Виды спорта с парашютом. Словарь парашютных терминов

Небо во все времена манило человека, но долгое время оставалось недоступным. Сейчас парашютный спорт, как один из видов авиационного, включая многие его разновидности ‒ групповую акробатику, классику, купольную акробатику, скайсерфинг, фрифлай, свуп, доступен всем желающим.

Прыгнуть с парашютом хотят многие, однако не все решаются воплотить мечту в жизнь, не зная с чего начать. Поверьте, совсем не сложно достичь желаемого при наличии медицинских показаний и средств, стоит только обратиться в аэроклуб и пройти курс обучения. И тогда небо откроет вам свои объятия.

Исторические сведения

Самым известным первым изобретателем, мечтающим подарить человечеству возможность свободно парить в небе как птица и безопасно приземляться, конечно же, является Леонардо да Винчи. Эпоха Возрождения оставила после себя документальные доказательства попыток создать устройство для полета, но это не значит, что такие усилия не предпринимались людьми ранее, стоит только вспомнить миф о Дедале и Икаре.

Только через два столетия воздухоплавателем Андре-Жак Гарнереном была осуществлена мечта Леонардо. Он смог подняться в небо на воздушном шаре и выпрыгнуть из его корзины с парашютом, с высоты в две тысячи метров, удачно приземлившись.

Двадцатый век – время стремительного развития авиации, а значит, понадобилось парашютное снаряжение. Изначально требовалась специальная экипировка, необходимая военным летчикам, и она была изобретена Г. Котельниковым. Наш соотечественник смог первым представить миру прекрасную модель легкого, удобного и компактного парашюта. Изобретение в виде ранцевого парашюта, имеющего шелковый купол, и свободно размещающегося за спиной летчика, не сковывая движений, было запатентовано и стало первым решительным шагом к появлению парашютного спорта. За предоставленную возможность свободно парить в небесах «спасибо» российскому изобретателю должен сказать каждый поклонник этого вида спорта.

Привлекательные стороны

Этот вид спорта может быть интересен как для парня, так и для девушки, потому что это необычно, экстремально и захватывающе. Среди положительных сторон парашютизма можно выделить:

  • возможность убедиться, что смелость – одна из ваших основных черт характера;
  • при наличии страха высоты – преодолеть его;
  • переполниться незабываемыми ощущениями свободного падения и легкого парения;
  • ощутить восторг от всего происходящего;
  • найти единомышленников, а, возможно, и настоящих друзей;
  • взглянуть на землю с высоты, под другим ракурсом;
  • дать повод друзьям и родственникам гордиться вашим увлечением и смелостью.

Противопоказания

Мода на парашютный спорт, и наличие школ для начинающих практически во всех крупных городах, не означает его доступность для всех. Прыгнуть с парашютом может не каждый, а только тот, у кого нет медицинских противопоказаний. Какие бывают ограничения для занятий парашютизмом? Это ряд заболеваний и симптомов в виде:

  • сахарного диабета и эпилепсии;
  • хронических заболеваний в период обострений, включая сердечнососудистые и прочие;
  • наявности высокого артериального давления;
  • наличия травм и переломов конечностей;
  • неустойчивой психики;
  • проблем со слухом, включая воспаление среднего уха;
  • нарушения координации с плохим пространственным ориентированием;
  • слабого зрения (исключение в виде контактных линз или хорошо закрепленных очков с пластиковыми стеклами;
  • малого веса (только от сорока килограммов);
  • большого веса (больше девяноста килограммов);
  • употребления алкоголя либо наркотиков.

Во избежание нежелательных последствий, перед посещением аэроклуба для принятия решения о занятиях парашютизмом, рекомендуется проконсультироваться у врача о состоянии здоровья, особенно тем, у кого имеются проблемы, перечисленные в списке противопоказаний.

С чего начать?

Итак, вы убедились, что здоровье позволяет вам заниматься парашютным спортом. Следующий шаг – посетить аэроклуб, чтобы узнать стоимость и условия. В связи с тем, что это экстремальный вид спорта, который не прощает ошибок, подход должен быть ответственным и серьезным, с обязательной подготовкой к прыжку под руководством опытного инструктора.

Это занимает определенное время, но позволяет освоить азы первого прыжка, отточить действия до автоматизма, узнать о поведении в нештатных ситуациях, когда не раскрывается основной парашют либо приземление происходит в непредусмотренном месте типа крыши здания или болотистой местности. Знания и хорошая подготовка в парашютном спорте, как и любом другом, — залог успеха.

Виды прыжков

Первый раз прыгнуть с парашютом можно самостоятельно либо с помощью тренера. Самостоятельный прыжок носит название классического, а совместно с инструктором ‒ тандема.

Особенностями классического способа являются небольшая высота в шестьсот-восемьсот метров, непременное раскрытие купола парашюта, короткое время свободного полета. Плюсы способа:

  • это давно проверенный и безопасный способ;
  • снаряжение в виде парашюта высокой степени надежности;
  • прыжок можно совершить вместе с близкими и друзьями;
  • невысокая стоимость.
  • длительность наземных тренировок;
  • возможная трудность самостоятельного управления парашютом;
  • парашют достаточно много весит;
  • свободное падение занимает слишком мало времени;
  • невозможно снять действо, так как надо управлять прыжком.

Тем смельчакам, которые прыгают без инструктора, надо знать об обязательном принудительном раскрытии парашюта через пять секунд. На этом свободное падение заканчивается и начинается полет длиной в три минуты. Чтобы удачно приземлиться, требуется совершить разворот против ветра, снизить скорость и произвести касание с землей одновременно обеими конечностями.

Тандем является усовершенствованной разновидностью прыжка, совершается с высоты до трех с половиной тысяч метров вместе с инструктором. Современная эффективная методика обучения позволяет при наличии сообразительности постичь за короткое время азы процесса и имеет плюсы в виде:

  • абсолютной безопасности, благодаря контролю инструктора;
  • хорошо управляемого парашюта;
  • более долгого ощущения свободного полета;
  • возможности самостоятельно снять на камеру весь процесс.
  • дороговизна предприятия и недоступность широким массам.

Особенности способа – происходит с помощью парашюта – крыла, свободное падение длится до минуты, удачное приземление гарантировано.

Программы

Стоит только один раз попробовать прыгнуть с парашютом, чтобы стать поклонником данного вида спорта на долгие годы. Многие именно так приходят в парашютизм, будучи очарованы ощущениями первого прыжка. Чтобы увлечение было безопасным и профессионально организованным, нужно иметь сертификат о прохождении специального обучения. Это еще и шанс посоревноваться с другими на всевозможных состязаниях национального уровня. Существует две стандартные программы обучения — классическая и ускоренная.

В классической программе прыжки отрабатываются с помощью парашюта с круглым куполом. Затем постепенно переходят на прочие виды. В ускоренной программе AFF, более эффективной и современной, для обучения используют специальную парашютную систему для учащихся. Это дает возможность многоразовой отработки нужного упражнения непосредственно в воздухе. Рядом находится инструктор, прыгнувший вместе с обучающимся для контроля прыжка, чтобы на месте устранять имеющиеся замечания.

Возрастные ограничения

Руководящие документы, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми профильными организациями, гласят, что для прыжков с парашютом для юношей и девушек минимальный возраст составляет четырнадцать лет, при наличии нужного состояния здоровья и прохождения полной подготовительной программы. Для несовершеннолетних, до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, необходимо наличие заверенного подписью родительского разрешения, либо их присутствие на аэродроме.

Экипировка

Это важная часть парашютизма, требующая специального снаряжения. Требования к обуви – высота голенища, утолщенная подошва, крепкая шнуровка, надежная фиксация лодыжек, во избежание вывиха ног. Требования к одежде ‒ плотное прилегание к телу, без стеснения движений, отсутствие лишних замочков с пуговицами, чтобы не было зацепа с парашютом. Идеальный вариант — теплый горнолыжный комбинезон. Не обойтись без теплых шерстяных перчаток для защиты рук, шапки и специальных очков.

Шлем выдается сотрудниками аэроклуба. Приземление не всегда бывает комфортным, поэтому стоит позаботиться о запасном комплекте, если вдруг основной замажется или порвется. Удачная экипировка, вне зависимости от стоимости, важна для качественного выполнения прыжка, и ей уделяется особое внимание.

Цена вопроса

Стоимость прыжка с парашютом достаточно высока и зависит от выбранного способа. Классический вариант самостоятельного прыжка может стоить до трех тысяч рублей, а тандем будет более дорогим, до девяти тысяч. Дополнительно оплачивается фото и видеосъемка.

Парашютный спорт – необыкновенный, сверхэмоциональный и экстремальный. В нем можно реализовать себя, вместе со своими чувствами, стремлениями, целями, вне зависимости от возраста и пола, и исполнить мечту о свободном падении. Поэтому он всегда будет востребован.

В истории изобретений сложно найти более интернационального продукта, чем парашют. Идея, высказанная впервые, как предполагают, итальянцем Леонардо да Винчи в XV в., была реализована французами в XVIII в., доработана англичанами в XIX в. и усовершенствована российским изобретателем в начале XX в.

Первоначальной задачей являлось безопасное приземление человека (например, при прыжке из корзины воздушного шара). Модели того времени не отличались широким разнообразием видов. Продолжавшееся до 1970-х гг. совершенствование конструкции и используемых материалов, привело к дифференциации парашютов на две большие группы: круглые и «крыло». Самые используемые в профессиональном парашютизме относятся к группе крыла.

Виды парашютов по цели использования

В соответствии с назначением выделают следующие виды:

  • для десантирования грузов;
  • для решения вспомогательных задач;
  • для десантирования людей.

Тормозной парашют имеет давнюю историю. Он был разработан в начале ХХ в. российским конструктором, и изначально предназначался для торможения автомобилей. В таком виде идея не прижилась, но в конце 1930-х гг. она начинает внедряться в авиации.

Сегодня тормозной парашют входит в комплекс тормозной системы истребителей, которые имеют большую посадочную скорость и короткую посадочную дистанцию, например, на военных кораблях. При заходе на ВПП у таких воздушных судов из хвостовой части фюзеляжа выбрасывается один тормозной парашют с одним или несколькими куполами. Его использование позволяет сократить тормозной путь на 30%. Кроме того, тормозной парашют используется при посадках космических челленджеров.

Гражданские самолеты не применяют такой способ торможения, т. к. в момент выброса купола транспортное средство и люди в нем испытывают значительную перегрузку.

Для приземления грузов, выбрасываемых из самолетов, используют специальные парашютные системы, состоящие из одного или нескольких куполов. В случае необходимости такие системы могут комплектоваться реактивными двигателями, придающими дополнительный тормозящий импульс перед непосредственным контактом с землей. Подобные парашютные системы используются также при спуске космических аппаратов на землю. К парашютам вспомогательных задач относятся те, которые являются составными частями парашютных систем:

  • вытяжные, которые вытягивают основной или запасной купол;
  • стабилизирующие, которые, помимо вытягивая, обладают функцией стабилизации десантируемого объекта;
  • поддерживающие, которые обеспечивают правильный процесс раскрытия другого парашюта.

Большая часть парашютных систем существует для десантирования людей.

Виды парашютов для десантирования людей

Для безопасного приземления людей применяются следующие типы парашютов:

  • тренировочные;
  • спасательные;
  • спец назначения;
  • десантные;
  • планирующие оболочковые парашютные системы (спортивные).

Основными видами являются планирующие оболочковые парашютные системы («крыло») и десантные (круглые) парашюты.

Десантные

Армейские парашюты бывают 2 видов: круглые и квадратные.

Купол круглого десантного парашюта представляют собой многоугольник, который при наполнении его воздухом приобретает форму полусферы. Купол имеет вырез (или менее плотную ткань) в центре. Круглые десантные парашютные системы (напр., Д-5, Д-6, Д-10) имеют следующие высотные характеристики:

  • максимальная высота выброски – 8 км.
  • обычная рабочая высота – 800-1200 м.
  • минимальная высота выброски – 200 м со стабилизацией 3 с и снижении на наполненном куполе не менее 10 с.

Круглые десантные парашюты плохо управляемы. Имеют примерно одинаковую вертикальную и горизонтальную скорость (5 м/с). Масса:

  • 13,8 кг (Д-5);
  • 11,5 кг (Д-6);
  • 11,7 (Д-10).

Квадратные парашюты (напр., российский «Листик» Д-12, американский Т-11) имеют дополнительные прорези в куполе, что наделяет их лучшей маневренностью, позволяет парашютисту контролировать горизонтальное перемещение. Скорость снижения – до 4 м/с. Горизонтальная скорость – до 5 м/с.

Тренировочные

Тренировочные парашюты используются как промежуточные для перехода от десантного к спортивному. Они, так же как и десантные, имеют круглые купола, но снабжены дополнительными прорезями и клапанами, позволяющими парашютисту влиять на горизонтальное перемещение и тренировать точность посадки.

Наиболее популярный тренировочный вариант – Д-1-5У. Именно его используют при совершении первых самостоятельных прыжков в парашютных клубах. При натяжении одной из строп управления эта модель делает полный разворот на 360° C за 18 с. Он хорошо управляем.

Средние скорости снижения (м/с):

  • горизонтальная – 2,47;
  • вертикальная – 5,11.

Минимальная высота выброса с Д-1-5У – 150 м при немедленном раскрытии. Максимальная высота выброса – 2200 м. Другие тренировочные модели: П1-У; Т-4; УТ-15. Имея аналогичные с Д-1-5У характеристики, эти модели еще более маневренны: делают полный разворот за 5 с, 6,5 с и 12 с, соответственно. Кроме того, они примерно на 5 кг легче, чем Д-1-5У.

Спортивные

Планирующие оболочковые парашютные системы характеризуются наибольшим видовым разнообразием. Они могут быть классифицированы по форме крыла и по типу купола.

  • Классификация по форме крыла

Купола типа «крыло» могут иметь следующую форму:

  • прямоугольная;
  • полуэллиптическая;
  • эллиптическая.

Большинство крыльев имеет прямоугольную форму. Она обеспечивает простоту управления, предсказуемость поведения парашюта.

Чем более эллиптична форма купола, тем лучше становятся аэродинамические показатели парашюта, но тем менее он становится устойчив.

Эллиптичные конструкции характеризуются:

  • более высокой скоростью (горизонтальной и вертикальной);
  • коротким ходом строп управления;
  • большой потерей высоты при развороте.

Эллиптические купола – высокоскоростные модели, предназначенные для использования парашютистами с опытом более 500 прыжков.

  • Классификация по типу купола

Спортивные модификации подразделяются в соответствии с назначением купола на:

  • классические;
  • студенческие;
  • скоростные;
  • переходные;
  • тандемные.

Классические купола имеют большую площадь (до 28 м²), что делает их устойчивыми даже при сильном ветре. Их также называют точностными.

О тличительные черты:

  • мобильны в горизонтальной плоскости (развивают скорость до 10 м/с);
  • позволяют эффективно контролировать снижение;
  • используются для тренировки точности посадки.

Название «студенческий купол» говорит само за себя. Такие парашютные системы используются парашютистами с небольшим опытом прыжков. Они достаточно инертны, менее маневренны и, следовательно, более безопасны. По площади купола студенческий примерно соответствуют диапазону классического, но имеет 9 секций вместо 7. Купола для скоростных парашютов маленькие – до 21,4 м². Эти профессиональные модели отличаются «резвостью» и высокой маневренностью. Некоторые модели развивают горизонтальную скорость более 18 м/с. В среднем – 12-16 м/с. Используются подготовленными парашютистами.

Тандемные купола предназначены для десантирования 2 человек одновременно. Поэтому они имеют большую площадь, до 11 секций. Отличаются повышенной устойчивостью и прочностью конструкции. Переходные купола более инертны и медлительны, но достаточно быстры: могут развивать горизонтальную скорость до 14 м/с. Используются в качестве тренировочных перед осваиванием скоростных моделей. А планирующие оболочковые парашютные системы обозначаются литерами ПО (например, ПО-16, ПО-9).

Спасательные

Системы, предназначенные для аварийного десантирования из самолета, терпящего крушение, называются спасательными. Как правило, они имеют круглую форму купола (например, С-4, С-5). Но также бывают и квадратные (например, С-3-3).

Аварийная выброска может происходить при скорости до 1100 км/ч (С-5К) на высоте :

  • от 100 м до 12000 м (С-3-3);
  • от 70 до 4000 м (С-4У);
  • от 60 до 6000 м (С-4);
  • от 80 до 12000 м (С-5).

При выброске на очень большой высоте парашют разрешается открывать после прохождения отметки в 9000 м. Площадь куполов у спасательных моделей значительна и, например, у С-3-3 составляет 56,5 м. Спасательные системы, предназначенные для катапультирования на большой высоте, снабжаются кислородными приборами.

Запасные

Какие бы парашютные системы не использовались, запасной парашют является обязательной их частью. Он крепится на груди парашютиста и используется в качестве аварийного в случаях, если основной отказал или не смог раскрыться правильно. Запасной парашют обозначается литерами «З» или «ПЗ». Запасной парашют имеет большую площадь купола – до 50 м². Форма купола – круглая. Скорость вертикального спуска – от 5 до 8,5 м/с.

Различные типы аварийных систем совместимы с разными типами основных парашютов:

  • запасной парашют типа З-2 совместим с десантными и спасательными моделями Д-5, Д-1-5, С-3-3,С-4.
  • запасной парашют типа ПЗ-81 должен использоваться со спортивными вариантами типа ПО-9.
  • запасной парашют ПЗ-74 предназначен для использования с тренировочными моделями УТ-15 и Т-4.

Специального назначения

В эту группу включаются парашютные системы немассового использования. Они применяются в спасательных и военных операциях.

Парашюты для бейсджампинга

Основной купол для бейсджампинга – обычное прямоугольное «крыло». Как правило, изготавливаются из воздухонепроницаемого материала (ZP-0). Запасной парашют отсутствует: низкая высота прыжка делает его лишним.

При прыжках типа фрифол, когда бейсджампер сам раскрывает парашют, парашютная система требует большого вытяжного парашюта, тяги которого хватит на быстрое раскрытие основного купола. Прыжки типа ассист менее требовательны к величине вытяжного парашюта, т.к. вытягивание основного купола происходит «автоматически». В прыжках ролл овер используется только основной, уже распущенный, купол.

Все дисциплины парашютного спорта связаны либо с работой в свободном падении, либо с работой под куполом парашюта.

Скорость тела в свободном падении в среднем составляет 50-60+ метров в секунду или 180-200+ километров в час. При прыжке с 4000 метров в свободном падении парашютист находится всего 60 секунд.

Классический парашютизм – индивидуальное двоеборье: точность приземления под куполом в цель размером 2 сантиметра и индивидуальный комплекс фигур в свободном падении. Парашютисты соревнуются во времени и точности выполнения комплекса. Классика - консервативный вид спорта. Не претерпевает серьезных изменений уже много лет. Требует отточенности мастерства и постоянства результатов. Этот вид спорта наиболее развит в странах, входивших в СССР и бывшего социалистического лагеря.

Групповая акробатика (ГА) – самый массовый вид в парашютизме. Групповая акробатика одна из самых захватывающих и эмоциональных дисциплин. Она требует предельной концентрации и слаженных действий от каждого члена команды. Спортсмены соревнуются в количестве «построенных» фигур в горизонтальной плоскости за определенное время в командах из 2-х, 4-х, 6-и, 8-ми и 10-ти спортсменов. Кроме того, группы парашютистов строят в воздухе фигуры - «Большие формации». Рекорд мира в данный момент составляет формация, собранная из 400 человек, собранная в 2006 году в Тайланде, рекорд России – формация из 201 человека, собранная в 2011 году в Коломне (Московская область).

Купольная акробатика – парашютисты соревнуются в построении и перестроении фигур из куполов. Соревнования происходят в командах из 2-х, 4-х и 8-ми спортсменов. Также как и в ГА, в купольной акробатике строятся рекордные формации. Весьма опасная, но в то же время одна из самых зрелищных дисциплин в парашютизме.

Фрифлай, фристайл – молодой вид парашютизма. Спортсмены соревнуются в выполнении различных фигур в свободном падении во всех плоскостях. Здесь оцениваются красота, сложность элементов, мастерство воздушного оператора. Каждое движение выполняется в свободном падении с опорой только о воздух, что дает буквально безграничные возможности. Во время падения спортсмен выполняет сложнокоординированные движения, вращения в произвольных плоскостях и осях, в самых разнообразных позах.

Скайсерфинг – спортсмен прыгает с монолыжей, выполняя комплекс вращений. Ведь воздушный поток схож с потоком воды, так почему бы не воспользоваться чем-то похожим на доску для сёрфинга? Этот вид парашютного спорта требует очень точной координации движений и хорошо тренированного вестибулярного аппарата.

Свуп – пилотирование высокоскоростных куполов по упражнениям: скорость, точность и дальность. Это самая молодая, зрелищная и, наверное, самая экстремальная из всех дисциплин парашютного спорта, не прощающая ошибок. Пилот парашюта работает у самой земли. Свуп можно сравнить с выполнением фигур высшего пилотажа на малой высоте и очень высокой скорости. Скорость парашютиста при подходе к земле часто превышает 100 км/ч.

Видеосъемка – в каждой команде есть абсолютно незаменимый участник, без которого любоваться выступлениями было бы невозможно. Это воздушный оператор. Он отвечает за результат команды, так как судьи увидят только то, что видела камера. Видеооператор должен уметь точно перемещаться в свободном падении, иметь наличие художественного вкуса и знать аппаратуру, с которой работает.


Основной целью этапа начальной подготовки парашютистов является допуск к самостоятельным прыжкам. Для этого парашютист должен уметь раскрывать парашют на нужной высоте в правильном положении тела, управлять парашютом и приземляться в нужном месте. Эта цель достигается через получение специальных знаний (теоретическая подготовка) и освоение специальных навыков (практическая подготовка).

Особенностью прогрессивной программы является индивидуальная работа инструктора с каждым начинающим парашютистом. Все прыжки выполняются с высоты 4000 метров, время свободного падения – 50-55 секунд. Присутствие инструктора позволяет своевременно корректировать действия начинающего парашютиста на всех этапах прыжка – при подготовке на земле, в воздухе, при приземлении и существенно снизить психологическую нагрузку.

Программа разделена на две части – «Базовый курс» и «Совершенствование полученных навыков».

Базовый курс состоит из 7 «уровней» – ступеней в освоении навыков и упражнений и делится на два этапа: «Основные навыки» и «Маневрирование». Критерием перехода на следующий уровень является выполнение задач уровня (см. раздел «Содержание и порядок выполнения прыжков»). Количество выполненных прыжков не влияет на допуск к прыжкам следующего уровня, только выполнение задач является условием перехода на следующий уровень.

Этап «Основные навыки » включает в себя нулевой (тандем) 1, 2, 3-й уровни. В тандем-прыжке нулевого уровня парашютист выполняет задание в свободном падении и знакомится с азами управления парашюта типа крыло. Прыжки 1, 2, 3 уровней выполняются с двумя инструкторами и студент осваивает контролируемое отделение, стабильное свободное падение, контроль высоты и положения тела, раскрытие парашюта, управляемое приземление.

Этап «Маневрирование» состоит из четырех уровней (4, 5, 6, 7-й), которые предназначены для освоения студентом навыков маневрирования в свободном падении и умения восстановиться из беспорядочного падения и нестабильного положения. При прохождении каждого из этих уровней студент выполняет контролируемые развороты в воздухе, передние и задние сальто, демонстрирует умение перемещаться в свободном падении в нужном направлении и выполнять «разбежку» (движение вперед). Совершенствуются управление парашютом и умение приземляться в заданный район.

Перед каждым прыжком любого уровня студент повторяет и отрабатывает действия парашютиста при возникновении аварийных ситуаций, изучает меры безопасности, умение ориентироваться в воздухе при прыжках с другими парашютистами, составляет план прыжка по работе под куполом (к конкретным погодным условиям).

После окончания базового курса программы AFF студент должен:

Уметь полностью самостоятельно подготовить снаряжение к прыжку;

Знать и соблюдать меры безопасности при выполнении прыжков;

Иметь навыки стабильного свободного падения;

Уметь составить план работы под куполом и приземляться в заданном районе.

Совершенствование полученных навыков. Обучение укладке основного парашюта. Лицензирование. После окончания семи уровней Базового курса начинающий парашютист выполняет прыжки по разделу совершенствования личных навыков – четыре прыжка самостоятельных, четыре прыжка с инструктором. (AFF 8-1 / AFF 8-2)

На этом этапе парашютист закрепляет основные навыки маневрирования, совершая прыжки в одиночку и с инструктором, знакомится с элементами групповой акробатики, улучшает навыки управления куполом и приземления.

Парашютист проходит базовое обучение укладке основного парашюта.

По завершении этой части обучения парашютист получает свою первую лицензию категории «А» и может прыгать дальше, совершенствуясь в избранной дисциплине парашютного спорта.

Достоверно неизвестно когда впервые начали совершать прыжки, используя что-то похожее на современное подобие парашюта. Упоминания о прыжках с деревьев и небольших выступов, существуют в различных легендах народов мира. В 13 веке Роджером Беконом было написано сочинение, в котором он предполагал, что возможно использование вогнутых приспособлений для парения в воздухе. Леонардо да Винчи использовал его идею в своих чертежах, парашют великого изобретателя напоминал палатку и предполагалось что человек, прыгнувши, с любой высоты не получит травм, а просто медленно спустится вниз. И лишь в 1617 г. впервые был совершён прыжок, который совершил Фауст Веранчио, учёный сам сконструировал парашют и удачно его применил. Но настоящую пользу изобретение начало приносить с появлением авиации. Особенно во время обоих мировых воин, парашют спас немало жизней пилотов и доставил огромное количество ценных грузов.

Виды парашютного спорта

В мирное время появилось такое понятие, как парашютный спорт, который нашёл своих фанатов по всему миру, достойно заняв своё место среди других спортивных состязаний. Со временем простой прыжок с самолёта превратился во множество дисциплин.

Прыжки на точность приземления

Прыжки на точность приземления, одно из самых первых соревнований, появившиеся примерно в 60 годах. Приземление в 100 метровый круг считалось вершиной умения, но погрешность в 80 метров также засчитывалась. Сейчас уже, любое отклонение от цели недопустимо.

Классический парашютизм

Классический парашютизм, наиболее популярный в настоящее время, делится на два упражнения,

  • первое - точность приземление в круг размером 3 см.,
  • второе - необходимость создания заданных заранее воздушных фигур.

Индивидуальная акробатика

Индивидуальная акробатика, появилась примерно в одно время с прыжками на точность. Но главное отличие, в том, что управлять необходимо не парашютом, а телом совершая различные трюки, сальто и вращение.

Самое сложное, наверное, в воздушной акробатике может быть только групповая акробатика. Соревнования проводится в количестве построенных фигур, на протяжении определённого времени. Количество спортсменов варьируется от 4 до 16 человек и выглядит завораживающе. Был также поставлен мировой рекорд в этой дисциплине, количество людей принявших участие составляло 296 человек.

Para-ski

Para-ski - интересное совмещение, парашютного и лыжного спорта. Схожие черты с другими состязаниями, точность прыжка, сразу после приземления движение продолжается на лыжах к финишной прямой.

Купольная акробатика

Помимо обычной и групповой воздушной акробатики, существует ещё и купольная. Участвует около 8 спортсменов в построении формаций. Фристайл, зародившийся недавно направление этого вида спорта, заключается в показании разнообразных трюков. Оценивается также сложность работы воздушного оператора, ведь сделать удачную видеосъемку требует огромных усилий.

Swoop

С появлением эллиптических куполов, стало возможно пролететь над поверхностью земли с огромной скоростью, что получило название Swoop.

Быстро набравши популярность с 1999 г. стали даже проводиться соревнования, по дальности и скорости полёта.

Wingsuit flying

С появлением новых материалов, стало возможным продлить и свободное падение для этого используют специальное снаряжение Wingsuit flying отсюда и название вида спорта. Оснащённый специальными перепонками, комбинезон, позволяет парить в воздухе, преодолевая немалое расстояние. Стиль парения схожий на многих животных, например, белки-летяги парят с ветки, на ветку расправив складки кожи между передними и задними лапами, скорей всего это и послужило идеей для создания костюма.

Авиация и парашютное дело нераздельно связаны. Изобретение парашюта в дальнейшем принесло немало пользы, получив распространение не только среди военных, но и дало толчок к появлению популярного вида спорта.

Прыжки на точность приземления - парашютные прыжки точно в середину специально обозначенного на земле круга. Это самый старый из видов парашютного спорта. Прыжки на точность приземления появились в 60-е годы, когда появились первые управляемые круглые парашюты. Тогда задачей было приземление в 100-метровый круг. Отклонение на 80 метров считалось неплохим результатом. Сегодня допустимое отклонение - 0 сантиметров или, как говорят, - “нуль”. В настоящее время существуют специальные парашюты, предназначенные для работы на точность приземления.

Индивидуальная акробатика - выполнение акробатических трюков в воздухе в свободном падении. Как разновидность парашютного спорта индивидуальная акробатика появилась, практически, одновременно с прыжками на точность приземления. Если точность приземления - это умение управлять куполом, то акробатика - умение управлять своим телом на потоке. Больше 20 лет упражнения на умение управлять своим телом (в горизонтальной плоскости - выполнение спиралей, в вертикальной плоскости - вращения, выполнение сальто) были основой международных и национальных соревнований.

Впоследствии упражнения получили название “классический парашютизм”.

Групповая акробатика - построение максимального количества фигур в воздухе из нескольких парашютистов. Это один из самых доступных видов спорта для продвинутых спортсменов. Первый вариант групповой акробатики “классический”, - когда количество парашютистов в команде - 4 или 8. Соответственно команды называются “четверки” и “восьмерки”. Основные фигуры для перестроения обычно известны и объявляются перед началом соревнования. Названия фигур уже дают некоторое представление о том, как они будут выглядеть: “рюмка”, “звезда”, “кольца” и т.п. Второй вариант групповой аккробатики - построение формаций из рекордно большого числа парашютистов.

Пара-Ски (Para - ski) - двоеборье по классическому парашютизму и забегу на лыжах. Спортсмены сначала прыгают с парашютом на точность приземления (классический парашютизм), а затем совершают забег на лыжах на определенной дистанции. Соревнования по этому виду парашютного спорта появились одновременно с соревнованиями по прыжкам на точность приземления.

Скайсерфинг (Skysurfing) - парашютные прыжки с лыжей с выполнением различных фигур в воздухе в свободном падении. Это относительно молодой вид парашютного спорта. Появившись недавно, он получил очень бурное развитие в России. Аэродинамика лыжника сильно отличается от простого свободного падения, поэтому прыжки с лыжей считаются почти другим видом спорта. Так как вся работа идет в свободном падении, то для оценки прыжка необходим воздушный оператор, который снимает весь прыжок. На основе этой видеозаписи ставится оценка. Таким образом, команда состоит из двух человек: лыжника-скайсерфера и оператора. В зачет идет только 50 секунд прыжка. Оценивается мастерство и артистизм выполнения фигур, а также работа оператора. Для того, чтобы лыжа не мешала, в аварийных ситуациях существует автоматический механизм отцепки лыжи.

Фристайл (FreeStyle) - выполнение в воздухе в свободном падении набора различных фигур парашютистом. Вся работа идет в свободном падении и для наблюдения прыжка нужен оператор. Отработка фигур на земле требует специального оборудования. Близко к фристайлу находятся Sit Flying (”Полеты сидя” - в буквальном переводе) и Vertical Relative Work - VRW. Эти виды традиционно также считаются фристайлом, и имеют очень небольшие различия. Занятия фристайлом доступны для многих продвинутых спортсменов, но из-за дефицита информации по фристайлу в России этот спорт пока не получил должного развития.

Фрифлай (Free Fly)- выполнение командой в воздухе в свободном падении различных фигур

Сравнительно молодая и, пожалуй, самая зрелищная артистическая дисциплина парашютного спорта. Появившись в начале 90-х, фрифлай стал результатом долгих поисков и попыток парашютистов вырваться за рамки жесткого и консервативного спорта. Фрифлай - командный вид спорта. Команда состоит из двух спортсменов (перфомеров), выполняющих во время свободного падения различные фигуры, и снимающего их воздушного видео оператора. Этот вид спорта - интерактивная дисциплина, подразумевающая взаимодействие воздушного оператора и команды. Выступление команды начинается с момента покидания летательного аппарата и длится 45 секунд. В отличие от традиционных видов парашютного спорта, где вертикальная скорость падения составляет 180-200 км/ч, во фрифлае скорость падения участников команды может достигать 250-300 км/ч за счёт вертикальных поз падения (вниз головой, стоя и т.п.) Мастерство членов команды характеризуется не только ловкостью владения своим телом, но и умением чувствовать воздушный поток и перемещаться в нём.

Свуп (Swoop) - парашютные прыжки с длинным пролетом над землей при приземлении. С появлением скоростных эллиптических куполов появилась и возможность построения скоростных заходов на посадку и пролетов над землей. Для этой дисциплины некоторые производители даже выпускают специальные купола. Это высокотехнический разгон купола перед землей. Swoop, также как и купольная акробатика, является одной из опасных, но в тоже время зрелищной дисциплиной в парашютном спорте. С 1999 года проводятся соревнования по скорости и длине пролета, а при проведении соревнований на воде - и по точности.

Блейд Раннинг (Blade Running)- прыжки с небольшой высоты с длинным пролетом над землей. Этот вид спорта начал развиваться в начале 90 гг. Блейд Раннинг несколько связан с дисциплиной свуп (swoop). При выполнении упражнения необходимо прыгнуть с небольшой высоты или не прыгать вовсе. Основная цель - лететь вниз по склону, держась на расстоянии 0.5-2 метра от него, и пролететь как можно дальше, маневрируя между флагами и развивая среднюю скорость в 100 км/ч.

Парабалунинг (Para - balooning)- соревнования на точность попадания в цель маркера пилота самолета и выброшенного им парашютиста. Этот вид спорта - вид спортивного двоеборья. При выполнении упражнения пилот должен попасть в цель не только маркером (160-м лентой и закрепленным на ней 7-ми граммовым грузиком), но и выброшенным им парашютистом. Перед пилотом стоит сложная задача - лететь, как можно ниже, но не ниже 1000 м. т.к. для парашютиста нужна высота для прыжка. Первый Кубок по парабалунингу прошел в мае 2003 г. на Украине (г.Феодосия, Крым.)

Бейс (B.A.S.E.) - парашютные прыжки со статических объектов. B.A.S.E. - в переводе на русский сокращение слов: “высокие дома и небоскребы”, “антенны и вышки”, “высокие мосты”, “скалы”. Этот вид спорта - больше психологический, чем просто парашютный. Тем более, что больше половины прыжков совершается неофициально и незаконно.

2024 kotmma.ru. Лучший спорт для тебя.