Урок на тему «Мышцы и их функции. Урок на тему «Мышцы и их функции Строение мышц обзор мышц человека конспект урока

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» с. Богуславец
Красноармейского муниципального района
Приморского края
Урок-игра

Составила: учитель биологии и химии,
высшей квалификационной категории
Немцева Т.А.
Рекомендации к использованию
Урок-игра по теме «Ну-ка мышцы, встаньте в ряд» проводится в 8 классе после изучения темы «Мышцы. Работа мышц». Этот урок является обобщающим. На этом уроке учитель проверяет знания учащихся по данной теме. В урок включена практическая часть «Изучение мышечной силы – электромиография», учащиеся 8 класса получают возможность научиться работать на новом цифровом лабораторном оборудовании Кобра 4. Только наглядным образом учащиеся увидят и поймут работу мышц, в спокойном состоянии и при физической нагрузке. На интерактивной доске демонстрируется график биоэлектрических потенциалов мышц. Обобщающие уроки в форме игры развивают у учащихся познавательный интерес, а англядность применяемая на уроке позволяет более полно усвоить полученные знания и применить их на практике.
Урок-игра
«Ну-ка мышцы, встаньте в ряд»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Закрепить знания о строении и свойствах мышечной ткани, особенностях строения и функциях скелетных мышц, об основных группах мышц тела человека;
Дать представление о системе, которая управляет сокращениями мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц;
Закрепить знания о видах работы мышц;
Влияние ритма и нагрузки на работу мышц;
Научиться работать на современном цифровом лабораторным оборудовании Кобра 4, набор «Электрофизиология».
Воспитательные:
Воспитать культуру общения, бережное отношение к своему здоровью.
Формировать понимание о значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка.
Способствовать формированию умения работать в группе, ответственности за выполнение своей части работы, объективной оценки деятельности членов группы и самооценки.
Развивающие:
Развить коммуникативные навыки через умение работать в группах;
Развить познавательный интерес к предмету и понимание значимости данной темы в их дальнейшей жизни, на основе межпредметных связей и путем усиления практической направленности знаний;
Развить умение обобщать и применять полученные метепредметные знания и умения;
развить умение анализировать результаты демонстрационных опытов и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Развить внимательность, умения сравнивать, находить черты сходства и различия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающих животных.
Патриотические:
Развить гордость за отечественных ученных, в области изучения работы мышц И.М. Сеченов – основатель науки о физиологии труда.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний
Формы организации урока: игра
Методы обучения: ИКТ, групповой метод, рассказ учителя, фронтальный опрос, демонстрационные опыты.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, модель «Торс человека», модель «Скелет человека», цифровое лабораторное оборудование Кобра 4 «Электрофизиология», гантель, карты с заданиями для групповой работы, портрет И.М. Сеченова.Вступительное слово учителя.
Учитель. Как вы понимаете фразу: «Жизнь – это движение, а движение – это жизнь?». (Слайд 1) (учащиеся высказывают свои предположения)
Что бы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, - все свои действия он совершает при помощи скелетных мышц. Эти мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата.
Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания по пройденной теме. Урок наш пройдет в форме игры. Я объясняю правила игры.
Игра состоит из 4-х этапов – блиц-опрос, «Кто быстрее, тот сильнее», «Наведи порядок», черный ящик, практическая часть. Каждый этап игры содержит задания разного характера. Победителем будет та команда, которая наберет больше баллов.
Блиц-опрос – на этом этапе игры каждой команде будут задаваться вопросы, чья команда ответит правильно на большее число вопросов, та и победила.
В конкурсе «Кто быстрее, тот сильнее», командам предстоит подписать названия мышц. Команда, которая подпишет большее название мышц и правильно, считается победителем.
Конкурс «Наведи порядок», командам предстоит правильно расположить мышцы по группам. Каждая команда получит набор мышц и листы. Первой команде нужно будет наклеить на лист мышцы головы и мышцы верхних конечностей, второй команде мышцы туловища и мышцы нижних конечностей.
Практическая часть будет заключаться в определении мышечной силы на цифровом лабораторном оборудовании Кобра 4, набор «Электрофизиология».
Ход урока
Блиц-опрос
Командам по очереди задаются вопросы, если команда не знает ответ, то они говорят «дальше», какая команда больше ответит на вопросы, та и победила. За правильный ответ 1 балл, максимальное количество – 10 баллов.
Вопросы 1 команде
Мышцы, образованные гладкой мышечной тканью. (Гладкие мышцы).
2. Поперечно-полосатые мышцы, расположенные в коже лица, вокруг глаз, носа, рта. (Мимические).
Соединительнотканные структуры, которыми мышцы крепятся к костям. (Сухожилия).
Подвижное соединение костей. (Сустав).
Тонкая соединительнотканная оболочка, которой снаружи покрыта каждая кость. (Надкостница)
Мышцы, сокращение которых вызывает противоположно направленные движения. (Антагогисты).
Работа мышц, связанная с удержанием определенной позы или груза. (Статическая).
Самая длинная мышца человека. (Портняжная)
Мышца-сгибатель. (Двуглавая)
Мышца-разгибатель. (Трехглавая)
Вопросы 2 команде
Мышцы, образованные поперечно-полосатой мышечной тканью. (Скелетные)
Оболочка, защищающая мышечную ткань. (Соединительнотканная).
Мышцы, расположенные с боков головы по четыре с каждой стороны. (Жевательные)
Мышцы, удерживающие голову в равновесии. (Мышцы шеи).
Мышцы, выражающие эмоции человека. (Мимические).
Работа мышц, связанная с поднятием тяжестей, ходьбе, беге. (Динамическая).
Многочисленные, тонкие сократительные нити. (Миофибриллы).
Единица мышечной ткани. (Мышечное волокно).
Сократительные белки мышц. (Актин и миозин).
Мышцы, на которых сидит человек. (Большие ягодичные мышцы).
«Кто быстрее, тот сильнее»
Командам раздаются карты с изображенными мышцами человека. Задача команды – подписать как можно больше названия мышц. Время на выполнение – 3 минуты. (Приложение 1) (слайд 2)
«Наведи порядок»
Перед вами перечь мышц, необходимо разделить все мышцы на четыре группы – мышцы головы, мышцы туловища, мышцы верхних конечностей и мышцы нижних конечностей. Чья команда наведет порядок быстрее и качественнее, та и будет считаться победителем. (Приложение 2)
Обратите внимание на слайд и сравните, правильно вы полнили задание или нет. (Слайд 3)
«Черный ящик»
Командам предстоит угадать, о каком явлении идет речь и назвать фамилию ученого, который изучал это явление.
Этот процесс рассматривается в качестве сложного процесса, затрагивающего все уровни деятельности организма и проявляющийся в виде совокупности изменений, которые связаны со сдвигами гомеостаза, что регулирует исполнительные и вегетативные системы, развивает чувства усталости, временно снижая работоспособность. Зависит от состояния нервной системы, ритма работы, величины нагрузки, тренированности мышц. (Утомление, изучал Сеченов И.М.) (слайд 4, слайд 5)
Учитель: Ребята вы молодцы, справились с заданиями. А сейчас перейдем к практической части. – Что происходит с мышцами при поднятии груза? (они напрягаются)
- Правильно, мышцы начинают напрягаться, и вот сейчас мы с вами измерим мышечную силу с помощью Кобра 4 набор «Электрофизиология». (Приложение 3)
Выбирается из класса 2 человека. На одном демонстрируем опыт, второй ученик сидит за компьютером и проводит измерения – измеряем мышечную силу до нагрузки и во время нагрузки, для этого один электрод прикрепляем к двуглавой мышце плеча, а другой – к трехглавой мышце плеча. Показания демонстрируем на интерактивной доске (график мышечной активности).
- Что происходит с мышечной активностью в спокойном состоянии? (учащиеся анализируют график, отмечают, сто никаких электрических импульсов нет).
Далее испытуемый берет в руки гантель и начинает выполнять упражнения (3-5 раз достаточно).
На интерактивной доске демонстрируется график мышечной активности во время выполнения упражнений.
- Что происходит с мышцами во время выполнения работы? (показатели графика резко изменился, линии все чаще, видно, что пошла нагрузка на мышцы, показатели графика имеют резкие скачки).
Закрепление
Слово учителя: наш урок подошел к концу, и настало время подвести итоги.
Учитель подводит итог и объявляет победителя.
Рефлексия
Нарисуйте в своих рабочих тетрадях смайлик – веселый, урок понравился; грустный – урок не понравился; серьезный – многое на уроке не понял.
Приложение 1

Приложение 2
Командам раздаются 4 цветных листа, на которых написано – мышцы головы, мышцы верхних конечностей, мышцы нижних конечностей, мышцы туловища.
Круговая мышца рта
Мышцы разгибатели спины
Мышца разгибатели кисти и пальцев
Двуглавая мышца бедра
Широчайшая мышца спины
Жевательная мышца
Большая ягодичная мышца
Трехглавая мышца плеча
Мышцы брюшного пресса
Височная мышца
Лобное брюшко затылочно-лобной кости
Двуглавая мышца плеча
Большая грудная мышца
Трапециевидная мышца
Дельтовидная мышца
Мышца смеха
Круговая мышца глаза
Портняжная мышца
Приложение 3
Практическая работа
«Электромиография»
Цель: получение электромиограммы (ЭМГ) при сокращении и расслаблении мускул верхнейчасти руки (бицепса)
Подготовка к работе:
1. Для исследования потребуется как минимум два человека, где к одному прикрепляются
электроды, а другой работает на компьютере.
2. Прикрепите три электрода на бицепс, как показано на рисунке 1. Расстояние между электродами 3-5 см.
3. Подключите цветные провода с зубчатыми зажимами к электродам: желтый к верхнему
электроду на бицепсе, красный к электроду внизу бицепса и зеленый к электроду посередине.
4. Затем подключите провода от электродов к электрофизиологическому датчику Cobra4. Воткните красный штекер в разъем, обозначенный знаком «+», желтый – в разъем со знаком
«-», и зеленый – в разъем с надписью (Ref).
Выполнение работы:
1. Включите компьютер и загрузите Windows.
2. Подключите «Cobra4 Wireless Manager» – беспроводной передатчик в USB порт компьютера.
3. Прикрепите «Cobra4 Wireless-Link» беспроводной приемник к электрофизиологическому датчику и включите его.
4. Запустите ПО «Измерения Cobra4». Инструмент для измерений будет автоматически определен.
5. Выберете тип измерения «ЭМГ» («EMG»), дважды щелкните по «Напряжение U» («VoltageU») и выберете закладку «Конфигурация» («Configuration»). Убедитесь, что усиление установлено на минимум.
6. Начните записывать данные измерения, нажав (●).
7. Сгибайте руку с гантелью примерно 10 раз. Между сгибаниями выпрямляйте руку дополного расслабления.
8. Остановите измерение и нажмите «OK» для дальнейшей обработки данных.

Рис. 3. Биоэлектрический потенциал бицепса при нагрузке, измеренного на поверхности кожи.
1. Биоэлектрический потенциал может быть зарегистрирован во время мышечной работы.
Большие. Когда мышца не напряжена (фаза расслабления), большие колебания не наблюдаются.
2. Эксперимент показывает, что в расслабленной мышце практически нет никаких электрических импульсов. Электрические импульсы генерируются во время работы мышцы. Сила активности зависит от количества задействованных моторных клеток.
Приложение 4
102870-154940МЫШЦЫ ГОЛОВЫ
0МЫШЦЫ ГОЛОВЫ

Приложение 5
00МЫШЦЫ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
МЫШЦЫ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Приложение 6
-1905-2540МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА
0МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА

Приложение 6
00МЫШЦЫ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
МЫШЦЫ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Приложение 7
Рис. 1. Мышцы человека (вид спереди): 1 - лобное брюшко затылочно-лобной мышцы; 2 - круговая мышца рта; 3 - подбородочная; 4 - грудино-подъязычная; 5 - трапециевидная; 6 - трехглавая плеча; 7 - прямая живота; 8 - наружная косая живота; 9 - лучевой сгибатель кисти; 10 - натягивающая широкую фасцию бедра; 11 - подвздошно-поясничная; 12- гребешковая, 13 - длинная приводящая; 14 - портняжная; 15 -прямая бедра; 16 - нежная; 17 - внутренняя широкая; 18 - отводящая большой палец; 19 - сухожилия длинной мышцы, разгибающей пальцы; 20 - длинная мышца, разгибающая пальцы; 21 - камбаловидная; 22 - передняя большеберцовая; 23 - икроножная; 24 - наружная широкая; 25 - короткая мышца, разгибающая большой палец; 26 - длинная мышца, отводящая большой палец; 27 - локтевой разгибатель кисти; 28 - короткий лучевой разгибатель кисти; 29 - разгибатель пальцев; 30 - длинный лучевой разгибатель кисти; 31 - плечелучевая; 32 - трехглавая плеча; 33 - передняя зубчатая; 34 - двуглавая плеча; 35 - большая грудная; 36 - дельтовидная; 37 - передняя лестничная; 38 - средняя лестничная; 39 - грудино-ключично-сосковая; 40 - опускающая угол рта; 41 - жевательная; 42 - большая скуловая; 43 - височная. Рис. 2. Мышцы человека (вид сзади): 1 - затылочное брюшко затылочно-лобной мышцы; 2- трапециевидная; 3 - дельтовидная; 4 - трехглавая плеча; 5 - двуглавая плеча: 6 - круглый пронатор; 7 и 23 - плечелучевая; 8 - лучевой сгибатель кисти; 9 - длинная ладонная; 10 - локтевой сгибатель кисти; 11 - поверхностный сгибатель пальцев; 12 и 13 - полуперепончатая; 13 - полусухожильная; 14 - нежная; 15 - двуглавая бедра; 17 - икроножная; 18 - камбаловидная; 19 - большая ягодичная; 20 - короткая мышца, отводящая большой палец; 21 - средняя ягодичная; 22 - наружная косая живота; 24 -широчайшая спины; 25 - передняя зубчатая; 26 - большая круглая; 27 - малая круглая; 28 - полостная; 29 - грудино-ключично-сосковая; 30 - ременная головы; 31 - жевательная; 32 - полуостистая головы; 33 - височная

В нашем организме выделяют 3 типа мышц (см. Рис. 1):

1. Поперечнополосатые (скелетные)

2. Гладкие мышцы

3. Сердечная мышца (миокард) - образована поперечнополосатой сердечной мышечной тканью

Гладкие мышцы образуют стенки внутренних органов (дыхательных путей, пищеварительного тракта), кровеносных сосудов. Располагаются у основания волосков, их сокращение вызывает мурашки и приводит к поднятию волосков.

Скелетные мышцы в основном крепятся к костям скелета. Такая мышца состоит из многих связанных между собой мышечных волокон, между которыми залегают прослойки соединительной ткани. Мышечные волокна собраны в пучки первого порядка. Пучки окружены соединительнотканной оболочкой (см. Рис. 2). Пучки первого порядка объединены в пучки второго порядка и так далее.

Рис. 2.

Вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой - фасцией.

Мышцы выполняют большую работу и характеризуются наличием большого числа кровеносных сосудов, по которым к ним доставляется кровь и питательные вещества (см. Рис. 3). Кроме них, также имеются лимфатические сосуды и рецепторы нервных волокон.

Рис. 3.

В мышце различают головку, брюшко и хвост (см. Рис. 4). Количество головок может быть разнообразно (бицепс - двуглавая мышца, трицепс - трехглавая мышца).

Рис. 4.

Поперечнополосатая мышца подчиняется сознанию человека. И сокращается во много раз быстрее, чем гладкая мышца.

Форма и величина мышцы зависит от выполняемой ею работы.

Так, длинные мышцы располагаются на конечностях (см. Рис. 5).

Рис. 5.

Короткие мышцы располагаются между небольшими костями (позвонками) (см. Рис. 6).

Рис. 6.

Широкие мышцы расположены на туловище (см. Рис. 7).

Рис. 7.

Круговые мышцы (сфинктеры) располагаются вокруг различных отверстий (см. Рис. 8).

Рис. 8.

Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий, образующих головку и хвост мышцы. При этом хвост мышцы должен быть обязательно перекинут через сустав, чтобы обеспечить подвижность конечности.

Сокращаясь, мышца приближает друг к другу те точки кости, к которым она прикреплена. При расслаблении мышца работу не производит, поэтому для нормальной работы сустава необходимо, как минимум, 2 мышцы, которые будут работать в противоположных направлениях. Такие мышцы называются антагонистами.

Мышцы, которые работают в одном направлении, называются синергистами. Так работают мышцы брюшного пресса.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 68, задания и вопрос 1, 2, 3.

2. По какому принципу определяется длина мышцы?

3. Опишите строение и расположение гладких мышц.

4. Подготовьте небольшую презентацию со сравнением 3 существующих типов мускулатуры.

Класс: 8 Дата: 9.12.15

Тема: Мышцы. Типы мышц.

Цель урока: выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

Задачи урока:

    Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам; показать, что мышцы вместе с костями образуют рычаги

    Дать элементарное понятие физиологии мышечного сокращения и утомления

    Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Формы организации учебной деятельности:

комбинированный урок с применением компитентностно - ориентированным подходом.

Оборудование:

мультимедийные комплекс,презентация «строение и функции мышечной ткани», видеоролики.

План урока:

    Психолог настрой на урок

    биологическая разминка

    Изучение нового материала

    Закрепление

    Мозговой штурм

    Домашнее задание

Ход урока.

    Психологический настрой (Пожелания) 1-2 мин

    Проверка пройденного материала 10 мин

Биологическая разминка (Работа по карточкам) 5 минут

    Грудная клетка

    Позвоночник

    Скелет верхних конечностей

    Мозговой отдел черепа

    Пояс верхних конечностей

    Скелет нижних конечностей

    Лицевой отдел черепа

    Пояс нижних конечностей

    Отдел является стержнем, опорой для всего скелета

    Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости

    Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному мозгу

    Отдел скелета, в который входят лучевые и плечевые кости

    Отдел скелета, в который входят кости таза

    Отдел является опорой для скелета верхних конечностей

    Отдел скелета, в который входят бедренные кости

    Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина

Ответы: 1 – 2; 2-7; 3-4; 4-3; 5-8; 6-5; 7-6; 8-1.

Работа по вопросам(Слайд) 5 минут

Учитель ставит классу следующие вопросы:

    Почему у человека при падении чаще всего бывает сломана малая берцовая кость?

    Почему накладывают шину на два отдела, расположенных рядом с повреждённым?

    Зачем под шину подкладывают мягкую подкладку?

    Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?

    Какие свойства костей обеспечивают их прочность и сравнительную лёгкость?

    При раскопках в кургане был обнаружен скелет. Как определить по остаткам скелета пол человека?

    Изучение нового материала 18 мин

1. Вставить в текст пропущенные слова. (работа с литературой.) 6 мин

1 группа. Функционально мышцы подразделяют на произвольные и непроизвольные . Произвольные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. Непроизвольные мышцы состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека (сокращение непроизвольное)

2 группа. Если скелетные мышцы проводят возбуждение с большой скоростью и сокращаются быстро , то сокращение гладких мышц осуществляется более медленно и возбуждение передается более медленно

видеоролик мышцы

1 группа. Дать общую характеристику "Строение мышцы". Ученики работают с литературой. 6 мин

Входят мышечные волокна , которые располагаются обычно параллельно друг другу и объединяются в пучки. Отдельные мышечные пучки и вся мышца имеют тонкую соединительнотканную оболочку , а группы мышц или отдельные мышцы покрыты более плотной оболочкой - фасцией . Мышцы оканчиваются сухожилиями , при помощи которых они прикрепляются к костям, и снабжены кровеносными сосудами и нервами .

2.группа. Дать общую характеристику "ФОРМЫ МЫШЦ"

Простейшей является веретенообразная форма мышц: различают утолщенную среднюю часть - брюшко и два конца , из которых верхний обычно является началом (неподвижная точка мышцы), а нижний - прикреплением (подвижная точка мышцы).. Подвижный конец может прикрепляться к костям не только в одной точке, но и в двух (двуглавая мышца), трех (трехглавая) и более точках. Мышцы никогда не сокращаются поодиночке, они всегда действуют группами .

видеоролики: 1 мышцы, 1 мышцы 2.

2. Работа в группах. (учащиеся презентуют работу, защищают проект) 6 мин

учащиеся 1 группы работают по возбудимости, сократимости.

учащиеся второй группы работают по растяжимости, эластичности.

физминутка. 1-2

IV . Мозговой штурм. 10 мин

    Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд?

V . Рефлексия. На информационной карте урока отметьте «сердечком», ту часть урока которая вам больше всего понравилось. 1 мин

VI. Домашнее задание. Подготовить проект мышцы глаза, их функции. Сравнить мышцы гладкие с поперечнополосатыми. 2 мин

    Мозговой штурм.

    При помощи каких мышц выражаются эмоции

    Каковы главные свойства мышечной ткани

    При раскопках в кургане был найден скелет, может ли опытный анатом по костям скелета решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком ведущим малоподвижный образ жизни

    Замечено, что человек по разному падает: когда споткнётся, то падает вперёд, а когда поскользнется – назад. Как объяснить это явление?

    Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд? (если не отвечают на какие то вопросы, это будет проблемой для решения её на следующем уроке)

    Задание на дом : стр.116-122.

Урок по теме: «Мышцы и движение» 4 «А» класс 12.10.07

Цель: Показать учащимся значение, многообразие мышц, зависимость развития мышц от занятий физическими упражнениями.

Задачи:1) Познакомить учащихся со строением, функциями, видами

2) Формирование навыков диалогового общения и социального

Взаимодействия.

3)Формирование ответственности младших школьников за свое

Здоровье.

4) Развитие мыслительной деятельности и психических процессов.

Ход урока.

I. Организационный момент

Учащиеся встают в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

II. Введение в тему урока

На доске карточки с названиями наук: география, анатомия, история, антропология, валеология

- Какое задание я хочу вам предложить?

(Выполнить группировку названий наук: география и история изучают окружающий мир, а анатомия и антропология – строение человеческого тела, а валеология – как сберечь свое здоровье на долгие годы)

Как вы думаете, какую науку надо выделить среди них?

(Я бы выделил среди этих наук анатомию, которую мы начали изучать на уроках.)

- Что вы знаете об этой науке?

(Анатомия изучает строение человека.)

А зачем нам нужно знать строение своего организма? (чтобы уметь сохранять свое здоровье как можно дольше)

III Актуализация знаний.

Итак, сегодня мы продолжим разговор «как устроен наш организм», а вот о чем именно, догадайтесь сами.

Я предлагаю вашему вниманию небольшую сценку, отрывок из книги «Я – человек. Ты – человек!»

-Мой папа может поднять полкласса, хвастает Карол.

-Ври больше! – смеются ребята. – Он что у тебя. Подъемный кран?

- А вот и поднимет!- горячится Карол. – он у меня штангист!

Как вы думаете, сочиняет Карол или говорит правду? (лучшие штангисты мира поднимают вес больше 250 кг)

IV Сообщение темы и целей

А что для этого нужно? (нужна сила – то есть мускулы, мышцы) Какая тема сегодняшнего урока? (после ответа учеников – слайд) Какие цели мы себе поставим? (слайд)

V Работа над темой

(Узнать, что такое мышцы, какие они бывают, зачем они нам нужны)

Сейчас мы поиграем в известную вам игру «Замри» (под музыку). Условия: пока звучит музыка – вы двигаетесь, принимаете различные позы. Как музыка прекращается – вы замираете. (дети выполняют)

Подумайте и скажите, что позволило вам принимать и держать разные позы? (мышцы) (слайд)

Как появилось слово мышца?

Подумайте и скажите, на какое слово похоже слово мышца?(мышь) Хотите узнать почему?

Обхватите левой рукой плечо правой руки и начните сжимать и разжимать правый кулак. Что чувствуете? (как под кожей шевелятся, бегают, как мыши мышцы) так теперь поняли почему? А что такое мускул?(слайд)

Мы сейчас с вами говорили, Что напоминают мышцы, откуда пришло слово, а что оно обозначает?

Так что же такое мышцы? (после ответа – слайд)

- Мышца – орган человека и животного, состоящий из ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Откройте страницу 30 в учебнике. Рассмотрите рисунок.

Какие по величине бывают мышцы? (большие и маленькие)

(слайд с таблицей)

Назовите самые большие мышцы.(ягодичная, большая грудная. Бицепс, мышца бедра, икроножная мышца)

Почему здесь расположены сильные мышцы?(выполняют самую тяжелую работу).

Что можно сказать о наших мышцах? (они труженики)

А какие они труженики вы узнаете, когда поработаете в группах.

Игра «мозаика». (Учитель раздает конверты с заданиями для групп. В конверте 5 текстов для каждого участника группы. Ученики выбирают, читают и запоминают прочитанное. Затем рассаживаются по номерам заданий и в парах рассказывают друг другу задание. Потом возвращаются в свои группы и там рассказывают материал. Отчет групп. Оценивание)

1. В нашем организме примерно 639 мышц. Они разнообразны по величине и форме. Крупные, сильные мышцы расположены там. Где приходится выполнять большую работу. Одна из самых сильных – икроножная мышца. Короткие, широкие мышцы находятся между ребрами и обеспечивают движение грудной клетки. Есть мышцы в стенках желудка. Кишечника. У всех у них определенный ритм: то они работают, то отдыхают. Сердце – это тоже мышца, только особенная. Этой мышце приходится работать всю жизнь.

2. В лицевой части черепа под кожей находится много небольших мышц. Они называются мимическими. Прикрепляются они по- разному. Некоторые из них одним концом прикрепляются к кости, а другим вплетаются в кожу лица, другие же мышцы располагаются по кругу, прикрепляясь только к коже, например, мышца губ. Самыми сильными в лицевой части являются жевательные мышцы. Приводящие в движение нижнюю челюсть. А речь обеспечивают развитые мышцы языка, губ, подъязычная мышца.

3.Мышцы – главные силачи. Каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим – к другой. По приказу мозга мышцы могут становиться короче, либо длиннее Они прикреплены к скелету с помощью связок или сухожилий. Сокращение и расслабление мышц и их сухожилий приводят в движение кости и соответственно различные части тела. И вот когда, скажем, мышца плеча сокращается, она поднимает руку, а когда расслабляется – рука опускается.

4.От развития мускулатуры зависит работоспособность человека и внешняя форма его тела. Время активного развития мышц – 13 лет. Когда мы регулярно занимаемся физкультурой, много играем в подвижные игры и правильно питаемся, наши мышцы становятся упругими и сильными. Максимальную силу мышцы набирают к 30 годам. Затем тренировками человек поддерживает их хорошее состояние.

5.У нашего организма есть одно удивительное свойство – ему полезна работа. Чем больше ты двигаешься, тем становишься сильнее. Организм всегда посылает больше крови тем клеткам, которые трудятся. Такие клетки лучше питаются и растут. Клетки – бездельницы же всегда остаются на голодном пайке. Вот почему спортсмены набираются сил, не валяясь в кровати, а упражняясь.

Отчет одной из групп. Оценивание работы группы.

Нашему организму полезна работа, поэтому сейчас дадим отдых одним мышцам, а другие пусть потрудятся.

VI Физкультминутка. (проводит ученик)

1.Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2.Поднимание плеч одновременно и поочередно

3.Поднимаем руки вверх, в стороны

4.Наклоны туловища вперед, назад.

5. Поднимание поочередно ног.

6.Приседание.

7.Поднимание на цыпочки.

8. Прыжки-ноги вместе, в стороны, руки в хлопке вверх.

Раз цветочек, два – цветочек,

Ежики, ежики,

Наковальня, наковальня,

Ножики, ножики,

Бег не месте, бег на месте,

Зайчики, зайчики,

Ну-ка дружно, ну-ка вместе!

Девочки, мальчики!

VII Закрепление.

Хотите послушать сказку? Тогда слушайте древнюю индийскую сказку.

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

-Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда поднимаются одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле?

Ну какую, например, ножку ей сейчас надо поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше запутывалась. Так и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость зловредной жабе.

Что хотите сказать?

Мы тоже могли оказаться на месте плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начинали соображать, как это сделать. Мы это делаем не задумываясь, автоматически. Интересно, что для того, чтобы сделать всего лишь один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке и для нас это естественно. Когда пианист играет пьесу в быстром темпе, его пальцы делают до 120 ударов в минуту! Хорош бы он был, если бы думал, каким пальцем ему нужно ударить следующую клавишу! Но терпеливо упражняясь каждый день, разучивая пьесу медленно, а затем быстрее, повторяя ее бесконечное количество раз, пианист приучает мышцы своих рук действовать автоматически.

Практическая работа.(к доске выходят 3 ученика с портфелями.)

-Возьмите портфель в руку, не сгибая руки, поднимите портфель на уровне плеч. Держите его.(через некоторое время они устают и опускают портфель)

Что произошло? (мышцы устали)

Как вы думаете, почему одни люди устают быстрее, а другие могут работать долго? (дело в тренировке)

Что делать легче: Ходить по комнате 10 минут или стоять на одном месте? (ходить проще, т.к. мышцы меньше устают)

«Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай».

Эти слова высечены на скале в Древней Греции. Как вы их понимаете? Правы ли были древние греки?

Сила и ловкость – это врожденные или приобретенные качества? (приобретенные)

Что нужно делать, чтобы развивать свои мышцы?(заниматься спортом).

Какими видами спорта нужно заниматься, чтобы укреплять свои мышцы? (любыми: боксом, спортивной гимнастикой, аэробикой, фигурным катанием, бодибилдингом, фехтованием….)

На Руси всегда было много сильных людей. Каких вы из них знаете?

Известен капитан Лукин(конец 18 века), который легко ломал подковы, держал на вытянутой руке пудовые ядра. Одним пальцем вдавливал в корабельную стенку гвоздь, а когда в Англии ему предложили провести кулачный поединок. Вызвал сразу 4 боксеров и, ухватив по очереди каждого за пояс, перекинул через голову.

Русский борец Иван Поддубный 33 года был чемпионом мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. В 66 лет он продолжал выходить на ковер. Это уже загадка спортивного долголетия….

Каких современных спортсменов вы знаете? (ответы детей)

(показ слайдов)

Всем известен герой Геркулес. Он был очень сильным и выносливым.

Хотите стать такими же? А что для этого нужно делать? (после ответов –слайд «Уроки Геркулеса»)

VIII Рефлексия

Зачем нужны мышцы? (Мышцы – тягачи и силачи нашего тела. Они приводят его в движение.

Мы можем сидеть. Стоять, прыгать, улыбаться, хмуриться, благодаря мышцам.

Мышцы надежно укрывают наши внутренние органы. Заставляют их работать, поднимают и растягивают грудную клетку при дыхании, проталкивают кровь по сосудам, сжимают и разжимают сердце.

Физический труд, занятия физкультурой укрепляют мышцы и человек становится сильным и ловким).

IX Домашнее задание

Вспомните поговорку, написанную на скале.

1.Придумайте свою поговорку о здоровом образе жизни. Раскрой ее содержание.

2.Нарисуйте, какими видами спорта вы бы хотели заниматься, чтобы развивать свои мышцы и сделать свое тело красивым.

X Итог урока

Какой вывод можно сделать из нашего урока?

Ответьте на вопросы:

1.Что я знал раньше?

2.Что я узнал сегодня?

1. Вспомни свои впечатления на уроке.
2. Закончи предложение:
Я чувствовал себя .
Я работал с настроением .
Я доволен собой .
Я испытывал затруднения, когда .
Я бы хотел стать более .

Задача урока : дать понятие о строении и функции мышцы, о связи ее деятельности с нервным возбуждением; раскрыть физиологический механизм сокращения мышечного волокна и рефлекторный принцип координации движений.

Оборудование . Демонстрационный материал: скелет человека; модель сустава; вскрытый сустав; пережженная и декальцинированная кости; кусочек разваренного мяса; распил кости; таблицы: «Скелетные мышцы», «Головной мозг человека»; две дощечки, бинт, школьная линейка.

План урока

Проведение урока
Прежде чем приступить к изучению мышц, необходимо проверить знания учащихся по материалу двух последних уроков. В целях экономии времени проверку знаний можно проводить как уплотненный опрос.

Получают задания пять человек. Один готовит ответ о составе костей. В его распоряжении прокаленная и декальцинированная кости. Второй учащийся на половине доски рисует схему внешнего строения кости. На другой половине доски третий ученик изображает схему строения сустава. Он должен раскрыть функции костей. Четвертому учащемуся предстоит указать на скелете несколько суставов, выполняющих различные движения, а пятому предлагается наложить шину на предплечье своего товарища. Пока все готовятся к ответу, еще один вызванный ученик рассказывает о мерах первой помощи при вывихе и переломах.

Учитель предлагает дополнительно каждому отвечающему какой-либо из следующих вопросов: почему не рекомендуется ездить на жеребятах верхом? Приведите примеры прочности трубчатой формы стебля у растений. Объясните, почему уменьшается прочность сустава, если проколоть суставную сумку. Используйте при ответе знания по физике. Может ли опытный анатом по костям умершего решить, был ли тот спортсменом, грузчиком или человеком, ведущим неподвижный образ жизни? Почему у человека при падении чаще всего оказывается сломанной малая берцовая кость?

Переходя к новому материалу, учитель обращает внимание учащихся на то, что движение в суставах производится мышцами; по таблице «Скелетные мышцы» показывает, как сокращение двуглавой мышцы вызывает сгибание в локтевом суставе, а сокращение трехглавой разгибает его. Затем учитель демонстрирует на ученике утолщение двуглавой мышцы при ее сокращении. Учащиеся делают вывод, что мышца имеет свойство напрягаться и сокращаться. Перед учащимися ставится задача выяснить, как происходит сокращение мышцы. Для этого они должны познакомиться сначала с ее внешним и внутренним строением. Учитель характеризует внешнее строение мышцы, показывает кусочек сильно разваренного мяса. Затем по рисункам учебника ученики выясняют внутреннее строение мышцы, которое можно увидеть под световым микроскопом.

Учитель напоминает о строении и свойствах поперечнополосатой мышечной ткани, из которой состоят скелетные мышцы.

Связь нервного возбуждения с сокращением мышцы учащиеся устанавливают по опыту, который проводили при изучении вводной темы. Делают, вывод: мышцы сокращаются в ответ на приходящее в них по нервным волокнам возбуждение.

О процессе сокращения мышечного волокна учитель рассказывает следующее: видимые под лупой мышечные волокна состоят из сократительных элементов - миофибрилл, которые видны только под сильным увеличением светового микроскопа. При возбуждении они или становятся короче и толще, или напрягаются без изменения длины. И в том и в другом случае мышца производит работу по передвижению или удерживанию груза.

При помощи электронного микроскопа удалось установить, что в миофибриллах находятся более тонкие волоконца - протофибриллы. В них находятся нити двух белков - миозина и актина *.

Рис. 13. Схема сокращения мышечного волокна на субклеточном уровне.

А. Участок мышечного волокна в состоянии покоя. Б. Тот же участок при сокращении. 1 - опорные мембраны; 2- топкие белковые нити; 3 - толстые белковые нити

Все протофибриллы разделяются по длине на участки, перегороженные опорными мембранами (рис. 13 А). Более толстые нити из миозина располагаются в средней части участка. От опорных мембран идут более тонкие нити из актина, которые в состоянии покоя мышцы доходят только до начала нитей миозина. Несколько нитей актина окружают нить миозина (рис. 13 Б). Под воздействием нервных импульсов тонкие нити вступают во временное соединение с толстыми и скользят к середине участка. При этом они тянут опорные мембраны, и весь участок протофибрилл сокращается. При сокращении всех участков общая длина волокон и мышцы уменьшается почти в два раза (рис. 13 Б). При расслаблении актиновые нити скользят в обратном направлении.

Учитель может не требовать запоминания названий белков, а дать понятие только о принципе мышечного механизма. После этого учитель переходит к рассказу о нервной регуляции мышечной деятельности: любые мышечные движения в организме имеют рефлекторный характер, потому, что они всегда являются реакциями на раздражение рецепторов при участии нервной системы. Но эти рецепторы могут быть самыми разнообразными. Мышечный рефлекс может начинаться с раздражения зрительных, слуховых, осязательных рецепторов. Но очень часто мышечные рефлексы происходят в ответ на раздражения рецепторов, находящихся в самих мышцах и сухожилиях. Учитель рассказывает о мышечно-суставных рецепторах и освещает их роль в осуществлении сложных цепных рефлексов, таких как ходьба, прыжки, бег.

Для перехода к разъяснению вопроса о координации движений учитель просит указать примеры движений, при которых две мышцы противоположного действия или расслаблены, или напряжены, или одна сокращена, а другая расслаблена. Как правило, учащиеся приводят примеры разного состояния двуглавой и трехглавой мышц руки при опущенной, согнутой и вытянутой с грузом руке. Учитель объясняет, чем вызвано такое согласование в работе мышц, используя уже известное учащимся понятие о торможении. При выполнении движения одни мышцы сильно сокращаются, другие - слабее, третьи - тормозятся. Все это регулируется нервными импульсами, приходящими из центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов, которые «информируют» головной мозг о состоянии мышцы.

Очень кратко учитель сообщает о том, что все произвольные движения человека происходят только при участии коры больших полушарий; приводит примеры невозможности движений при кровоизлиянии в определенных участках коры больших полушарий и показывает на таблице «Головной мозг человека» двигательную область коры, где расположены центры всех произвольных движений.

В порядке закрепления материала ученики вспоминают определение рефлекса и приводят примеры безусловных и условных мышечных рефлексов.

Задание на дом: статья учебника «Мышцы и их функции» раздела «Основные группы мышц человеческого тела».

* Рассказ о теории мышечного сокращения дается по желанию учителя и для запоминания необязателен.

2024 kotmma.ru. Лучший спорт для тебя.