Восточные практики йоги. Духовные практики Востока

Речь пойдет о восточных практиках. Есть 2 главных предрассудка относительно этих дел. Один – когда думают, что восточные техники такие древние, что современному человеку не подходят. Но! Согласись, наш организм не так сильно изменился за последние несколько веков: скажем, новые конечности у нас не выросли. Да и стресс сопровождал человека всегда. Дедлайны, кофе, ночные клубы и пробки не так уж и страшны по сравнению с тиграми, наводнениями и войнами.

Кого-то останавливает еще и то, что 2 главные системы пришли к нам готовенькими из Азии: йога – из Индии, цигун – из Китая. И потому якобы на нас, европейцев, не могут подействовать. При этом почему-то от азиатской пищи мы все отказаться не в силах. Более того, именно в традиционной восточной медицине учитываются не только типы телосложений, но и разные склады ума и характера пациентов, что позволяет назначать каждому индивидуальные средства оздоровления. Рискнем расширить горизонты?

Нам помогали:

Андрей Еремин
Инструктор тайцзицюань и цигуна, центр «АнСинДао»

Ольга Зимова
Сертифицированный преподаватель бикрам-йоги

Цигун

Эта система оздоровления и саморазвития зародилась в Древнем Китае, возраста неопределенного – кто-то считает, что ей всего-то несколько веков, некоторые исследователи ведут счет на тысячелетия. Ци (или «чи», как пишут на английском) – наша жизненная энергия, цигун – управление ею. Болезни и все проблемы со здоровьем возникают из-за нарушения циркуляции энергии в теле , но специальные упражнения с концентрацией на дыхании позволяют восстанавливать ее естественное течение. Все понятно, правда?

Когда полезно: Если хочешь расслабиться, прогнать стресс , улучшить внимание и концентрацию, восстановить силы после травмы или болезни.

Как выглядит: Как и во многих других древних практиках, в цигуне несколько стилей и направлений. Но их объединяют глубокое, естественное дыхание и определенное, здоровое выравнивание позвоночника. Если ты видела в парках людей, неподвижно стоящих с выставленными руками, в которых как будто шар (но на деле нет), – вот это (скорее всего) цигун. К статическим упражнениям добавляются мягкие и повторяющиеся динамические: круговые движения руками, наклоны, повороты, перемещения. Этим можно заниматься как на опушке соснового бора, так и в каморке, не подходящей для активных экзерсисов. Специальная одежда тоже не обязательна. В общем, удобно.

Что происходит: Физическая нагрузка минимальна – практически отсутствует. Но последствия для нервной системы – как от медитации (собственно, это одна из ее форм). Дыхание управляется и сознанием, и подсознанием, то есть именно сосредоточенность на естественном дыхательном процессе их объединяет. Ум избавляется от беспокойных мыслей, движения выполняются расслабленно, в комфортном ритме и диапазоне. Накопив ци, можно направить ее к органам, требующим оздоровления, и к определенным энергетическим точкам, что сродни акупунктуре, но без уколов.

Кому подходит: Хотя в цигуне есть и суровые техники – превращают тело адепта в камень, можно спокойно спать на гвоздях, – массово распространены «мягкие» направления, к которым сложно придумать противопоказания. Цигуном могут заниматься люди юные и не очень, с физическими ограничениями и те, кому не подходят обычные виды фитнеса по каким-то причинам. Акцент на натуральном дыхании расслабляет и укрепляет легкие, в частности, исследования говорят, что это помогает при астме. А еще практика спасает граждан, которые вдоволь обеспечены физической нагрузкой, но изнывают от стрессов и срочно нуждаются в восстановлении душевного спокойствия.

Бикрам-йога

Это направление создал во второй половине прошлого века индиец Бикрам Чоудхури. Сначала он добился больших успехов в классической йоге, но зачем-то занимался еще и тяжелой атлетикой – получил серьезную травму колена и приговор от врачей, что ходить больше не сможет. Но Бикрам не сдался и решил изобрести собственный способ восстановления : здраво рассудив, что тело лучше растягивается в разогретом состоянии, а суставам полезно прогревание при некоторых заболеваниях, он занялся практикой в помещении с повышенной температурой. Так и избавился от последствий травмы, а потом стал помогать ближним. Среди его учеников – президент Никсон и Мадонна.

Когда полезно: Хочешь серьезно поработать над своей гибкостью, снять болевые ощущения в мышцах и суставах, постройнеть, попробовать необычный вид йоги, погреться в зимнем городе.

Как выглядит: Комплекс состоит из 26 асан классической и двух дыхательных упражнений в начале и в конце занятия. Каждая поза повторяется дважды, при этом первая часть урока состоит из асан в положении стоя (разминка и работа с мышцами), а вторая (работа со спиной и позвоночником) вся проходит лежа и сидя на полу.

Но главная особенность – температура помещения чуть выше температуры тела, около 40 градусов при влажности 40%. Когда входишь в зал, кажется, что там просто тепло, и дышать приятно. Жарко становится только в процессе выполнения асан. А покидаешь класс уже полностью мокрой (хотя влага, в основном, идет из воздуха). Впрочем, в любой студии тебе выдадут 2 полотенца – для занятия и для душа, так что нечего стесняться.

Что происходит: Потоотделение повышается (организм выводит воду, чтобы охладиться), но температура тела остается в пределах нормы, частота пульса может подняться до отметки 160 – это максимум. Терморегуляция работает активно, но не в стрессовом режиме, а как в жаркий летний денек. Помимо полезных эффектов классической йоги (общее оздоровление, расслабление, улучшение концентрации и тонуса), бикрам отменно развивает гибкость, не приводя при этом к растяжениям мышц, что случается при выполнении асан в прохладных помещениях. Кровь циркулирует быстрее и, обогащенная кислородом, интенсивно омывает все внутренние органы.

И, конечно, снимаются боли в суставах, проявляющиеся и обостряющиеся при переохлаждении. Полезно прогревание и при некоторых видах травм и для восстановления мышц после ударной силовой нагрузки. И – та-дам! – бикрам-йога сжигает больше калорий, правда, и требует взамен немалых усилий.

Кому подходит: Бикрам-йогой могут заниматься все, кроме граждан до 15 лет (дети почти не потеют, так что температура тела рискует подскочить). Конечно, особые условия добавляют пикантности: на первых уроках может кружиться голова и чуть тошнить, но это проходит, когда выходишь из зала. Среди противопоказаний – хронические заболевания в стадии обострения, эпилепсия и психические расстройства разного рода. И нельзя идти на йогу с температурой. В общем, заниматься можно здоровым людям – только осторожно, внимательно слушая педагога. Среди индивидуальных противопоказаний также некоторые кожные и суставные заболевания, обостряющиеся при нагреве. Так что обязательно проконсультируйся с врачом.

Тайцзицюань

Он же – тайчичуан (на английский манер), или скромненько – тай-чи. Родом тоже из Китая. Изначально был искусством рукопашного боя («тайцзицюань» переводится как «кулак Великого Предела»). Но древние мастера заметили, что изящная и плавная отработка боевых связок благотворно действует на организм. Так возникла отдельная практика для улучшения общей физической формы, укрепления тела и развития, не побоимся этого слова, грациозности. Основными принципами тай-чи напоминает цигун, но имеет главное отличие: здесь внутренняя расслабленность и покой переходят в непрерывное движение, и хореография намного разнообразнее и интереснее.


Когда полезно: Если хочешь добавить нагрузки для тела, улучшить координацию и подвижность, оздоровить и разработать суставы.

Как выглядит: Тай-чи – это комплексы ударов, защитных блоков и перемещений из единоборства, но выполняются они неторопливо, под полным контролем, просто красиво. Внешне смахивает на замедленный танец из десятков связок, в котором один прием переходит в другой. Хотя в разных формах есть ускорения и замедления, в целом преобладает идея текучести движений, без потери плавности, без незапланированных рывков и дерганий. Для полноценного выполнения комплекса с перемещениями и широкими и низкими стойками уже понадобятся свободные пространство и одежда.

Что происходит: Тай-чи, как более подвижный вид техники, улучшает кровообращение во всех частях тела и органах. Плавные круговые движения мягко прорабатывают суставы, восстанавливая их работоспособность. Принцип комфортности нагрузки сохраняется: ты выполняешь все так, как позволяет тело в данный момент. Интенсивность можно увеличивать постепенно, работая с минимальной скоростью (что вовсе не легко) и опускаясь в более глубокие и широкие стойки. Так даже лучше тренируются мышцы, связки и суставы. При этом ум, как и в цигуне, погружается в действия тела, то есть нервная система тоже не в накладе. Ну и, наконец, когда ты стремишься делать это красиво (а стремиться надо), улучшаются растяжка, координация и баланс.

Кому подходит: Тай-чи – шаг от расслабления к физической нагрузке и укреплению тела, но мягкое, комфортное исполнение годится для многих. Особо полезно тем, кто лишен обычной двигательной активности и имеет проблемы с суставами : исследования показали, что такие упражнения облегчают состояние даже при артрите. Еще практика помогает в особо беспокойных случаях: когда индивидууму жизненно необходимо расслабиться, но погрузиться в транс, смиренно сидя на месте, он не способен. Тай-чи – это медитация в движении.

Внутреннее развитие - первый шаг на пути к счастливой жизни. Обращаясь к духовным практикам, человек укрепляет свое биополе, восполняет энергетические ресурсы и находит свое истинное предназначение.

Следовать по пути духовного совершенствования проще, если придерживаться нескольких духовных практик, которые преображают человека.

Они помогут вам достигнуть просвещения, стать ближе к Богу, познать себя и узнать уровень развития своей души. Вы можете ежедневно применять некоторые духовные...

Сейчас существует очень много различных практик на притяжение того или другого. Интернет пестрит практиками притяжения мужчины, притяжения денег и исполнения всех желаний сразу))). И мы делаем эти практики, четко записывая последовательность выполнения шагов (изучаем алгоритм), говорим нужные слова, 10-15 минут отводим на это каждый день (в лучшем случае), "притопываем, прихлопываем " и... воз и ныне там.

Что же происходит и почему многие практики не работают?

Мне такие вопросы задают очень...

Практика «Цветок лотоса» существует столько же, сколько существует и человек. Это духовная практика не только работы над собой, над своими мыслями, но и, что очень важно, над пробуждением души. По отношению к жизни ее можно сравнить с динамической медитацией, поскольку она является постоянно действующей, вне зависимости от того, где бы человек ни находился и что бы ни делал.

Часть этого человека постоянно находится в этом состоянии, контролирует все то, что происходит внутри и вокруг.Смысл ее...

Практика «Цветок лотоса» существует столько же, сколько существует и человек. Это духовная практика не только работы над собой, над своими мыслями, но и, что очень важно, над пробуждением души.

По отношению к жизни ее можно сравнить с динамической медитацией, поскольку она является постоянно действующей, вне зависимости от того, где бы человек ни находился и что бы ни делал. Часть этого человека постоянно находится в этом состоянии, контролирует все то, что происходит внутри и вокруг.

Смысл ее...

Вопрос: Западные люди, которые к вам приезжают, встречаются с одной необычной трудностью. Им неизвестно само понятие освобождённого человека, реализованного, познавшего себя, познавшего Бога, человека за пределом этого мира. В их христианской культуре есть только понятие святого – добродетельного человека, законопослушного, богобоязненного, любящего ближних, предающегося молитвам, иногда склонного к экстазам и заверенного несколькими чудесами. Сама идея о джняни незнакома западной культуре и...

Зачем вы едете в Ашрам? Только ли для того, чтобы увидеть Учителя или побывать в том месте, где жил Мастер? Скорее всего, это не просто любопытство и ваша цель гораздо серьезнее. Учитель и его Ашрам - это отличный от привычного, «другой» мир со своими ценностями и миропониманием, который дает главное - импульс для самопознания и движения к самому себе.

Для того, чтобы понимать координаты этого движения и научиться слышать самого себя, существуют приемы, которые позволяют, как при...

Сахадж Марг, в переводе с санскрита «Естественный путь»- это система духовного обучения раджа йога (йога ума), в основании которой лежит медитация на сердце. Практика основана на принципе, что Бог - вездесущий и поэтому наполняет собой сердце каждого человека. Цель практики - исключительно духовная: достижение цели человеческого существования- единение с Богом, или, другими словами, реализация своей божественной природы, своего высшего «Я».

Медитация – это постоянная мысль, направленная на...

Цогял, необходимо практиковать учение, которое даёт Освобождение от сансары! Если этого не делать, будет чрезвычайно трудно снова обрести такое же тело, наделённое свободами и достоинствами.

Трудно ли обрести подобное человеческое тело? Найти его столь же трудно.

Как горошине, бросаемой в стену храма, прилипнуть к ней; столь же трудно, как черепахе просунуть голову в ярмо, плавающее в океане; столь же трудно, как бросить горчичное зерно сквозь ушко стоящей иглы.

Причина такой трудности...

Последние просьбы о помощи
05.01.2020
Помню, что эта женщина (подруга подруги) держала меня за руки и кричала «смотри мне в глаза»... я плакала, держала ее и не могла ее отпустить. Будто мы были связаны или мы были одним целым. Моя подруга (та, что ее привела) потом мне рассказывала, что она все это наблюдала и не поняла в тот момент, что происходит, и потому не вмешалась.
05.01.2020
И вот теперь в беде мой ребёнок. Начала искать заговоры Степановой, потому что помню такую книжку у бабушки своей из детства. И попала сюда. Начала задумываться, почему если бог есть, то дети болеют или умирают. Почему всякие убийцы, наркоманы, педофилы живее всех живых.
21.12.2019
Почти каждую ночь я испытываю сонный паралич (синдром старой ведьмы), я просыпаюсь в 3 часа ночи и если закрываю глаза с целью уснуть, сгущается тьма. Происходит парализация тела и речи, охватывает паника и ужас от ощущения присутствия кого-то потустороннего...
Читать другие просьбы

С самого рождения мы нуждаемся в воздухе, пище и воде. Но мало кто задумывается, что есть такая потребность любого живого организма, без которой все остальные потребности становятся неактуальными. Речь идёт об энергии.

Именно благодаря должному запасу энергии, человек способен мыслить и действовать. Наличие сильной энергетики даёт людям дополнительные возможности, такие как способность к творчеству или целительство. Можно ли поднять свой энергопотенциал, и какие методы для этого существуют?

Что такое энергетические практики?

Люди работают со своей энергетикой с незапамятных времён. В какой уголок земного шара мы бы ни заглянули, везде можно найти тайные или, наоборот, широко распространённые техники, передаваемые от одного поколения в другое.
Управление своим энергетическим балансом, способность расширять свой энергопотенциал - наиболее важные цели любой энергетической практики.

Есть много способов работы с энергией:

  • Посредством звукового воздействия;
  • Посредством совершения определённых телодвижений;
  • Работа с аурой человека и его энергетическими центрами (чакрами);
  • Работа с дыханием;
  • Получение энергии от природы (от деревьев, солнца, воды, огня, земли и т.д.);
  • Работа с местом силы;
  • Неконструктивные энергетические практики (манипулирование другими людьми с помощью энергии).

Каждый человек может подобрать для себя такой способ, который наилучшим образом соответствует потребностям его организма, наиболее быстро восполняет запас энергии.

К наиболее известным видам энергетических практик сегодня относятся:

Развитая и сильная энергетика самым благотворным образом влияет на человека:

  • Улучшает здоровье;
  • Способствует красоте и долголетию;
  • Создаёт возможность для творчества;
  • Усиливает лидерские качества;
  • Позволяет исцелять себя и других людей;
  • Раскрывает в человеке множество способностей.

Как бы ни называлась определённая энергетическая практика, какие бы методы и способы работы с энергетикой человека она ни использовала, основной задачей любой энергетической практики является развитие, усиление, защита и гармонизация энергетического поля человека и оздоровление организма, поскольку без достаточного количества энергии существование просто невозможно

Славянские энергетические практики

Предки славян издавна знали, что любое проявление жизни является результатом взаимодействия энергий. Когда энергетические потоки в организме сбалансированы, человек счастлив и здоров. А в случае нехватки энергии у человека возникают физиологические и психологические проблемы.

Славяне знали огромное количество способов для поддержания и восстановления энергетики человека:

  • физические упражнения;
  • психологические настрои;
  • специальные отвары;
  • духовные практики;
  • славянские мантры - «Славы» (обращения посредством песен к Высшим Силам).

Между древневосточными и славянскими энергетическими практиками есть много сходств. И у славян, и на востоке энергетические системы основаны на взаимовлиянии энергетических потоков, имеющих определённый звук, цвет, частоту, спектр, а также соответствующий энергетический центр на теле.

У славян также существует понятие «Чакры», однако таких главных энергетических центров славяне насчитывали тринадцать, а не семь (Славяно-Арийский Энергетический Крест).

Поскольку строение энергетической системы славянина сильно отличается от энергетической системы китайца, араба или японца, популярные учения о чакровой системе не всегда способствуют гармоничному развитию белого человека. Восточные практики выросли из наследия, принесенного на Восток жрецами праславян, до современности они дошли в несколько упрощённом, в сравнении с первоисточником, виде. Поэтому славянам есть смысл начать поиск своей энергетической практики именно с изучения различных славянских систем.

Белояр

Славянская энергетическая практика
«Белояр» - результат слияния родовых знаний древних славян и современных учений, основанных на трудах лучших психологов и нейрофизиологов, таких как Выгодский, Лурия, Бехтерев и Сеченов.

Система «Белояр» разрешает внутренний конфликт между движением и мыслью посредством естественного целостного движения тела.

Эта энергетическая практика состоит из трёх особых этапов:

  1. Терапевтический.
    На этом этапе простые упражнения помогают самовосстановлению позвоночника и всего опорно-двигательного аппарата.
  2. Пластический.
    Благодаря массажу и специальным упражнениям второго этапа, на мышцах развязываются энергетические микроузлы, образующиеся от стрессов и зажатых эмоций.
  3. Боевая форма.
    Упражнения на этом этапе мощно воздействуют на тело, дают огромную подпитку энергией.

Обучение по системе «Белояр» учит человека целостному мировоззрению, умению при необходимости получать мощный приток энергии, который может быть направлен на исполнение желаний. Есть много видео, рассказывающих об этой удивительной системе.

Жива

Не менее известна славянская энергетическая практика под названием «Жива». Живой предки славян называли поток Жизненной Энергии. Славяне верили, что стихии Природы напрямую сообщаются с энергией Вселенной.

В основу этой экспериментальной пластической гимнастики положен принцип Естественного Движения и представление о гармоничном развитии человека через развитие в нём единства трёх аспектов:

  1. Ментального — Сила Разума;
  2. Чувственного — Сила Любви;
  3. Физического (динамического) — Сила Духа.

Практикующие славянскую систему «Жива» уверены, что только при равновесии этих 3-х сил человек находится в психофизической гармонии с самим собой и окружающей средой.

«Жива» состоит их трёх курсов по 12 циклов каждый.

В каждом цикле отрабатываются разнообразные формы Естественного Движения:

  • Развитие устойчивости и осанки;
  • Растяжки и «протяжки», скручивания и сжатия;
  • Массаж и самомассаж;
  • Работа с предметами;
  • Работа на динамику ног и рук;
  • Парная работа на динамику;
  • Работа с силой;
  • Работа с репрезентативными системами восприятия;
  • Пластический танец и самозащита, а также многое другое.

Наше тело является воплощением Земли, а Земля – это воплощение самой Природы.Благодаря внутреннему ощущению потока энергии Живы, человек выполняет своё Предназначение и становится Творцом своей жизни

Здрава

Славянская энергетическая практика «Здрава» - это самобытная система оздоровления, основанная на опыте наших предков. Она больше других славянских систем похожа на восточные практики.

Здрава содержит в себе такие методы:

  • Оптимизацию питания и образа жизни;
  • Лечебную и гигиеническую гимнастику;
  • Использование ресурсов природы для исцеления;
  • Особые методы мануального воздействия;
  • Применение растительных, животных и минеральных лекарств.

По системе Здрава человек состоит из 4-х начал:

  1. Огонь;
  2. Вода;
  3. Земля;
  4. Воздух.

Эти 4 начала в идеале находятся в динамическом равновесии - в ладу.

Достижению равновесия в Здраве способствуют определённые ключи-упражнения:

  • Ключи Свода Перуна (стихия Огня) - волевая психологическая суггестивная гимнастика, активизирующая сознание, пробуждающая внутренние силы.
  • Ключи Свода Велеса (стихия Земли) - упражнения, направленные на увеличение мышечной силы и аккумуляцию внешних сил.
  • Ключи Свода Хорса (стихия Воды) - снимают внутренние дисфункции в теле, делают человека проходимым для энергии, помогают самомобилизации.
  • Ключи Свода Стрибога (стихия Воздуха) - развивают контроль над телом, обеспечивают полноценное функционирование тела, приводят в движение внутреннюю силу.

Помимо 4-х основных ключей, существует множество дополнительных. Например, ключи Свода Макоши - упражнения, действующие на половую систему, корректирующие сексуальную жизнь человека. Славянская Здрава возвращает человека к естественному образу жизни в гармонии с природой.

Восточные энергетические практики

Большинство известных сегодня энергетических практик относятся к восточным системам. Древние лекари Востока никогда не отказывались от утверждения, что у тела человека есть не только физическая, но и энергетическая составляющая.

Большинство восточных энергетических практик помогают человеку:

  • восстановить работу чакр;
  • уравновесить жизненную энергию в теле;
  • подготовить тело к приёму и сохранению энергии.

Когда энергия жизни (Ци - у китайцев, Прана - у индусов) проходит свободно - человек активен и здоров!

Управление жизненной энергией - это:

  • Основа лечения многих физических заболеваний;
  • Изменение сознания и жизни человека в лучшую сторону;
  • Раскрытие невероятного энергетического потенциала.

Рэйки

Энергетическая практика Рэйки - метод целительства и, одновременно, философия. Но любое из таких однозначных определений является однобоким. Это, скорее, система исцеления Жизни — самоорганизующаяся и самовосстанавливающаяся.

Рэйки - это многогранная наука, искусство применения естественной Вселенской энергии. Это необычайно эффективная техника саморегуляции с целью релаксации и снятия стрессов. Практика Рэйки даёт гармонию, баланс и целительство.

Люди, практикующие Рэйки, используют свои руки для трансляции универсальной энергии для исцеления себя и других людей, а также для достижения энергетического равновесия. Для этого ладони целителя последовательно располагаются на теле пациента в «позициях Рейки».

Древнее китайское искусство саморегуляции организма Цигун является не только традиционной оздоровительной системой, но и основой стилей китайских боевых искусств.

Цигун - это:

  • Определённая философская концепция;
  • Китайские боевые искусства;
  • Медитативные практики;
  • Гимнастические упражнения, снимающие телесные зажимы и ментальные блоки.

Понятие
Ци - жизненная энергия, являющаяся основой существования любого организма. Цигун учит человека контролю энергии для успокоения эмоций, сознания и тела.

Цигун способствует духовному пробуждению человека и развитию его личности, освобождению его сознания и пониманию своей истинной природы.

Дзен

Оздоровительная энергетическая система Дзен - древнее тибетское искусство саморегуляции организма. Дзен включает в себя медитативные практики и простые упражнения, направленные на освобождение от физических блоков и энергетических зажимов.

При помощи практики Дзен человек распределяет чистую жизненную энергию Ки по всем органам и системам организма.

Комплекс упражнений Дзен включает в себя:

  • дыхание;
  • визуализации;
  • движения.

При регулярных занятиях Дзен все органы и системы человеческого организма омолаживаются, наблюдается уверенная нормализация веса.

Йогой сегодня называют совокупность разнообразных физических, духовных и психологических практик, входящих в разные направления буддизма и индуизма.

Если говорить о Йоге как об энергетической практике, то некоторые виды Йоги работают с энергией очень плотно:

  • Пранаяма - контроль над жизненной энергией (Праной) посредством специальных дыхательных практик.
  • Хатха-Йога - асаны помогают устранению энергетических блоков в теле человека.
  • Нидра-Йога - получение энергии посредством «сна йогов».
  • Кундалини-Йога - пробуждение энергии Кундалини.
  • Тантра-Йога - высвобождение энергии посредством специальных обрядов и практик.
  • Йога управления энергетическими потоками.
  • Некоторые другие виды Йоги.

Ежедневные занятия Йогой существенно поднимают энергетический тонус, делают сознание и тело более гибкими.

Оздоровительная система К. Ниши

Оздоровительная система японца Кацудзо Ниши - особый образ жизни, который направлен на восстановление ресурсов организма.

Создавая свою систему, Ниши основывался на целостном подходе к организму. Он считал, что не стоит лечить отдельный орган, поскольку организм является мощной саморегулирующейся системой. Главными причинами болезней Ниши полагал недостаточность кровообращения и плохое функционирование гломуса (артериовенозного канала, по которому кровь прямиком движется от артерий к венам, не проходя через капилляры).

Эти причины приводят к следующим изменениям в организме:

  1. Изменение костей скелета;
  2. Изменение жидкостей организма (лимфа, кровь);
  3. Изменение внутренних органов;
  4. Упадок душевных сил.

Лишь комплексное воздействие на организм может победить болезнь.

Тайцзицюань

Хотя сегодня Тайцзицюань (Тайчи) пользуется популярностью как оздоровительная гимнастика, но приставка «Цюань» (Кулак) говорит о том, что когда-то Тайцзицюань являлся боевым искусством.

Практика Тайцзицюань избавляет от многих проблем:

  • очищает сознание и энергию;
  • укрепляет эмоционально-чувственную сферу;
  • наделяет человека здоровьем.

Действие на принципах Тайчи обязательно должно подтверждаться стилем жизни человека, только тогда практикующий может назвать себя Мастером.

Гимнастика У-Шу

Китайская гимнастика У-Шу - ответвление
боевого искусства Кунг-Фу, включающая в себя гимнастику, направленную на физическое и духовное совершенствование. У-Шу развивает скрытые способности, быстро восстанавливает потраченную энергию, оздоравливает или излечивает организм.

Гимнастика У-Шу - комплекс физических и дыхательных упражнений. Эти упражнения направлены на достижение гибкости, развитие мышц, сухожилий и суставов, поддержание выносливости, оздоровление организма. Помимо этого, занятия У-Шу положительно сказываются на общем развитии опорно-двигательного аппарата, формировании осанки, отлично снимают мышечное и эмоциональное напряжение.

Западные энергетические практики

Современные люди полагают, что религия, культура, стиль жизни и представления о мире европейца и азиата фактически не имеют каких-либо точек соприкосновения. Однако западные энергетические практики доказывают обратное.

Метод Боуэна

Способность человеческого тела к самоисцелению послужила Боуэну толчком к разработке его авторской методики. Суть методики состоит в том, что выполнение серии лёгких круговых движений для стимуляции потока энергии вызывает ответную реакцию тела. Эта реакция способствует восстановлению функции самоизлечения организма.

Методика Боуэна использует всевозможные комбинации движений, воздействует либо на всё тело в целом, либо на какие-то отдельные участки. Ощущая руками напряжение тканей, специалист устраняет стресс, накопленный в мышцах, стимулирует потоки энергии в теле, добиваясь общей релаксации организма.

Хотя отзывы об этом методе довольно неоднозначные, многим пациентам этот метод подходит лёгкостью применения.

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Работа с энергией является одним из направлений НЛП. Нейролингвистическое программирование рассматривает энергию как ресурс человеческой жизни, возможность целенаправленно тратить определённое количество силы за единицу времени.

Любая энергетическая система - баланс прихода и расхода энергии, периодически она требует оптимизации. Человек функционирует посредством передачи импульсов нейронами. Если его энергетическая система «засорена» различного рода помехами и блоками, то требуется очищение энергетики.

Успешно функционирующий человек отличается:

  • устойчивым наращиванием энергии;
  • переходом от использования «чужеродных» программ к самопрограммированию.
  • формированием способностей и качеств, способствующих расширению восприятия.

Холотропное Дыхание

Метод трансперсональной психотерапии, известный под названием Холотропное Дыханиепо сути является гипервентиляцией лёгких посредством учащённого дыхания. В результате сужения сосудов мозга активируется подкорка, что вызывает давно вытесненные из сознания негативные переживания. Метод был разработан психологом Станиславом Грофом в 70-е годы прошлого столетия, когда он считался заменой наркотику ЛСД.

Холотропное Дыхание включает элементы:

  • учащённое дыхание;
  • этническую, трансовую и ритуальную музыку;
  • специальные формы работы с телом.

Холотропное Дыхание обладает целительным и трансформирующим эффектом. Сеансы Холотропа выводят из подсознания неприятные эмоции и тяжёлые физические ощущения, что позволяет полностью освободить от них человека.

Антропософия

Рудольф Штайнер разработал уникальную медицинскую систему, полностью сосредоточенную на человеке. Её применение гармонизирует физический, духовный и астральный уровни человеческого бытия. Согласно антропософии, человек достигает высших состояний, сознательно развивая свои силы и способности.

Антропософия оперирует такими понятиями, как:

  • внутренний покой;
  • медитация;
  • осознанное сновидение;
  • чакры;
  • ясновидение.

Чем сильнее продвигается человек в душевном развитии, тем правильнее функционирует его организм.

Есть ли разница?

Ознакомившись с различными системами и учениями, человек может задать такой вопрос: есть ли существенная разница между мужскими и женскими энергетическими практиками? Большинство компетентных источников утверждает, что есть, но это утверждение абсолютно ни на чём не основано, и используется скорее для привлечения внимания людей. На самом деле вы можете заниматься любой энергетической практикой на ваш выбор: все практики одинаково подходят для мужчин и женщин.

Допустимо ли христианину заниматься йогой и если нет, то почему? В настоящем сборнике читатель найдет аргументированный ответ на эти вопросы. Авторы материалов знакомы с йогой не понаслышке - один отдал ей в молодости семь лет жизни, а другая, будучи индианкой, происходящей из касты брахманов, практиковала йогу с детства. Во вступительной статье приводится также обзор высказываний других православных авторов.

На Западе - в Европе и Америке, - йога уже давно не чувствует себя «гостьей с Востока», в адаптированном и упрощенном виде она прочно заняла свое место в современной массовой культуре. В последние годы это коснулось и нашей страны. Появилось много центров йоги, в одних она подается как древняя духовная традиция, ведущая к внутреннему совершенству, а в других - как комплекс физических упражнений для оздоровления тела.

Среди посетителей этих центров оказались и люди, называющие себя православными христианами. Многие из них считают занятия йогой не противоречащим своей вере, и болезненно реагируют на слова священнослужителей и богословов, которые говорят о недопустимости увлечения йогой для христианина. Причины столь резкой позиции для них остаются непонятными.

Для того, чтобы обозначить и объяснить православное отношение к йоге, и был составлен настоящий сборник. Поскольку среди многих апологетов йоги распространено мнение, что будто бы критику йоги позволяют себе только люди, толком не знакомые с ней и потому их суждения не могут быть компетентны, в настоящем сборнике представлены работы таких православных авторов, которые знакомы с йогой не понаслышке.

Далее отец Михаил специально останавливается на разоблачении некоторых мифов о йоге, распространяемых ее западными приверженцами: «Мне не раз доводилось слышать или читать утверждения российских адептов йоги, что, дескать, индийские йоги живут долго и счастливо, при этом не болеют тяжелыми хроническими заболеваниями, на них не давит груз стрессов и нерешенных проблем. Это ложь, миф… Всеобщая диспансеризация, которая была в Индии (первый и последний раз) в 1980-х годах, показала, что йогины, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают, к тому же, массой заболеваний. Например, катарактой глаз, потому что постоянно концентрируются на солнце, вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости… Не смотря на то, что все они, за исключением женатых шиваитов, дают обет безбрачия, подавляющее большинство йогинов оказались больны хроническими венерическими заболеваниями. Те же йогины, которые не хотят поддаваться блудной страсти, весьма часто оскопляют себя изуверскими способами…»

Отец Михаил делает следующий вывод: «Говоря о духовной опасности от занятий йогой, можно кратко сказать так: если будешь заниматься настоящей индуисткой или буддисткой йогой - впадешь в самообольщение - будешь считать себя «богом», а если будешь заниматься ньюэйджевской йогой также впадешь в прелесть… От занятий фитнес-йогой серьезных духовных последствий нет, впрочем, как правило, фитнесом занимаются люди, которые вообще не живут никакой духовной жизнью… По моему мнению, правильнее сказать, что любой фитнес, не только с элементами йоги, сам по себе не душеполезен. Люди, которые слишком заботятся о своем внешнем виде и здоровье тем самым свидетельствуют, что они не живут духовной жизнью» .

Стоит также привести мнение иеромонаха , который в молодости, до принятия Православия, также немало времени занимался восточными медитативными практиками: «Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец Дешане написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение… Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения, узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути… То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения…»

В заключение хотелось бы процитировать запись разговора, сделанную митрополитом , - по его просьбе один из афонских старцев кратко обозначил основные отличия православной Иисусовой молитвы от индийского типа йоги и медитации:

«Во-первых, в молитве решительно выражается вера в Бога, Который сотворил мир, управляет им и любит его. Он - нежный Отец, Который заботится о спасении Своего творения. Спасение совершается в Боге, поэтому в молитве мы просим Его: «Помилуй мя». От делателя умной молитвы далеко отстоит самоспасение и самообожение, в котором и состоял грех Адамов, грех падения… Спасение совершается не «в себе и через себя», как утверждают человеческие учения, но в Боге.

Во-вторых, в молитве мы стремимся встретиться не с безликим богом. Мы не ставим цель подняться до «абсолютного ничто». Наша молитва сосредоточивается на личностном Боге - Богочеловеке Иисусе. Отсюда и молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий»… Мы любим Христа и храним Его заповеди. Мы подвизаемся в их осуществлении. Он сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (). Любя Христа и храня Его заповеди, мы соединяемся с Пресвятой Троицей.

В-третьих, при умной непрестанной молитве мы не впадаем в состояние гордости. Учения, о которых ты говорил мне ранее, изобилуют гордостью. Нашей же молитвой приобретается блаженное состояние смирения. «Помилуй мя», - говорим мы и считаем себя хуже всех. Не превозносимся ни над каким братом. Любая гордость чужда делателю молитвы. Имеющий ее безумен.

В-четвертых, как уже отмечалось, спасение - не абстрактное состояние, но единение с Триипостасным Богом в лице Господа нашего Иисуса Христа. Но это единение не устраняет человеческого фактора. Мы не ассимилируемся, поскольку каждый из нас - особая личность…

В-пятых, при прохождении молитвы приобретается способность различать искушения. Мы видим и понимаем движения сатаны, но вместе с тем и действие Христово, то есть распознаем дух лести, который столь часто преобразуется в Ангела света, отделяем добро от зла, нетварное от тварного.

В-шестых, борьба за молитву связана с очищением души и тела от разрушительного влияния страстей. Мы стремимся достичь бесстрастия не стоического, но динамического, то есть не умерщвления страсти, а преображения ее. Вне «бесстрастной страсти» нельзя любить Бога и спастись… Мы боремся за очищение от обезображенных состояний, которые создает диавол. Без этой личной борьбы, которая совершается по благодати Христовой, невозможно спастись.

В-седьмых, молитвой мы не стремимся привести ум к абсолютному ничто; мы хотим обратить его в сердце и стяжать благодать Божию в душе, откуда она распространяется и на тело. Царствие Божие внутрь вас есть (). Тело, по учению нашей Церкви, - не зло; злом является плотской разум. Оно не «одеяние души» как говорят философские учения, и его нужно стремиться не сбросить, но спасти. Ибо под спасением всего человека подразумевается и его душа, и его тело. Следовательно, мы не стремимся к гибели тела, но воюем против служения ему. Не хотим гибели жизни. Не стремимся впасть в такое состояние, чтобы ради прекращения страданий не иметь желания жить. Мы упражняемся в молитве потому, что жаждем жизни и стремимся вечно пребывать с Богом.

В-восьмых, в нас нет безразличия к окружающему миру. Те учения, о которых ты упоминал, избегают углубляться в человеческие проблемы с целью сохранить свой мир и безмятежие. Мы же стремимся к иному - непрерывно молимся за всех. Плачем о всем мире. Хотя спасение - это единение со Христом, мы состоим в общении с другими людьми. Не можем спасаться сами по себе. Радость, которая существует только для нас, но не для мира, не является действительной радостью.

В-девятых, мы не придаем большого значения психотехническим методам, а также различным положениям тела, хотя и считаем, что некоторые из них помогают сосредоточить ум в сердце. Но, повторяю, мы стремимся не к апатии (это отрицательное состояние), а к стяжанию Божественной благодати» .

О восточных духовных практиках

«На переломе созревавшей молодости я совершил великий грех: в безумном движении невежественной гордости я «оставил» Его ради иного, воображаемого Сверх-личного Абсолюта. Преодолев добрый навык молиться моему детскому Богу, я в часы медитации стремился к абсолютному Бытию. Я совлекался, как мне казалось, всего относительного, что связано с различными формами: видимыми или невидимыми, чувственными или мысленными. Я упорно уходил во мрак неведения, чтобы чрез совлечение всего преходящего достичь Того, Что или Кто трансцендирует грани всего изменяемого, колеблемого. Случалось, я испытывал некий «покой» и не чувственно-плотски услаждался этим состоянием. При более полном порыве к неименуемому, все-трансцендирующему Бытию-Небытию я видел мой ум как свет. Я не гнался ни за чем на этой Земле, кроме как к вечному. Параллельно с этим я напряженно искал выражения в картине красоты, свойственной едва ли не всякому природному явлению.

Тот период моей жизни кто-либо мог бы счесть полным вдохновения, но я вспоминаю его далеко не с любовью: я понял, что я предавался своеобразному «упокоению», которое было по существу своему самоубийством в метафизическом смысле. Из этого ложного положения я никогда бы не вышел своими силами, но Господь пожалел меня и настиг, быть может, в последний момент. Сотворил Он сие чудо милосердия, посетив мое сердце, которым немалое время я пытался пренебрегать. Не вижу путей рассказать последовательно о духовных событиях того времени. Как бы вдруг - мне стало ясным до очевидности, что мое искусственное погружение в отвлеченную умную сферу не приведет меня к достоверному познанию о Перво-Начале всех начал. Чрез мои аскетические совлечения всего относительного - я не достигал реального единения с Искомым мною. Мои мистические опыты носили негативный характер. Не «чистое Бытие» представало предо мною, но смерть для всего меня, включая мое персональное начало» .

«Медитации приводили к покою от рассеянности заботами земной жизни, - давали мне часы интеллектуального наслаждения, - возносили меня в мнимые духовные сферы, - поставляли меня выше окружающей меня среды. Философски я не мог мыслить Абсолютное Начало - персональным. Причиною тому было отчасти мое следование общему заблуждению тех кругов, в которых я вращался: смешение понятия персоны с понятием индивидуума, тогда как философски они диаметрально противоположны. Ребенком я был научен молиться Бессмертному Отцу Небесному, к Которому ушли все мои деды и прадеды. Тогда, в детской вере (ср.; ), Персона и Вечность легко сочетались. Итак, с младенческого возраста воспринятый мною христианский персонализм в какой-то момент стал самым существенным вопросом: Бытие, абсолютное, может ли быть персональным? Мой искренний «восточный» опыт носил, скорее, интеллектуальную - оторванную от сердца - форму: аскеза умного совлечения со всего относительного. Постепенно я убеждался, что стою на неправильном пути: ухожу от истинного реального Бытия в не-бытие» .

«По моем новом обретении Христа, мой «восточный» опыт, длившийся приблизительно семь или восемь лет предстал моему духу как самое страшное преступление пред любовью Бога, Которого знала моя душа с раннего детства» .

«Наиболее недопустимым является смешение ее [Иисусовой молитвы] с йогой, с буддизмом и даже «трансцендентальной медитацией» и подобное сему. Радикальное различие всех этих уклонений с христианством состоит в том, что в основе нашей жизни лежит Откровение о Боге личном: АЗ ЕСМЬ. Все другие пути отводят ум человека от личных взаимоотношений между Богом и молящимся в область отвлеченного трансперсонального Абсолюта, в имперсональную аскетику. Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу. Это может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым» .

«В этом устремлении к универсальному, трансцендентальному, сверхличному человек, как живая личность, должен исчезнуть. Параллельно с этим и на Востоке ум людской искал слияния с абсолютным Бытием, трансцендирующим все, что характерно миру преходящих явлений. Создавался разрыв между реально сущим и отвлеченным созерцанием человеческого рассудка… Во всех этих случаях мы находимся перед расслоением целостного человека, кончающимся его полным уничтожением» .

«Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом в короткий срок. Нередко среди них встречается склонность провести параллель между молитвою Именем Иисуса и йогой, или «трансцендентальной медитацией», и подобное сему. Полагаю нужным указать на опасность такого заблуждения - опасность смотреть на молитву как на простейшее и легкое «техническое» средство, приводящее к непосредственному единению с Богом. Считаю необходимым категорически подчеркнуть радикальное различие между Иисусовой молитвой и всеми иными аскетическими теориями.

Заблуждаются все те, что стремятся мысленно совлечься всего преходящего, относительного, чтобы таким образом перешагнуть некий невидимый порог, осознать свою безначальность, свое «тожество» с Истоком всего сущего; чтобы возвратиться к Нему, безымянным трансперсональным Абсолютом; чтобы растворить в океане сверхмысленного и свою персональность, смешивая сию последнюю с индивидуализированною формою природного существования. Аскетические усилия подобного рода дали некоторым возможность подняться до металогического созерцания бытия, испытать некий мистический трепет, познать состояние молчания ума по выходе сего последнего за пределы временных и пространственных измерений. В подобных опытах человек может ощущать покой совлечения непрестанно меняющихся явлений видимого мира; раскрыть в себе свободу духа и созерцать умную красоту. Конечное развитие такой имперсоналистической аскетики многих привело к усмотрению божественного начала в самой природе человека, к тенденции самообожению, лежащей в основе великого Падения; прозреть в себе некую «абсолютность», которая по существу есть не что иное, как отражение Божией Абсолютности в созданном по образу; испытать влечение к возврату в то состояние покоя, в котором человек был, якобы, до явления своего в этот мир; во всяком случае, после опыта совлечения может родиться в уме этот род мысленной аберрации.

Я не ставлю в данном случае пред собою цели перечислить все вариации умственных интуиций, но скажу из моего собственного опыта, что Бога Истинного, Живого, т. е. Того, Который есть «Сущий», - во всем этом НЕТ. Это есть естественный гений человеческого духа в его сублимированных движениях к Абсолюту. Все созерцания, достигаемые на этом пути, суть самосозерцания, а не Богосозерцания. В этих положениях мы раскрываем для себя красоту еще тварную, а не Перво-Бытие. И во всем этом нет спасения человеку» .

Христина Мангала Фрост

Йога и христианская вера

Я родилась в индийской семье, стала христианкой в 22 года и являюсь православной христианкой в течение десяти лет. Воспитана я была в духе йоги. Мой дед был другом одного из основоположников современной йоги Свами Шивананды, который обычно вместе со сладким, травяным, богатым витаминами варевом, которое нам очень нравилось, присылал свои книги по йоге. В детстве родителями поощрялось выполнение определённых поз и дыхательных упражнений, всегда с чётким предупреждением, что существуют различные способы дыхания для мужчин и женщин, так как их тела различной формы.

Когда я вышла замуж и у меня появились дети, я научила их некоторым вещам, которые посчитала полезными и взяла из моих детских уроков йоги, например, выполнять некоторые позы и извлекать пользу из этих упражнений. Мои дети были воспитаны в христианской семье и находились вне опасности впасть в заблуждение индуистских эзотерических духовных идей, таких как, например, «самореализация», которые часто сопровождают современную йогу. Во время поездки в Индию они столкнулись с подобными идеями в ашраме, но быстро отвергли их, как принадлежность идолопоклоннической, культовой атмосферы, царившей в этом ашраме.

Я излагаю всё это, главным образом, для того, чтобы подчеркнуть, что йога - это больше, чем просто упражнения, и что мы сейчас, как никогда, нуждаемся в даре проницательности при знакомстве с йогой. Нам необходимо иметь чёткое представление о том, с чем мы имеем дело.

К йоге когда-то относились с благоговением в Индии, как к таинственной ветви индуистской духовной дисциплины, которая требует большой физической и психологической отваги. К ней обращались искатели, стремящиеся достичь высот индийского представления о духовном совершенстве. Такой искатель должен был придерживаться сурового режима физической и умственной деятельности под строгим руководством почитаемого мастера - гуру. Конечной целью йоги было не что иное, как ощущение божественного в себе.

С девятнадцатого века, во многом благодаря усилиям неустанной пропаганды индийских гуру-миссионеров, таких как Свами Вивекананда, йога лишена своей мистики и сложности. Внешне это выразилось в форме американских школ самопомощи и позитивного мышления и преподносится массам как безопасный и лёгкий путь к блаженству, доступный каждому. Слово «Йога» теперь хорошо известно и на Востоке, и на Западе; пользующаяся большой популярностью определённая программа регулярных упражнений изучается и практикуется большим количеством людей в школьных залах и на спортивных площадках. Пока одни учителя йоги продвигают её как простую технику для обеспечения физического благополучия человека, другие выступают за то, что это универсальный ответ на основные вопросы жизни. Некоторые преподаватели и студенты йоги преуменьшают важность индийского этоса, в котором закреплён духовный язык йоги, другие с готовностью вбирают в себя тот самый этос, особенно те, кто находят православное вероисповедание, его обряды и требования утомительными. Многие христиане занимаются йогой, не обращая внимания на её духовный багаж, в то время как другие чувствуют из-за этого некоторое беспокойство и часто встречают неодобрение со стороны своих священников и епископов.

Характерный случай в англиканской церкви

В газете «Таймс» от 31 августа 2007 года была опубликована статья, которая наделала много шума. «Священники запрещают нехристианскую йогу для малышей» гласил заголовок, и далее говорилось: «Была запрещена детская группа, проводившая занятия йогой в двух помещениях церкви. Группа была разогнана священниками, которые описали Йогу как нечто мошенническое и нехристианское». Точка зрения, представленная в статье, казалось, позволяет предположить, что священники повели себя как неразумные и чрезмерно фанатичные паникёры. Из статьи также известно, что учительница йоги мисс Вудкок была «возмущена» их запретом на её «Юм-Юм йогу для малышей и их мам». Она утверждает, что объяснила церкви, что её «йога носит совершенно нерелигиозный характер». Она, однако, была вынуждена признать, что «некоторые виды взрослой йоги основаны на индуистских и буддийских медитациях».

Употребляя слово «упражнение», а не «медитация», учительница обращает наше внимание на два основных типа йоги, распространённых сегодня: современная физическая йога и современная медитативная йога. Понимая, что медитативная йога часто углубляется в духовные сферы и ставит цели, несовместимые с христианством, мисс Вудкок стремится сохранить «упражнение», без «медитации». Может ли такой отказ сделать йогу «безопасной»?

Священники не согласны: «Философия йоги не может быть отсоединена от её практики, и любой учитель йоги (даже для малышей) должен разделять точку зрения этой философии. Йога может показаться безвредной или даже полезной, но таким образом люди могут начать думать, что есть способ достижения целостности тела и души с помощью человеческих методов, в то время как единственно верный путь к целостности - это вера в Бога, через Иисуса Христа».

Любая надежда исключительно на «человеческий метод» для достижения целостности в отрыве от веры в Иисуса Христа, безусловно, подвергается осуждению со стороны священнослужителей - в том числе англиканских и баптистских.

Но при этом среди мирян есть такие, кто задается вопросом о том, нельзя ли рассматривать методы йоги как средство «для настройки» нашего тела и души, чтобы мы стали лучше воспринимать Божью благодать? Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, мне необходимо вкратце рассказать о видах йоги, которые можно сегодня встретить, и о том индо-буддийском этосе, неотъемлемой частью которого они являются.

Что такое йога

Однако утверждение, что систематический разрыв контактов с внешним миром создаёт единство в человеке, кажется весьма сомнительным. Напротив, как показал Р. Д. Лэйкг в своём «Разделённом Я», начало радикального выхода из внешней реальности вполне может привести к шизофрении. Мало того, что, пускаясь, согласно йоге, в путешествие в себя, человек рискует заболеть психически, так ещё и такая цель поднимает ряд серьёзных проблем для христианина. Иисус призывает нас искать внутри Царство Божие, а не «чистое сознание». Даже в христианской монашеской традиции, которая рекомендует удаление от мира, от объектов чувственного опыта, монах находится в поисках «внутреннего царства». В этом «внутреннем царстве» - Божественная Святая Троица, Господь наш. Мы познаём Христа и общаемся с Ним в Духе Святом и силою этого же Духа мы называем Бога «Отче наш». «Чистое сознание» - это лишь далёкий отзвук того, чем является христианское состояние «Царства Божия».

Влиятельные индийские миссионеры, как Вивекананда и его последователи, приводят в действие определённые методы йоги для продвижения поп-мистики, основанные на понятии «самореализации», которое стало крылатым словом йоги. Путь к «самореализации» с помощью йоги представлен как всеобщий призыв, свободный от догм и строго светский. Тем не менее, тщательное изучение сочинений Вивекананды показывает сильный уклон в сторону одной конкретной индийской традиции, из которой Вивекананда убрал тонкую метафизику индийской недуалистичности (адвайты) и то, что осталось, стал поддерживать на рынке со всем пылом. Случайные цитаты из его работ иллюстрируют его безрассудный синкретизм и опрометчивые, часто нелепые утверждения того, что он сделал для метода «самореализации».

«Всё есть Я. Говори это непрестанно». «Иди в свою комнату и получи Упанишады из самого Себя. Ты есть величайшая книга, которая когда-либо существовала или когда-либо будет, бесконечное хранилище всего, что есть». «Я сущность блаженства». «Не следуй за идеалом, ты содержишь их все в себе». «Христы и Будды просто случаи, в которых олицетворяются твои внутренние силы. В действительности это мы отвечаем на каши собственные молитвы». «Мы можем называть это Буддой, Иисусом, Кришной, Иеговой, Аллахом, Агни, но это только Я». «Вселенная - это мысль, и Веды - слова этой мысли. Мы можем создавать и уничтожать, пересоздавать целую вселенную» .

Когда Вивекананда понял, что ему нужно нечто большее, чем несвязные философские разговоры о его бренде «самореализации», он написал работу о Раджа-Йоге, которая является практическим пособием для тех, кто ищет так называемую «самореализацию».

Несовместимость йоги и христианства

Существует множество причин, почему духовные основы современной йоги несовместимы с христианством, главной из которых является чрезмерный акцент на себе. Эгоцентризм с христианской точки зрения есть корень зла. В нем - падение человека, его отклонение от Бога в сторону ошибочной, мятежной зависимости от себя. Это разрыв общения с Богом, который заканчивается грехом и смертью.

2024 kotmma.ru. Лучший спорт для тебя.