media.


Детей было настоятельно рекомендовано отправить на этот период за город: на дачу, в лагерь, чтобы «не подвергать их возможным провокациям». Стоит ли говорить, что Москву в то время буквально наводнило невиданное количество милиции. А специально созданный отдел КГБ осуществлял зачистку, высылая за 101-й километр от столицы диссидентов, бывших уголовников и «антиобщественные элементы».



Но даже при применении особых мер предосторожности, регламентированном поведении москвичей, Олимпиада XXII стала настоящим глотком свободы для людей того времени.


Олимпийские Игры является главным трендом в мире спорта и неудивительно, что многие стараются хоть как-то приобщиться к этому событию. К примеру, художник Уоррен Элсмор (Warren Elsmore), вдохновившись этим спортивным мероприятием,

Путешествие Олимпийского огня в Советском союзе организовали как настоящую спортивную эстафету. 18 июня 1980 года церемония взятия огня состоялась по традиции в Олимпии, там, где огонь зажигали ещё во времена Древней Греции.


Первый отрезок пролегал через полуостров Пелопоннес и был одним из наиболее протяжённых, поскольку спортсменам пришлось обогнуть с севера Аркадское плоскогорье. Закончился этап вечером 20 июня 1980 года торжественной церемонией в Афинах на Панафинском стадионе, где эстафету встретили представители оргкомитета Олимпиады и местные жители.

Пока эстафета добиралась до границы СССР, пламя успели лицезреть жители Болгарии и Румынии. Маршрут проходил через Афины, Фивы, Салоники, Софию, Пловдив, Плевну и Бухарест. Не считая зигзага в Болгарии, линия эстафеты двигалась относительно ровно на север.


На территорию Советского Союза олимпийская эстафета ступила в Молдавии. 5 июля 1980 года олимпийский огонь был передан советским спортсменам на пограничном мосту через реку Прут. Первым факел понёс олимпийский чемпион бегун Пётр Болотников.

Из Кишинева огонь отправился на запад в город Черновцы, откуда началось путешествие по Украине. Через Житомир, Киев и Полтаву факел добрался до Харькова, после чего ступил на территорию России. Первым крупным городом, принявшим эстафету, стал Белгород. Оттуда пламя двинулось в Москву по трассе М2, в народе — по Симферопольскому шоссе.

Пройдя через Курск, Орёл и Тулу, 18 июля 1980 года эстафета вошла в Москву в районе Ясенево и двинулась к центру города на Тверскую площадь, где олимпийская чемпионка пловчиха Марина Кошевая зажгла огонь в большой церемониальной чаше, установленной в центре площади. На следующий день процессия двинулась к конечной цели – «Лужникам», которые тогда именовались Центральным стадионом имени Ленина. Последним в эстафете был баскетболист Сергей Белов, который и зажёг главное пламя Игр.


За этот месяц эстафета преодолела пять тысяч километров. В ней приняли участие пять тысяч атлетов, каждый из которых пробежал ровно по одному километру, на что тратил не более пяти минут. В память об участии в эстафете факелоносцы имели право забрать свой факел и комплект формы.

За время пути состоялось почти полторы сотни торжественных церемоний и встреч, участниками которых в общей сложности стали более 12 миллионов человек. За сутки до начала Олимпиады огонь на поезде был отослан в города, где проходила часть соревнований: Таллин, Ленинград, Киев и Минск.

К сожалению, за время путешествия из Греции не удалось избежать неприятных ситуаций, когда огонь гас. Но к таким случаям всегда были готовы.


В эскорте эстафеты ехало множество специальных автомобилей, в которых было всё необходимое на любой случай. Ключевыми были «рафики», которые перевозили запасы олимпийского огня. Это были не совсем обычные машины, а специально сконструированные для эстафеты — они могли долгое время двигаться со скоростью бегуна, что было не под силу остальным — мотор быстро перегревался.


Также в автоколонне двигались организаторы, передвижной пресс-центр, медики, техническая поддержка и, конечно, охрана.


ГАЗ-24 «Волга». Автомобиль экскорта олимпийского огня XXII летних олимпийских игр в Москве. Машина имела специальный госномер ОЛМ

Почти все машины имели специальные госномера ОЛМ. Каких-то особых неприятностей эстафете удалось избежать.

Как рассказывал начальник управления эстафеты Виктор Лукьянов, был только один случай, тянувший на скандальный, и то, к процессу движения он не имел отношения. Дело в том, что уже на церемонии открытия факелоносцы Виктор Санеев и Сергей Белов вышли не в форме официального поставщика, которым являлась японская фирма Mizumo. Но неприятный инцидент удалось замять.

Интересно, что та же компания взялась за разработку олимпийского факела, однако в конечном итоге главный атрибут эстафеты сконструировали советские инженеры. Японская модель не понравилась организаторам, но совершенствовать её Mizumo отказалась, а до начала Игр оставалось чуть более полугода. В итоге, дизайн факела был создан в Ленинграде художниками Мухинского училища, а механизм сделан на авиационном заводе. Факел был очень надёжно сконструирован и мог поддерживать пламя в любых погодных условиях. Перед поступлением в эксплуатацию он прошёл испытания в условиях, имитирующих тропический ливень и ураганный ветер. Работал такой аппарат на сжиженном газе, который поступал в горелку, основание которой находилось глубоко внутри цилиндрического верха.

Настоящая беда с факелом чуть не случилась лишь однажды. К счастью, произошло это далеко не в самый ответственный момент — на генеральной репетиции церемонии открытия. Когда Сергей Белов поднимался к чаше с поднятым факелом, он внезапно поскользнулся на ступеньке, мокрой после обильного дождя. Всю ночь дорожку набивали специальными ребрышками и на самой церемонии открытия 19 июля 1980 года Белов всё сделал правильно.


По поводу факелоносца, которому выпадет честь зажечь главную олимпийскую чашу, много спорили. Долгое время им должен был стать космонавт Алексей Леонов, но затем было решено отдать это право спортсмену. В партии предложили кандидатуру грузина Виктора Санеева, который на тот момент уже был трёхкратным олимпийским чемпионом. Но затем председатель Моссовета Владимир Промыслов заявил, что соревнования проходят в Москве и потребовал москвича. В итоге Санеев внёс факел на стадион, а олимпийскую чашу поджёг олимпийский чемпион 1972 года Сергей Белов.

Спустя более 30 лет олимпийский факел вновь пройдёт по территории России, но на этот раз остановится не в Москве, а в Сочи.

«МК» выяснил, как будет выглядеть факел на Играх в Сочи

Создание факела для каждых Олимпийских игр, где бы они ни проводились, всегда окутано атмосферой тайны. Вплоть до последнего момента страна — хозяйка очередной Олимпиады держит в строжайшем секрете, что будет представлять собой один из ее главных символов. Корреспонденту «МК» удалось приоткрыть тайну и выяснить, что происходит на закрытом оборонном заводе в Красноярске, где сейчас за семью печатями разрабатывается новый факел для предстоящих зимних Игр в Сочи. За несколько месяцев до официальной презентации мы не только выяснили, каким будет новый олимпийский символ, но и сравнили его с факелом московской Олимпиады-80, признанным одним из лучших факелов за всю историю Игр.

Так выглядел факел Олимпиады-80.

Москва. Олимпиада-1980

Разработку факела к московской Олимпиаде-80 в далеком 1978 году поручили ленинградскому заводу имени Климова, занимающемуся главным образом созданием и обслуживанием авиационных, танковых и морских газотурбинных двигателей. За исполнение задания взялась группа инженеров во главе с Борисом Тучиным. Отыскать ее участников 34 года спустя оказалось задачей не из легких. До сегодняшнего дня на заводе трудятся двое членов той команды: инженеры Евгений Сур и Виктор Егоров.

— Когда мы получили техническое задание, стало ясно, что для создания факела потребуется привлечь все ресурсы завода, — рассказывает Евгений Сур. — Расстояние от Олимпии до Москвы — 5300 километров, и на каждый из них требовалось отдельное изделие; всего же нам заказали 6200 штук, так сказать, с запасом. К этим олимпийским символам выдвигался целый ряд жестких требований: огонь должен был гореть 8-10 минут при высоте пламени от 300 до 500 мм — иначе он мог или потухнуть, или обжечь спортсмена. Кроме того, пламя должно было стойко переносить все превратности погоды, не гаснуть под дождем и ветром. Для удобства факелоносцев вес изделия не мог превышать один килограмм, а его длина могла колебаться от 500 до 650 мм. Показать организаторам и зажечь первый образец отечественного олимпийского факела планировалось уже в декабре 1978 года — времени было очень мало.

Первоначально предполагалось, что изготавливаться разработанные в СССР факелы с марта 1979 года будут в Японии, которой в то время было по силам быстро освоить практически любое производство. Непатриотично? Пожалуй. Но нужно учесть, что советские заводы не были ориентированы на изготовление таких специфических изделий, и для того, чтобы поставить их «на поток», потребовалось бы много времени. Однако в спорт внезапно вмешалась политика. СССР ввел войска в Афганистан, и целый ряд стран решил проигнорировать московскую Олимпиаду 1980 года. Среди них была и Япония, которая, разумеется, отказалась от своих обязательств по производству факелов, даже несмотря на то, что ей пришлось выплатить крупную неустойку советской стороне. В результате на плечи сотрудников завода имени Климова лег весь производственный цикл изготовления символов предстоящей Олимпиады.

Трудностей хватало с избытком. Например, неожиданное требование выдвинули родоначальники олимпийского движения. Греческая сторона захотела, чтобы огонь в факеле непременно имел аромат… оливкового масла. Что делать? Пришлось вмонтировать в изделия небольшие сосуды с маслом, которые при горении пламени давали ему нужный аромат. Гораздо сложнее оказалось сделать так, чтобы в факелах горело пламя — первые поставки на завод пропана и бутана, которые предполагалось использовать в качестве топлива, показали, что качество газов очень низкое: в них содержалось множество примесей, которые забивали газоотводные тракты в факелах и не давали огню гореть. В конце концов поставщик представил заводу очищенный и кондиционный газ. Кроме того, на заводе практически с нуля организовали производство баллончиков, в которые помещался газ для факелов; материалом для них послужил капрон — разновидность синтетического волокна, — обладающий очень маленьким весом. Корпус изделий изготавливался из алюминия, который также весил немного. Единственным «тяжелым» элементом в их конструкции была сама горелка, которая непосредственно контактировала с огнем, — ее изготавливали из стали.

Из-за большого объема работы вскоре после начала производства подключились еще два завода, расположенных в Ленинграде: «Северный», где изготавливались корпуса для факелов, и завод электроавтоматики, где производились рукоятки. На всех трех предприятиях сотрудники трудились по вечерам, ночами и практически без выходных. Когда первые образцы изделий были готовы, начались долгие испытания. Сначала символ поместили под настоящий ветродуй со скоростью до 25 м/c — пламя под ним не погасло. Испытание водой отечественные факелы прошли под Харьковом — пламя исправно горело под проливным дождем. Кстати, во время олимпийской эстафеты факел попал-таки под дождь. Девушка, которой достался этот участок пути, очень боялась, что символ Олимпиады погаснет прямо в ее руках. Она даже попыталась залезть в микроавтобус, где находилась группа сопровождения, чтобы сохранить огонь, однако ее успокоили и она побежала дальше, пламя не погасло.

— Что касается дизайна факелов к Олимпиаде-80, то на конкурсе со своими эскизами присутствовали даже студенты училища имени Мухиной, вариантов оформления там было представлено множество, — продолжает Евгений Сур. — Однако выиграл конкурс наш заводской художник Борис Рогачев. Мария Москолиу, жрица олимпийского огня с 1964 года, позже признала наш факел самым удобным и изящным в ее коллекции.

Греческая театральная актриса Мария Москолиу была звездой у себя на родине, завоевав симпатии зрителей не только превосходной игрой, но и потрясающей красотой, которую она смогла сохранить до весьма преклонных лет. Она 9 раз назначалась жрицей олимпийского огня. В ее почетные обязанности входило поджигание самого первого факела в эстафете, так что огонь практически из ее рук начинал долгое путешествие на очередную Олимпиаду. Сам процесс поджигания был весьма любопытен: в греческом городе Олимпия в торжественной обстановке в огромную линзу собирался пучок солнечных лучей, от которых и загоралось олимпийское пламя. Олимпийские игры 1980 года в Москве стали последними в качестве жрицы для Марии Москолиу: сразу после Олимпиады она начала свою карьеру в Международном олимпийском комитете (МОК), где занялась куда более прозаичными организационными вопросами.

Сочи. Олимпиада-2014

Сегодня точно известно, что изготовлением новых олимпийских факелов для Игр в Сочи займется Красноярский машиностроительный завод, чей основной профиль работы — оборонная и космическая промышленность; в частности, на заводе изготавливаются баллистические ракеты для подводных лодок и элементы ракет-носителей «Зенит» и «Протон». Такой необычной продукцией, как олимпийские факелы, на заводе занимается небольшая экспериментальная лаборатория, в которой трудятся всего шесть человек. На данный момент новый факел находится на стадии разработки, ни одного готового образца на Красмаше еще не выпустили.

Эскиз факела Олимпиады-14.

Источник «МК» на заводе описал устройство нового олимпийского символа. Он будет состоять из восьми деталей, последовательно вставляемых одна в другую и склеиваемых между собой. В некоторых деталях используют сверхлегкий титан толщиной всего лишь 0,2 мм — это неудивительно, учитывая, что Красмаш занимается космическими технологиями. Другие детали изготовят из поликарбоната (прозрачного пластика), окрашенного изнутри. Система газоподачи, вероятнее всего, будет изготовлена из стали и станет самым тяжелым элементом конструкции. Вместо капрона баллончик, возможно, изготовят из алюминия или другого легкого металла. Все элементы крепежа, по замыслу инженеров, должны быть невидимыми, чтобы факел казался единым целым. Весить новый символ Олимпиады будет 1200 граммов — на 200 граммов больше факела московской Олимпиады-80.

Евгений Сур считает, что главным испытанием для нового факела станут природные условия Сочи:

— Все изменения в новом изделии вызваны особенностями горного климата Сочи и времени года, когда пройдет Олимпиада. Факел должен гореть в разреженном горном воздухе, где давление меньше, а пламени необходимо выдерживать порывы ветра, которые в Сочи, учитывая местный климат, будут значительно сильнее, чем в Москве.


Новый факел пока существует только в виде макета.

Олимпийский огонь для Игр в Сочи традиционно зажгут в древней Олимпии, откуда его доставят в Москву 7 октября 2013 года. На следующий день из столицы стартует олимпийская эстафета, общая протяженность которой составит более 65 тысяч километров; ее маршрут пройдет через такие места России, как Ясная Поляна, часть Куршской косы, Авачинский вулкан, музей-заповедник Кижи. Новый, 2014 год олимпийский огонь встретит в Казани. Факел пронесут через 2,9 тысячи населенных пунктов всех регионов страны в течение 123 дней, он будет путешествовать на автомобилях, поездах, самолетах, русской тройке и оленях. Нести олимпийский факел будут 14 тысяч факелоносцев, и каждому из них потребуется свой собственный экземпляр. Таким образом, количество факелов для Олимпиады в Сочи превысит 6200 штук, изготовленных для Олимпиады 1980 года в Москве, более чем в два раза.

По давней олимпийской традиции после каждой передачи огня один спортсмен продолжает бежать дальше с горящим олимпийским факелом, а другой бегун, передавший пламя, сходит с дистанции. На факеле, оставшемся у него в руках, есть специальный переключатель, управляющий подачей газа. Таким образом, передав пламя другому участнику эстафеты, бегун просто перекрывает газ в факеле, после чего пламя гаснет. А сам факел остается у спортсмена в качестве трофея на память о его участии в Олимпиаде. С подачей газа у нового олимпийского факела, разрабатывающегося на Красмаше, будут особые отношения: зажечь его дважды будет невозможно. Зато он будет многоразовым — как только пламя в факеле погаснет, его можно будет переломить пополам, извлечь старый газовый баллончик и вставить новый, как это делается, к примеру, в пневматическом оружии.

А впервые увидеть новый олимпийский факел жители России смогут уже этой зимой, когда состоится его официальная презентация.

Каждой Олимпиаде предшествует Эстафета олимпийского огня, этой традиции 77 лет. Впервые она прошла в 1936 году во время летних Олимпийских игр в Берлине. Это был темный период в Международном олимпийском движении. Идею эстафеты придумал Йозеф Геббельс, что по понятным причинам стараются не вспоминать. Официально упоминается только Карл Дим, немецкий политик, публицист, теоретик и историк спортивного движения, как вдохновитель, впервые реализовавший идею эстафеты. Не будем надолго останавливаться на этом, есть много других более интересных фактов.

Вот они - два родственника-россиянина 1980 и 2013 года рождения. Они увидели друг друга спустя 33 года.



Многие считают, что во время Эстафеты ее участники передают один и тот же факел. На самом деле, происходит передача именно огня, а не факела. Огонь «прикуривают» друг от друга, после чего предыдущий факел гасится. За каждым из факелоносцев закреплен свой, номерной символ Олимпиады. При желании он может получить его на вечное хранение, что в современном мире называется «купить». Но сделать это может только факелоносец, пробежавший с огнем. У покупателя со стороны это не получится ни при каких условиях. Сочинский факел стоит 13 120 рублей, что значительно дешевле лондонского - 495 фунтов (почти 26 000 руб.)

Дизайн и техническое оснащение факелов постоянно менялись. На первой Эстафете в Берлине он был ростом всего в 27 см. и весил 450 граммов. К Играм в Лиллехаммере 1994-го, подрос до почти полутора метров. А самым тяжелым стал туринский на Зимних играх 2006 года. Многие спортсмены чувствовали себя не слишком комфортно, неся 1 850 граммовый символ Олимпиады.

В первых факелах использовали специальные горючие таблетки. В 1968 году в Мехико, находящееся внутри факелов твердое горючее, вопреки ожиданиям, оказалось настолько легко воспламеняющимся, что в процессе эстафеты произошло несколько микровзрывов и некоторые факелоносцы получили легкие ожоги.

Для лондонской Олимпиады 1948 года были изготовлены два варианта факелов: один алюминиевый с таблетками горючего, а второй специально для завершающего этапа эстафеты на стадионе из нержавеющей стали. В нем горел магний, что позволяло видеть огонь даже при ярком дневном свете. Этот прием потом повторят на московской Олимпиаде. Факел, которым баскетболист Сергей Белов зажег олимпийскую чашу был не газовым, а пиротехническим, то есть горел ярким пламенем с искрящимся шлейфом. Это было очень зрелищно, но довольно опасно. Белов не раз обжигался во время многочисленных репетиций церемонии открытия.

Самым технически несовершенным оказался афинский факел-2004. Его неоднократно задувало ветром в ходе эстафеты и, в довершение всех бед, пламя погасло прямо в храме Геры в момент торжественной передачи Олимпийского огня президенту оргкомитета афинских игр.

Два раза эстафета Олимпийского огня Зимних Игр, подчеркну - зимних, начиналась не в Греции. Первый раз в 1952 году (Осло) его зажгли в норвежском местечке Моргедаль. И повторили это перед Олимпиадой в Лиллехаммере в 1994-м. На этот раз греки заявили протест, призывая организаторов норвежских Игр вернуться к традиции. В результате к открытию огонь все-таки был доставлен из Греции и именно от него зажгли факел.

Конечно, все страны между собой негласно соревнуются. Как в способах доставки огня, так и в протяженности Эстафеты и количестве ее участников. Если до Мельбурна в 1956-м огонь несли 3118 бегунов, проделавших путь длиной в 20 470 км, то в Эстафете «Сочи-2014» примут участие уже 14 000 факелоносцев, преодолев 65 000 километров. Самое маленькое число участников Эстафеты было в 1980 году в Лэйк-Плесиде, с факелом бежали 26 мужчин и 26 женщин, представляющих все штаты США.

Круче всего огонь к месту игр из Европы в Америку доставили в 1976 году (Монреаль). Тут я лучше процитирую: «Часть энергии пламени была уловлена сенсором и преобразована в радиосигнал, который через спутник был отправлен в Оттаву, где инициировал поджигание нового факела при помощи лазерного луча». В другом описании это звучит так: «перенесен в виде лазерного луча посредством космического спутника». Российские космонавты нервно закурили.

К месту соревнований Олимпийский огонь доставляли на лыжах, сверхзвуковых самолетах, кораблях, лошадях, мотоциклах, вертолетах, снегоходах, оленьих и собачьих упряжках, парашютах, болидах «Формулы-1», гондолах, паровозах и даже на тарзанке (банджи-джампинг). В 2000 году в Сиднее олимпийский огонь успел около трех минут пробыть под водой. А в 1968-м факелоносец, попав в снежную бурю, на четвереньках полз через перевал Пюи-де-Санси. Пловец, держащий факел над водой на вытянутой руке, после этого не покажется чем-то сверхестественным.

В какой-то момент просто Эстафеты показалось мало. Было решено провести кругосветную Эстафету олимпийского огня. Она состоялась перед открытием Олимпиады 2004 года в Афинах. Путешествие длилось 78 дней, за которые была покрыта дистанция длиной 78 000 километров и задействовано 11 300 факелоносцев. Но из за акций протеста и беспорядков, сопровождавших эстафету почти во всех странах перед пекинскими Играми, в 2009 году МОК приняло решение о прекращении международных этапов. Эстафету ограничили лишь территорией страны, принимающей Олимпиаду.

Разработку дизайна и устройства факела Олимпиады-80 сначала доверили японской компании. Но предложенный ими вариант советским чиновникам не понравился и ответственное задание перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова. Причем отвели на это всего месяц. Группа инженеров справилась с заданием партии, установив тем самым своеобразный рекорд. В первых вариантах было решено использовать канадскую модель поджига - факел на жидком топливе со сменяющейся головкой. Но потом все-таки сделали факел газовым. Тут и всплыл неожиданный казус - на солнце газовое пламя было абсолютно невидимым. Тогда в факел поместили специальный шнур, пропитанный оливковым маслом. Огонь получился с красивым розовым оттенком.

Всего их было выпушено 6 200 штук. На фотографиях факел с номером 3 855. В субботу, 16 ноября в Аукционном доме Знакъ состоятся торги, где он будет выставлен одним из лотов. Базовая оценка - 30 000 рублей.

Вес московского факела 0,574 кг., размеры 56×9 см. Длина сочинского 94,5 см., максимальная ширина 14,5 см. Ну а весит он 1,638 кг без газовой системы, ее демонтировали после Эстафеты.

Факел Эстафеты Олимпийского огня Сочи 2014 антиквариатом пока не стал, объявления о его продаже от 30 до 300 тысяч рублей можно легко найти на различных бесплатных сервисах.

2024 kotmma.ru. Лучший спорт для тебя.