Комплекс дыхательных гимнастик для второй младшей группы. Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста Картотека дыхательной гимнастики 2 младшая группа

Дыхательная гимнастика

Уникальность дыхательных упражнений заключается в том, что при их выполнении восстанавливается нарушенное носовое дыхание, улучшается дренажная функция лёгких, улучшаются обменные процессы в организме, повышается общая сопротивляемость организма, а так же улучшается нервно-психическое состояние.

Особенно дыхательная гимнастика полезна детям, довольно часто белеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления легких, детям, страдающим бронхиальной астмой.

Ребёнка можно легко научить правильному дыханию. Основная масса детей дышит не правильно и по этой причине плохо себя чувствуют. У таких детей узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозные.

Наша задача – научить ребёнка хорошо отчищать лёгкие, дышать полной грудью через нос, расширять грудную клетку. Необходимо показать, как нужно втягивать живот во время дыхания.

Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

2 младшая группа

Упражнение 1 «ПУЗЫРИКИ»
Упражнение 2. «НАСОСИК»
Упражнение 3. «ГОВОРИЛКА»
Упражнение 4. «САМОЛЁТ»
Упражнение 6. «ВЕТЕРОК»
.
Упражнение 7. «КУРОЧКИ».
Упражнение 8. «ПЧЁЛКА».

Упражнение 9. «КОСИМ ТРАВУ» .
Упражнение 10. «КАЧЕЛИ»

Упражнение 11. «ГУСИ ЛЕТЯТ»

Упражнение 12. «ПЕТУШОК»

Упражнение 13. «ЧАСИКИ»

Упражнение 15. «НАСОС»

Упражнение 16. «ПОЕДИНОК»

»

Упражнение 19. «ПУШОК»

Упражнение 20. «ПАРОВОЗИК»

Упражнение 21. «КАША КИПИТ»

Упражнение 23. «НОЖНИЦЫ»

Упражнение 24. «ПРУЖИНКА»

Упражнение 25. «ДРОВОСЕК»

Упражнение 27. «ВОРОНА»

Упражнение 29. «ТРУБАЧ»

Упражнение 33. «АИСТ»

Упражнение 34. «ХОМЯЧОК»

Упражнение 35. «ЛИСТОПАД»

Упражнение 36. «СНЕГОПАД»

Упражнение 37. «НАДУЙ ШАРИК»

Упражнение 39. «ЖУК»

Упражнение 40. «БЕГЕМОТИК»

Упражнение 41. «ВОЛНА»

Упражнение 42. «В ЛЕСУ»

Упражнение 43. «ЛЯГУШОНОК»

Упражнение 45. «КУРОЧКА»

Упражнение 46. «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
Упражнение 47. «ПАРОВОЗ»
Упражнение 48. «ЛЕТЯТ ГУСИ»
Упражнение 49. «АИСТ»
Упражнение 50. «ДРОВОСЕК»
Упражнение 51. «МЕЛЬНИЦА»
Упражнение 52. «КОНЬКОБЕЖЕЦ»
Упражнение 53. «СЕРДИТЫЙ ЕЖИК»
Упражнение 54. «ЛЯГУШОНОК»
Упражнение 55. «В ЛЕСУ»
Упражнение 56. «ВЕСЕЛАЯ ПЧЕЛКА»
Упражнение 57. « ВЕЛИКАН И КАРЛИК»

Упражнение 1 «ПУЗЫРИКИ»
Глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. «НАСОСИК»

Упражнение 3. «ГОВОРИЛКА»
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. «САМОЛЁТ»
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. «МЫШКА И МИШКА».
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
4
Упражнение 6. «ВЕТЕРОК» .
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. «КУРОЧКИ».
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. «ПЧЁЛКА».
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. «КОСИМ ТРАВУ» .
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 –

Упражнение 10. «КАЧЕЛИ»

Цель:

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Упражнение 11. «ГУСИ ЛЕТЯТ»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Упражнение 12. «ПЕТУШОК»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Упражнение 13. «ЧАСИКИ»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Упражнение 14. «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Упражнение 15. «НАСОС»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 16. «ПОЕДИНОК»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Упражнение 17. «НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Упражнение 18. «ДЕРЕВО НА ВЕТРУ »

Цель:

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Упражнение 19. «ПУШОК»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Упражнение 20. «ПАРОВОЗИК»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Упражнение 21. «КАША КИПИТ»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза

Упражнение 22. «РЕГУЛИРОВЩИК»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Упражнение 23. «НОЖНИЦЫ»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Упражнение 24. «ПРУЖИНКА»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Упражнение 25. «ДРОВОСЕК»

Цель:

Упражнение 26. «СЕРДИТЫЙ ЕЖИК»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Упражнение 27. «ВОРОНА»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Упражнение 28. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Упражнение 29. «ТРУБАЧ»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Упражнение 31. «ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Упражнение 32. «ПАРЯЩИЕ БАБОЧКИ»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Упражнение 33. «АИСТ»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз

Упражнение 34. «ХОМЯЧОК»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом

Упражнение 35. «ЛИСТОПАД»

Цель:

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Упражнение 36. «СНЕГОПАД»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Упражнение 37. «НАДУЙ ШАРИК»

Цель:

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Упражнение 38. «ПОДУЙ НА ОДУВАНЧИК»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Упражнение 39. «ЖУК»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Упражнение 40. «БЕГЕМОТИК»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох)

Упражнение 41. «ВОЛНА»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Упражнение 42. «В ЛЕСУ»

Цель:

Упражнение 43. «ЛЯГУШОНОК»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Упражнение 44. «БОЕВОЙ КЛИЧ ИНДЕЙЦЕВ»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

Упражнение 45. «КУРОЧКА»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Упражнение 46. «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

Упражнение 47. «ПАРОВОЗ»
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Упражнение 48. «ЛЕТЯТ ГУСИ»
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

Упражнение 49. «АИСТ»
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Упражнение 50. «ДРОВОСЕК»
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Упражнение 51. «МЕЛЬНИЦА»
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

Упражнение 52. «КОНЬКОБЕЖЕЦ»
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Упражнение 53. «СЕРДИТЫЙ ЕЖИК»
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Упражнение 54. «ЛЯГУШОНОК»
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Упражнение 55. «В ЛЕСУ»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Упражнение 56. «ВЕСЕЛАЯ ПЧЕЛКА»
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

Упражнение 57. « ВЕЛИКАН И КАРЛИК»
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

Марина Громова
Цикл дыхательной гимнастики для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика для детей раннего и и младшего дошкольного возраста

Тюльган 2014

Дыхательная система ребенка устроена природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача взрослых – сохранить ее здоровой.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. .Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Занимаясь дыхательной гимнастикой , важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание , резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком» , подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза) . После этого дыхательную гимнастику можно продолжать .

Основной комплекс дыхательных упражнений

«Надуем пузырь»

Цели дыхания ; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Дети приседают.

Надувайся, пузырь,

Расти большой,

Да не лопайся!

Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.

Упражнения.

Повторить 4-5 раз.

«Вертушка»

Цели дыхания ; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.

Оборудование : вертушка.

Веселая вертушка

Скучать нам не дает.

Веселая вертушка

Гулять меня зовет.

Веселая вертушка

Ведет меня к реке,

Где квакает лягушка

В зеленом тростнике.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.

Повторить 3-4 раза.

«Дудочка»

Цели : тренировка навыка правильного носового дыхания ; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.

Оборудование : дудочка.

Заиграла дудочка

Рано поутру.

Пастушок выводит :

«Ту-ру-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули песенку : «Му-му-му-му-му!»

Как играет дудочка?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.

Повторить 4-5 раз.

«Снежинки»

Цели : тренировка правильного носового дыхания ; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.

Оборудование : бумажные снежинки.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежиночки,

Белые пушиночки.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

Повторить 4-6 раз.

«Часики»

Цели : тренировка артикуляционного дыхания ; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.

Оборудование : игрушечные часы.

Держу часы в руках,

Идут часы вот так :

Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)

Где же, где же, где часы?

Вот они часы мои,

Идут часы вот так!

Как часики стучат?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.

Тик-так, тик-так!

Повторить 4-6 раз.

«Подуем на листочки»

Цели : тренировка навыка правильного носового дыхания ; формирование углубленного выдоха.

Оборудование : Пособие-тренажер «Деревце» .

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Повторить 4-5 раз.

Как мыши пищат?»

Цели : тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания .

Оборудование : игрушка мышка.

Мышка вылезла из норки,

Мышка очень хочет есть.

Нет ли где засохшей корки,

Может, в кухне корка есть?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : вдохнуть носом, на выдохе сказать : «Пи-пи-пи-пи!»

Повторить 3-4 раза.

«Птичка»

Цели : согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания , ритмичного глубокого вдоха.

Оборудование : игрушка птичка, шапочки-маски птичек.

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди не улетай.

Улетела птичка…Ай!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.

Повторить 4-5 раз.

Упражнения для детей с нарушением носового дыхания .

1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половину носа.

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь - вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно до 5 раз.

3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз через каждую половину носа.

4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз) .

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз) .

6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха : на 2 счета - вдох, на 3-4-5-6 - выдох; на 2 счета - вдох, на 3-4-5-6-7 - выдох (2-3 мин) .

Дыхательная гимнастика по методу

А. Н. Стрельниковой

Освоение комплекса гимнастики Стрелъниковой необходимо начинать с трех первых упражнений : «ладошки » , «погончики» , «насос» . Все упражнения можно выполнять под ритмичную музыку.

Каждый последующий день можно осваивать по одному новому упражнению.

Занятия проводятся два раза в день – утром и вечером.

Отдыхать необходимо после каждых 8 или 16 вдохов-движений по 3–5 секунд.

На каждом занятии необходимо выполнять весь освоенный комплекс.

Гимнастикой Стрелъниковой можно заниматься детям с 3–4 лет.

Примерная схема нагрузок дыхательной гимнастики Стрельниковой

1. Повороты головы 2 x 8 =x 3 = 48

2. Обними плечи 2 x 8 =x 3 = 48

3. Насос 2 x 8 =x 6 =

4. Кошка 2 x 8 =x 6 =

Всего : 300 движений (5–6 мин, в день – 600 движений.

1. Повороты головы 4 x 3 =x 2 = 64

2. Ушки 4 x 8 = 32

3. Сведение рук 4 x 8 =x 3 = 96

4. Насос 4 x 8 = 32

5. Сведение рук с головой назад 4 x 8 = 32

6. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96

Всего : 600 движений (9–10 мин, в день – 1200 движений.

2. Ушки 4 x 8 =x 3 = 96

3. Малый маятник 4 x 8 =x 1 = 32

4. Сведение рук 6 x 8 =x 2 = 96

5. Насос 6 x 8 =x 4 = 192

6. Сведение рук с головой назад 4 x 8 =x 3 = 96

7. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96

Всего : 700 движений (10–11 мин, в день – 1400 движений.

10–12 день

1. Повороты головы 4 x 8 =x 3 = 96

2. Ушки 4 x 8 =x 3 = 96

3. Малый маятник 4 x 8 =x 2 = 64

4. Сведение рук 8 x 8 =x 2 = 128

5. Насос 8 x 8 =x 3 = 192

6. Сведение рук с головой назад 6 x 8 =x 2 = 96

7. Кошка 4 x 8 =x 2 = 64

8. Большой маятник 4 x 8 =x 1 = 32

Всего : 800 движений (12 мин, в день – 1600 движений.

13–15 день

2. Ушки 6 x 8 =x 2 = 96

4. Сведение рук 6 x 8 =x 1 = 48

5. Насос 6 x 8 =x 3 = 124

6. Сведение рук с головой назад 10 x 8 =x 3 = 240

7. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96

8. Большой маятник 6 x 8 = 48

Всего : 900 движений (13 мин, в день – 1800 движений.

16–18 день

1. Повороты головы 6 x 8 =x 2 = 96

2. Ушки 6 x 8 =x 2 = 96

3. Малый маятник 6 x 8 =x 2 = 96

4. Сведение рук 12 x 8 =x 2 = 192

5. Насос 12 x 8 = 96

6. Сведение рук с головой назад 12 x 8 =x 3 = 288

7. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96

8. Большой маятник 8 x 8 =x 2 = 128

Всего :1000 движений (14–15 мин) в день – 2000 движений.

Когда организм адаптируется, можно ввести и третью дневную тренировку.

Дыхательная гимнастика занимает важную часть физической культуры, её пользу открывали для себя в разное время различные народы путём накапливания простого исторического опыта, и позже польза её была подтверждена научно. Дыхательные упражнения обеспечивают прекрасный дренаж бронхов, способствуют укреплению дыхательной мускулатуры, очищению слизистой дыхательных путей человека, насыщают всё тело свежим кислородом, необходимым для его нормальной деятельности.
Поэтому очень важно обеспечить правильные ежедневные упражнения для маленьких деток младшей группы садика. Дыхательные упражнения должны стать для них неотъемлемой частью ежедневного расписания.

При обилии различных техник дыхательной гимнастики , основанной на йоге и других оздоровительных упражнений и философских систем здоровья, нельзя бездумно следовать какой-нибудь из этих техник. Маленькие дети требуют более тщательного и серьёзного подхода, в том числе:

1. Учёта эффективности каждого упражнения, выбора только самых необходимых, ведь в условиях детского сада нет возможности заниматься малополезными ритуальными упражнениями подолгу.
2. Уровень сложности выполнения упражнения, доступный маленькому ребёнку. Адаптация называний и объяснений упражнений для восприятия ребёнком младших групп .

3. Включение в систему упражнений для разных типов дыхания:
- брюшного;
- рёберного;
- ключичного;
- полного;

4. Системный подход . Упражнения должны быть скомбинированы таким образом, чтобы за одно занятие обеспечивались одновременно вентиляция всех отделов лёгких, и укрепление дыхательной мускулатуры и т.д.

Приблизительный план комплекса упражнений может быть составлен из уже известных упражнений, путём их комбинирования при соблюдении описанных выше принципов.

Упражнение №1 . "Слушаем дыхание". Очень важно объяснять детям доступным языком в чём польза упражнений, какие бывают типы дыхания. Начинать комплекс поэтому полезно с предложения послушать собственное дыхание, прислушаться к процессу, отследить, как воздух попадает в носик, потом по дыхательному пути наполняет лёгкие: верхние части, средние, нижние. Как вздымается грудь и живот во время глубокого вдоха и как потом воздух спокойно покидает нас.

Попросите детей сперва попробовать дышать легко, в ускоренном темпе, затем глубоко и медленно, пусть попробуют брюшное дыхание, грудное и так далее. Каждое упражнение вы показываете на себе, прикладывая руку к груди или к животу, жестами показывая путь, проходимый воздухом в нашем теле. Это упражнение прекрасно восстанавливает дыхание после физ. нагрузок. Каждый вид дыхания повторить по 5-6 раз.

Упражнение №2 . "Дышим одной ноздрёй". Суть упражнения проста и понятна, его цель - тренировка верхних дыхательных путей. Закрываем одну ноздрю указательным пальчиком и дышим 5-7 раз. Важно, как можно выше поднимать диафрагму. Детям это стоит объяснить, как "дышим, пока на животике не появится ямка" или вроде того.

Упражнение №3 . "Надуваем шарик". Направлено на брюшное дыхание. Всё просто - дети вместе с воспитателем надувают из животика шарик, вдыхая воздух. Но вдох при этом должен быть не резким, а спокойным, размеренным, медленным. Затем короткая пауза - и спокойный размеренный выдох. Повторить 6-7 раз.

Упражнение №4 . "Шарик в груди". После предыдущего упражнения обычно проще объяснить детям, как дышать верхним дыханием. Нужно просто объяснить им, что точно так же, как мы надували только что воздушный шарик в животике, надо сделать и в груди. Убедитесь, что все дети поняли и освоили это упражнение, с ним у некоторых возникают трудности. Повторы: 6-7.


Упражнение №5 . "Дыхание с подъёмом". Обеспечивает хорошую вентиляцию нижних отделов лёгкого, при этом хорошо стимулирует верхнее . Руки, согнутые в локтях, кладём на ключицы. С вдохом тянемся вверх плечами и руками, можно также подниматься на цыпочки, но это не обязательно. Затем плавно опускаемся. Повторить 5-7 раз.

Упражнение №6 . "Ёжик принюхивается". Ёжик вышел из норки весной и принюхивается к природе: повороты головы направо и налево и сильное шумное (в разумных пределах) вдыхание воздуха носом. Затем спокойно выпускаем воздух из лёгких через рот. Повторяем 5-7 раз.

Упражнение №7 . "Губы трубочкой". Руки на пояс, через носы выдыхаем весь воздух из лёгких, затем задерживаемся на пару секунд, и вдыхаем воздух через свёрнутые трубочкой губы. Набираем полные лёгкие воздуха, снова задерживаем дыхание на пару секунд - и спокойно выдыхаем через нос. Повторить 7-9 раз.

Упражнение №8 . "Насосы". Сжав ручки в кулачки, выставляем их перед грудью. Теперь начинаем выполнять наклоны вперёд, глубокие, до самого пола, с порывистыми вдохами и выдохами. Наклон - выдох, выход на исходное положение - вдох. Попросите детей дышать шумно, вдыхая носом, а выдыхая через рот. 8-10 повторений.

Завершение комплекса , как правило, производится при помощи очищающего глубокого дыхания. Глубокий вдох через нос, сопровождающийся выпячиванием живота и грудной клетки, и спокойный, такой же глубокий и полный, выдох. Повторить 5-7 раз.

Выполняя комплекс таких упражнений ежедневно, можно уверенно ожидать хороших результатов в плане развития дыхательной системы ребёнка, укрепления иммунитета и здоровья в целом.

Обычно никаких проблем с тем, чтобы заставить ребёнка выполнять упражнения не возникает - детки с удовольствием повторяют за педагогом все движения и упражнения. Гораздо важнее убедиться, что они правильно поняли ваши объяснения, и действительно дышат, как от них требуется, а не только имитируют правильное дыхание, подражая соседу. Это особенность маленьких детей младшей группы детского сада, им не всегда удаётся с первого раза понять, чего хочет от них их воспитатель.

- Вернуться в оглавление раздела " "

«Качели»

Цель:

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

«Дерево на ветру »

Цель:

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

«Дровосек»

Цель:

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

«Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

«Надуй шарик»

Цель:

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

«Листопад»

Цель:

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

«Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

«Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

«Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

«Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

«Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно

опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

«Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

«Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

«Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и

набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

«Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно

приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

«Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

«Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Трубач »

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

«Поединок »

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

«Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

«Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох

через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

«Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.

Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в

положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

«Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

«В лесу»

Цель:

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите

"ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

«Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

«Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

«Лягушонок»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

«Боевой клич индейцев»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить

громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

2 младшая группа

Этот комплекс дыхательной гимнастики рекомендуется для второй младшей группы детского сада.

    Качели - поставить на диафрагму живота мягкую игрушку, произносить на вдохе «к ачели вверх», на выдохе - «качели вниз», третий слог - «крепче ты, дружок, держись».

    Ветер и дерево - скрестить ноги на полу или сесть на колени, спину держать прямо. Руки со вдохом поднимать над головой, с выдохом - опускать. Туловище прогибать, словно от ветра.

    Дровосек - стоя прямо, ноги шире плеч. Ладони рук сложить и работать как топориком - сверху, прогибаясь, остановится между ногами со словом «бах».

    Сердитый ежик - дышать плавно. Наклонится, причем пятки остаются на полу, обхватить грудную клетку руками, с опущеной головой произносить на выдохе звук сердитого ежика «п-ф», потом «ф-р», ежик доволен.

    Надуть шар - надувая, развести на вдохе руки, потом соединить ладони перед собой без хлопка со звуком ф-ф-ф. Потом шарик лопает - с хлопком, сложить губы трубочкой и приседая, с опущенными руками имитировать выход воздуха из шарика со звуком ш-ш-ш.

    Листопад - вырезаем из бумаги листья и дуем так чтобы полетели. Если листья разные, можно комментировать названия деревьев.

    Гуси летят - медленно ходить, поднимая в стороны руки на вдохе, опуская на выдохе со звуком «г-у-у».

    Пушок - привязать перышко на нитку и дуть на него губами трубочкой, вдыхая носом.

    Жук - скрестить на груди руки, вдыхает, поднимая голову, и выдыхает, опуская. Все это под стих - «жук крылатый сказал ж-у, посижу, пожужу».

    Петушок - на вдохе поднимаем со сторон руки, хлопаем на выдохе по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку».

    Ворона - опустить руки, на вдохе разводит их в стороны имитируя крылья с максимально протяжным звуком «кар-р-р».

    Паровозик - руки согнуты в локти, ходьба со звуком «чух-чух» и с остановками под звук «ту-т-у-у-у».

    Вырасти большой - вдыхая, поднимаем руки над головой и поднимаемся на носки, выдыхая - со звуком «у-х-х» опускаем руки и становим пятки на пол.

    Часики - размахивать руками вперед, назад со звуком «тик-так».

    Каша кипит - одну руку на живот, другую - на грудь. На вдохе втягивать живот, на выдохе со звуком «ф-ф-ф» опускать грудь, опять на вдохе выпячивать вперед живот.

    Воздушный шарик - лечь на пол, руки на животе (воображаемый шарик). На вдохе надуть живот, на выдохе сдуть.

    Насос - на приседании вдох, выпрямление - выдох, начинать понемножку, увеличивая силу приседаний.

    Регулировщик - одну руку поднять над головой, другую отвести в сторону. На вдохе носом меняем положение рук, на продолжительном выдохе произносим звук «р-р-р» .

    Ножницы - руки впереди или по сторонам перед грудью, ладонями вниз. Вдыхая поднимаем одну руку (или кисть) вверх, вторую вниз, на выдохе - наоборот.

    Снегопад - сдувать кусочки бумаги, словно снежинки с ладони.

    Трубач - руки трубочкой вверху, на выдохе - звук «пф-ф-ф».

    Футбольный поединок - скатать мяч из салфетки или ваты, поставить ворота, например кубики. Двое детей дуют стараясь забить мяч друг другу. Похожее упражнение - кто дальше загонит шарик одним выдохом.

    Пружинка - лежа на выдохе выпрямленные ноги сгибаем и прижимаем к груди, на вдохе выпрямляем.

    Дуем на воображаемый одуванчик, или реальную игрушку с пропеллером, игрушечную мельницу.

    Бегемотик - сидя или в положении лежа рука на диафрагме и глубокое дыхание через нос со словами
    Сели бегемотики, потрогали животики.
    Далее вдох - То животик поднимается
    На вдохе -
    То животик опускается.

    Курочка - руки как крылья в стороны на вдохе, на выдохе - наклон, с опущенной головой и крыльями звук «тах-тах», хлопая себя по коленях.

    Парящие бабочки - вырезать бабочек из листа бумаги и плавно и длительно дуть так, чтобы они летели вверх.

    Аист - стоя, согнуть перед собой ногу в колене и развести руки по сторонам, выдыхая, опускать ногу и руки со звуком «ш-ш-ш».

    В лесу - на вдохе кричать ау-у с разной громкостью и интонацией.

    Волна - лечь ровно на полу, вдыхая поднимаем руки и вытягиваем над головой, на выдохе со словом «Вни-и-з» опускаем опять руки по швам.

    Хомячок - пройти десять шагов с надутыми щеками, хлопнуть на выдохе по щекам, пройти еще несколько шагов, дыша носом.

    Лягушонок - ноги вместе присесть, на вдохе прыгнуть вперед, на выдохе - квакнуть после приземления.

    Клич воинов-индейцев - кричать, хлопая ладошкой по губам, с разной громкостью.

    Жемчужные ныряльщики - на третьем вдохе закрывается рот и нос и совершаются приседания, пока не будет желание выдохнуть. Игру выигрывает тот, кто дольше продержится.

2024 kotmma.ru. Лучший спорт для тебя.