Потрясающий способ лечения и профилактики хронического бронхита – дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения для детей Дыхательная гимнастика с шариком

Заболевания дыхательной системы у детей относятся к достаточно распространенным патологиям. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано, кроме того, медицинские средства оказывают много побочных действий. В такой ситуации помочь малышу и его родителям могут дыхательные упражнения для детей.

Польза дыхательных упражнений для детей

Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения.

Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.

Противопоказания

Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве.

Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно.

Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки.

В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату.

Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить.

В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику.

Правила дыхательной гимнастики

При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила:

  • при вдохе плечи не должны подниматься;
  • вдох делают через нос;
  • щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками;
  • выдох должен быть плавным и длительным.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет

«Воздушный шарик ». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает.

«Волна ». Малыш ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».

«Часики ». Малыш стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».

«Водолаз ». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

«Паровозик ». Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

«Вырасту большим ». Малыш стоит прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх. Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох – руки вниз, опускается на ступню, при этом произносит: «У-х-х-х».

Данные упражнения нужно выполнять по 4-6 раз каждое. Если ребенок устал, делается небольшой перерыв.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 5 до 7 лет

К упражнениям, которые приведены выше, можно добавить следующие.

4.56 из 5 (9 Голосов)

Какова роль дыхания

Наша жизнь начинает-ся не с момента появ-ления на свет, а с первого вздоха, первого крика. В этот момент легкие рас-правляются, и организм на-сыщается кислородом, кото-рый необходим нам больше, чем пища и вода.

  • Почти 90% необходимой организму энергии выраба-тывается благодаря кисло-роду. Можно сказать, что энергия кислорода — это энергия нашего тела.
  • Под воздействием кис-лорода все, что мы едим, расщепляется в конечном итоге на углекислый газ и воду. При кислородном дефиците реакция рас-щепления останавлива-ется на образовании не-органической щавелевой кислоты. Она вредна, так как обра-зует невыводимые из орга-низма соли. Их скопление в тканях вызывает болезни суставов и поражение со-судов.
  • Кроме обогащения ор-ганизма кислородом, дыха-ние играет еще одну очень важную роль, о которой известно не так много. За счет дыхания выводится 70% вредных веществ, и в их числе болезнетворные микроорганизмы.
  • Дыхание позволяет поддерживать количество возбудителей болезни на таком уровне, что они не могут размножаться и ос-таются безопасными для организма.

Тренировка дыхания

Дыхательная система — единственная в нашем организме, которой можно и управлять: дыхание мож-но ускорять, замедлять, контролировать. При помощи простых приемов тренировки дыхания мы можем влиять на способность орга-низма насыщаться кислородом. А это, в свою очередь, отражается на нашем само-чувствии, работоспособнос-ти и самочувствии.

  • Физические упражнения, особенно для плечевого пояса, на «раскрытие» грудной клетки, бег и за-каливание с контрастным душем — лучшая профи-лактика воспалительных заболеваний органов дыхания от насморка до пневмонии.
  • Очень благоприятны для органов дыхания дли-тельные пешие прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, плавание, а зимой еще и катание на коньках и ходьба на лыжах.
  • Надувание воздушных шариков — едва ли не самое доступное и эф-фективное средство для тренировки дыхания. Максимально глубокие вдохи и выдохи активизируют дыхательные рефлексы, позволяют «продышаться».
  • Если у вас есть вокаль-ные данные — пойте, если нет — пойте в ванной. Уже давно доказано лечебно-оздоровительное воздейс-твие вокалотерапии. Пение поднимает тонус дыха-тельных мышц и укрепляет легкие, трахеи, бронхи, мышцы гортани и носоглот-ки. Упражнения в вокале формируют правильное гармоничное дыхание, мягко тренируют диафраг-му, межреберные мышцы, мышцы живота. Изменение глубины вдохов и выдохов задействует в процессе дыхания все доли легких. Фактически во время пения мы «прокачиваем» легкие, улучшая газооб-мен и увеличивая приток энергии.
  • Для тренировки дыхания полезно даже просто смеяться — погромче и подольше. При смехе привычный ритм дыхания сменяется на порцион-но-короткие энергичные вдохи и выдохи. В ответ на это активизируется работа дыхательных центров.

Техника полного дыхания

Наше дыхание — это не просто процесс вдоха-выдоха. Оно напрямую свя-зано с жизненной силой. Для того чтобы эта энергия действовала во благо, можно освоить несколько способов техники дыхания .

Полное дыхание позво-ляет накопить большое количество энергии в организме, увеличивает полезный объем легких.

Примите любое положение — лежа, сидя или стоя. Вы-дохните максимально полно. Вдохните через нос, совер-шенно не помогая себе ртом. Опуститедиафрагму. При этом живот слегка выпячи-вается, ребра раздвигаются, ключицы и плечи поднима-ются. Вдох нужно делать на каждый 8-й удар пульса, что-бы в цикле вдох — задержка дыхания — выдох соблюда-лась пропорция 2:1:2. В таком положении задержите дыха-ние на 4 удара пульса. Затем начинайте выдох — медленно, соблюдая ту же последовательность, что и при вдохе. Техника дыхания стиму-лирует обмен веществ, что ведет к омоложению организма. Развиваются такие качества, как уме-ние сосредоточиваться, скорость реакции и мышления. Вы можете стоять, сидеть или лежать. Делайте полный вдох через нос на каждый 8-й удар пульса. За-держите дыхание на такой же отрезок времени. Потом полностью выдохните воздух через рот, издавая свистящий звук. Губы плот-но не сжимайте. Продол-жительность выдоха вдвое больше вдоха. Повторите упражнение 5 раз.

Интересные факты о дыхании

  • У новорожденных час-тота дыхания составляет 40-60 вдохов-выдохов в минуту, у детей постарше — 20-30. Взрослые люди в состоянии покоя соверша-ют в среднем 14 дыхатель-ных движений с допусти-мыми колебаниями от 10 до 18. Считается, что тот, кто дышит реже, живет дольше. Тренированные люди могут делать 8-10 вдохов-выдохов в минуту.
  • Различают два типа дыхания — грудное и брюшное. Но правильным — гармоничным, полным — считается такое, когда мы дышим и грудью, и живо-том. Есть свои особенности у людей разного возраста и даже разных профессий. С годами человек переходит на нижнее, брюшное дыха-ние. Те, кто занят тяжелым физическим трудом, тоже дышат преимущественно животом (у спортсменов есть своя техника дыхания при беге). Считается, что грудной тип дыхания боль-ше распространен среди женщин.
  • Максимальный объем легких бывает в возрасте от 20 до 30 лет. А дальше каждые 10 лет показатель уменьшается на 10-25%. Значит, если не трениро-вать свою дыхательную систему, естественными последствиями станут ухудшение самочувствия, одышка при физических нагрузках, быстрая «стари-ковская» усталость.
  • Когда мы заболеваем, изменяются газовый со-став выдыхаемого нами воздуха, объем легких, глубина дыхания. На этом основаны некоторые мето-ды диагностики не только бронхолегочных заболева-ний, но и некоторых желу-дочно-кишечных.
  • По тому, как человек дышит в данную минуту, можно определить его состояние. Когда мы волнуемся или напуганы, наше дыхание становится частным и поверхностным. В момент испуга дыхание может даже прерываться. В подобных случаях говорят: «Дух перехватило». И тогда человеку совершенно пра-вильно советуют: «Дыши ровнее, глубже».
  • Нельзя надышаться впрок, наш организм не может «запастись» кис-лородом. Но некоторые люди — например, ловцы жемчуга, йоги, эстремалы-дайверы — демонстрируют чудеса техники задержки дыхания . Абсолютный мировой ре-корд по задержке дыхания на вдохе был установлен в США в 2008 году Дэвидом Блейном. После нескольких недель специальных тре-нировок дыхания он смог вдохнуть столько воздуха, что про-держался 17 минут и 4 се-кунды, не упав в обморок. Это далеко не полный список интересных фактов о дыхании.

Заболевания органов дыхания

Любые нарушения свобод-ного дыхания являются болезненным состоянием, которое надо лечить техникой правильного дыхания. К ним относятся:

  • заболевания верхних дыхательных путей — от банального насморка, ринита, синусита до гаймо-рита;
  • заболевания бронхов — острый и хронический бронхиты, бронхиальная астма;
  • воспаление легких — пнев-мония, туберкулез и ХОБЛ — хроническая обструктивная болезнь легких (такой диагноз появился относи-тельно недавно).

Причинами заболевания органов дыхания могут быть инфекции, хроническое вос-паление, кистозные и опухо-левые новообразования. У детей существует опасность случайного попадания в дыхательные пути инород-ных предметов. У взрослых затрудненное дыхание не-редко бывает из-за искрив-ления носовой перегород-ки. Почти 80% людей имеют искривленную перегородку носа, и многие даже не обра-щают на это внимания. Но в некоторых случаях все же не обойтись без хирургического вмешательства.

Еще одной причиной ощу-щения нехватки воздуха могут оказаться аденоиды. Раньше ошибочно счита-лось, что они бывают только у детей. У взрослых их не-возможно обнаружить без эндоскопического обследо-вания, ни прощупать, ни уви-деть с помощью гортанного зеркала. Тем не менее аде-ноиды у взрослых — это час-тая причина простуд, храпа и апноэ (кратковременной задержки дыхания во сне), и даже гипертонии, сердечной недостаточности. Аденоиды второй и третьей степени могут значительно ухудшать самочувствие аллергиков и повлиять на слух.

Целебные травы

Багульник

Багульник содержит цен-ные эфирные масла и гликозиды, обладающие сильным антибактериальным, сосудо-расширяющим и противокашлевым действием.

  • При кашле пьют чай из багульника. Для этого столо-вую ложку травы заливают стаканом кипятка, настаива-ют 10 минут.
  • При бронхитах, коклюше и пневмонии можно при-менять холодный настой багульника: 1 ч. л. сухого измельченного сырья зали-вают 2 стаканами холодной кипяченой воды, настаивают при комнатной температу-ре 8 часов, процеживают и пьют по полстакана четыре раза в день.

ВНИМАНИЕ! Багульник — это ядовитое растение, поэтому важно соблюдать дозировки.

Анис обыкновенный

Анис обыкновенный не менее ценен для лечения за-болеваний дыхательных пу-тей. Содержащийсяв его плодаханетол оказывает стимулирующее действие на слизистую оболочку бронхов и усиливает функции желе-зистого аппарата дыхатель-ных органов. Анисовое масло прописывают при ларингитах, трахеитах. Оно способствуют отделению бронхиальной сли-зи и откашливанию мокроты.

  • При бронхитах аптечное анисовое масло принимают по 2-3 капли на 1 ст. л. теп-лой воды каждые 4-5 часов.

Мать-и-мачеха

Мать-и-мачеха описана как лечебное растение, применя-емое при болезнях дыхатель-ных путей, еще в античных медицинскихтрактатах. Ее листья содержат гликозиды, которые улучшают как вне-шнее, так и внутриклеточное дыхание. В народной медицине мать-и-мачеха применяется как противовоспалительное, отхаркивающее средство. Со-держащаяся в листьях слизь обволакивает стенки носог-лотки и гортани.

  • Для приготовления отвара возьмите 5 г сухих листьев, залейте стаканом кипятка и настаивайте 15 минут. Затем процедите и принимайте по столовой ложке 4 раза в день.

Многие родители сталкиваются с проблемами заболевания дыхательной системы у детей. Согласитесь, когда ребенок болеет — это сильно огорчает. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано и приветствуется мамами.

Но как еще помочь малышу предупредить и преодолеть заболевания? В такой ситуации помочь ребенку и его родителям могут упражнения дыхательной гимнастики. Этот комплекс развивает речевой аппарат, дыхательную мускулатуру, координацию движений, мышцы позвоночника и рук, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Кроме того, если ребенок отличается гиперактивностью, то с помощью данных упражнений он научится расслабляться и успокаиваться.

Специалисты рекомендуют заниматься детской дыхательной гимнастикой по 10-15 минут два раза в день. И важно! Должно пройти не менее часа после последнего приема пищи. Выполняйте определенные правила: вдох делается через нос — плечи не должны подниматься, щеки не должны надуваться; выдох делается плавно и длительно.

Существуют противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики для детей. Поэтому необходимо проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения подойдут ребенку.

Упражнения дыхательной гимнастики:

«Потягуши»
Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.
На счет 1 - руки вверх, вдох.
2 - руки опустить, выдох.

«Воздушный шарик»
Малыш ложится на спину, руки на животе.
На вдохе медленно надувает живот-шарик.
На выдохе - животик-шарик медленно сдувает.

«Обнимашки»
Исходное положение: стоя, руки перед собой.
На счет 1 - руки в стороны, вдох.
2 - ребенок обхватывает руками свои плечи, выдох.

«Пузырики»
Ребенок делает глубокий вдох через нос.
Надувает «щёчки-пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот.

«Регулировщик»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

«Бегемотик»
Выполнять упражнение можно как лежа, так и сидя.
Кладем руку ребенка на диафрагму, дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то опускается, а сами приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения):
Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

«Волна»
Ребенок ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе.
Вдох - руки поднимаются вверх и назад, касаются пола.
Выдох - руки возвращаются в начальное положение, при этом малыш произносит: «Вни-и-и-з».

«Башенные Часы»
Малыш становится, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены.
Теперь пришло время часам заработать: произносим «тик-так, тик-так» и машем руками вперед назад.

«Насосик»
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох.
Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

«Говорилка»
Вы задаете вопросы, ребенок отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как «дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу

«Водолаз»
Малыш должен представить, что он спускается под воду на море.
Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

«Самолет»
Рассказывайте стихотворение, а ребенок пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жужу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу - жу - жу (делает поворот влево)
Жужу -жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

«Великан и карлик»
Ребенок садится на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне.
Руки положить на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу.
Набираем полную грудь воздуха, плечи расправляем, голову гордо поднимаем вверх, на выдохе опускаем вниз и прижимаем головой к ступням.

«Ворона»
Ребенок стоит, руки вдоль тела.
С вдохом широко разводим в стороны руки-крылья, а на выдохе громко каркаем, стараемся, чтобы звук «р» длился, как можно дольше.

«Паровозик»
Ребенок изображает паровоз.
Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

«Мышка и мишка»
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки - очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.

«Вырасту большим»
Ребенок стоит прямо, соединив ноги вместе.
Руки поднимет в стороны и вверх.
Вдох - подняться на носочки, хорошо потянуться.
Выдох - руки вниз, опуститься на ступню, при этом произнося: «У-х-х-х».

«Хомячок»
Надуваем щеки побольше, а теперь делаем несколько шагов по комнате.
Хлопаем по щекам ладошками, и они с веселым хлопком сдуваются.

«Летят мячи»
Встаем прямо, руки с мячом перед грудью.
Бросить мяч от груди вперед.
Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».

«Веселая пчелка»
На выдохе произносим "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

«Ракета»
Делаем глубокий вдох через нос, руки медленно поднимаем через стороны вверх, ладони сводим вместе, плотно прижав друг к другу, поднимаем на носки, тянемся вверх, задержав дыхание. (Кроме того можно на выдохе произносить звук О или У)

«Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

«Шагом марш!»
Ребенок встает прямо, гимнастическая палка в руках.
Ходит, высоко поднимая колени.
На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох.
Выдыхая, произнести «ти-ш-ш-ше».

«Геометрические фигуры»
Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед). Задержать дыхание.
Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание.
Снова глубокий медленный вдох. Задержка дыхания.
Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

«Пчелка»
Ребенок садится прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

«Роза и одуванчик»
Ребенок стоит прямо.
Глубокий вдох носом - «нюхает розу», выдох - максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».

«В лесу»
Представим, что мы заблудились в густом лесу.
Сделав вдох, на выдохе произносим "ау".
Изменим интонацию и громкость и поворачиваемся то влево, то вправо.

«На турнике»
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой.
Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох.
Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

«Каша кипит»
Ребенок садится, одна рука на животе, другая - на груди.
При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох.
Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

«Косим траву»
Предложите ребенку «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены.
Вы читаете стишок, а он, произнося «зу-зу» машет руками влево - выдох, вправо - вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.

«Лягушонок»
Ноги ставим вместе.
Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед.
Приземлившись, "квакните".

«Петух»
Ребенок встает прямо, ноги врозь, руки опустив.
Руки поднять в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам.
Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

«Ворона»
Стоим, опустив руки и слегка расставив ноги.
Вдох - руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох - медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».

«Трубач»
Ребенок садится, кисти рук слаживает в трубочку и поднимает почти вверх.
Медленно выдыхая, громко произносит «п-ф-ф».

«Курочка»
Садимся на стул, опустив руки.
Быстрый вдох - руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки).
Выдох - руки опускаются, поворачивая ладони вниз.

«Лыжник»
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5-2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

«Аист»
Ребенок стоит прямо, разведя руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, выносит вперед.
Фиксируем положение на несколько секунд. Держим равновесие.
На выдохе опустив ногу и руки, малыш тихо произносит "ш-ш-ш-ш".

«Маятник»
Встаем прямо, ноги на ширине плеч, палку держим за головой ближе к плечам.
Наклоняем туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносим «т-у-у-у-х-х».

«Дровосек»
Ребенок встает прямо, ноги чуть шире плеч.
На вдохе слаживает руки топориком и поднимает их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опускает вниз, корпус наклоняет, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. И произносит "бах".

«Сердитый ежик»
Встаем, ноги на ширине плеч.
Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Ребенок наклоняется как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватывает руками грудь, голову опускает, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик

«Гуси летят»
Медленная ходьба в течение 1-3 мин.
Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

«Мельница»
Встаем: ноги вместе, руки вверх.
Медленно вращаем прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р".
Когда движения ускоряются, звуки становятся громче.

«Семафор»
Можно выполнять и стоя и сидя, спина прямо.
Поднимаем руки в стороны - вдох, медленно опускаем вниз - длительный выдох, произносим «с-с-с-с-с».

«Конькобежец»
Ставим ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед.
Подражая движениям конькобежца, сгибаем то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р".

Произнесения звуков и выстраивание круга).

Дети, держась за руки и встав в круг, представляют свой кружок воздушным шариком и «сдувают» его: произнося звук «с» и, медленно скользя, переставляют ноги на 2-3 см внутрь круга. Затем «надувают шарик»- при помощи звука «ф», медленно передвигаясь спиной от центра наружу. Руки не натягивать, чтобы «шарик не лопнул». Таким образом шарик сдувается и надувается почти незаметно.

«Пузырь ».

Игра для малышей.

Дети, взявшись за руки, встают в тесный круг и медленно отходят назад

под слова:

Надувайся, пузырь,

Надувайся, большой!

Оставайся, пузырь,

И не лопайся!

Русская народная потешка

На слово «Лопнул!» дети, не расцепляя рук, сходятся в середину круга,

произнося звук «ш».

«Котенок и шар »

(для выдоха ртом).

Дети встают в круг, как в игре «Пузырь», и расширяют круг под слова:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал.

Ф-ф-ф…

Тише, тише, тише,

Чуть-чуть-чуть едва:

КВА!

Игра «КУКАРЕША»

Педагог читает стихотворение. Дети кричат: «Ку-ка-ре-ку!», хлопая себя ладонями по бедрам и энергично работая диафрагмой.

Кукареше шел на реку,

Кукарекал:

«КУ-КА-РЕ-КУ!»

Шел на реку, на реку

и кричал:

«КУ-КА-РЕ-КУ!»

Произнесение на одном дыхании скороговорок. Например, дети говорят: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки» и начинают считать на одном дыхании: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка…» Чем больше Егорок ребенок сможет назвать, тем лучше, потому что тем больше у него объем легких.

Скороговорки

На пенечках пять опят

Дружно выстроились в ряд.

Раз опенок, два опенок…пять опенок.

Вот какой у нас отряд.

Крепких маленьких опят.

На дворе трава,

На траве дрова:

Раз дрова, два дрова…

Грелся Максим,

Бегая вокруг осин:

Раз осина, два осина…

Лежит ежик у елки,

Сосчитай ежа иголки:

Раз иголка, два иголка…

На пороге вытри ноги,

Вытри ноги на пороге:

Вытри- раз, вытри- два…

13. Произнесение текста активным шепотом (по Г.П. Стуловой) способствует активации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхание.

    Проговаривание предложений, различных по продолжительности , помогает

увеличить объем дыхания. Дети повторяют предложение за педагогом на одном дыхании , стараясь передать интонацию речи. В середине предложения брать дыхание нельзя. Например, упражнение «Едим в гости» (модель М.Картушиной):

Едем в гости.

Едем в гости к бабушке.

Мы едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке.

Дыхательные упражнения под музыку

    Дыхание под музыку» (на развитие динамического слуха и равномерного вдоха и выдоха). Упражнение выполняется под звучание любого вальса. На усилие звучания дети делают вдох, на затихание- выдох. Ладони лежат на животе. Дети должны почувствовать, как на вдохе живот «идет вперед», а на выдохе возвращается в и.п.

    Музыкальная психорегуляция дыхания , заключается в глубоком брюшном

(диафрагмальном) дыхании, выполняемом под музыку. При таком типе дыхания диафрагма работает наподобие поршня и массирует внутренние органы полости живота.

«Засыпающий цветок» . Мысленно представляем себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон; на одну долю делаем вдох, на три- выдох. Медленный выдох и задержка дыхания на выдохе понижают артериальное давление и оказывает расслабляющее и успокаивающее действие.

«Самурай на тренировке» . Сделать полный глубокий вдох. Выдох производиться в 3 этапа: 1) первая порция выдоха с ударом руками в грудь; 2) вторая порция выдоха с ударом руками в грудь; 3) третья порция выдоха с ударом руками в живот. На выдохе желательно открыть рот и высовывать язык , на 3-й фазе выдоха- слегка наклониться вперед. Внимание: количество повторений строго по самочувствию; упражнение нельзя выполнять при повышенном давлении. Упражнение освобождает от мышечных зажимов на уровне груди и живота.

    Упражнение на укрепление дыхательных мышц с использованием пособий на

ниточках. К бабочкам, птичкам, снежинкам, звездочкам, изготовленных из легкой бумаги, прикрепляется нитка с петелькой на конце. Ребенок надевает петельку на палец и под звучание музыки дует на бумажные фигурки, наблюдая, как в воздухе танцуют, например снежинки. Для звукового сопровождения подобных упражнений рекомендуется использовать фонограммы классической или народной музыки , записанной на фоне звуков природы- пение птиц, воя ветра, шума листвы и т.д.

    Упражнение «Свеча». Педагог держит зажженную свечу так, чтобы поющий

мог, не меняя положения головы, задуть ее, т.е. огонек свечи должен находиться на небольшом расстоянии от губ поющего и на одном уровне с ними.

by Записки Дикой Хозяйки

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой, поскольку дыхательные практики явдяются наиболее эффективными методами терапии бронхиальной астмы.Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания. Можно воспользоваться и другими вариантами дыхательных гимнастик.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму. С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и такие дыхательные упражнения:

Положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот

от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед.
При выдохе втяните живот - диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий - 5 секунд, дальше - до 30.
Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

Если есть мокрота, то ее надо выводить медленно, надавливая на грудную клетку, синхронно с кашлевыми толчками.

Всем астматикам полезно освоить простой комплекс упражнений, укрепляющих дыхательные мышцы и мышцы грудной клетки, а также облегчающих дыхание. Выполнять их рекомендуется два раза в день.

# Вдох делайте через нос, а выдыхайте воздух через рот, сложив губы трубочкой. Выдох должен быть в 2-3 раза продолжительнее вдоха.

# Исходное положение - сидя на стуле, спина прямая, прижата к спинке, ноги на ширине плеч, кисти на коленях. Расслабившись, спокойно вдохните и выдохните воздух. Не спешите делать очередной вдох. Постепенно прибавляя по 1-2 секунды, доведите паузу между выдохом и последующим вдохом с 2-3 до 5, потом 10, затем 15 секунд. Повторите 2-3 раза.

# Исходное положение - то же, только руки опущены вдоль тела. Вдохните воздух. Делая выдох, согните правую ногу и, помогая себе руками, подтяните колено к груди. Вернитесь в исходное положение. Повторите по 5-6 раз для каждой ноги.

# Сделайте вдох. Выдыхая, наклонитесь насколько сможете вправо (спина прямая!), скользя правой рукой вниз, как будто хотите что-то поднять с пола. Выполните по 5-6 наклонов в каждую сторону.

2024 kotmma.ru. Лучший спорт для тебя.