Кто нашел украденную статуэтку золотая богиня. Золотая богиня страны шуби

Множество легенд и преданий в России даже в XXI веке рассказывают о таинственной Золотой бабе. Поговаривают, что якобы кто-то ходил поклониться ей, спрятанной в тайном месте не то уральскими, не то сибирскими шаманами. Языческая богиня, которой подносились богатые дары, будоражила умы путешественников и кладоискателей, начиная с эпохи Средневековья. Даже в научных трудах западноевропейских ученых того времени содержатся описания статуи Золотой бабы, находящейся во владениях русского царя.

Могущественная богиня-мать

Большинство историков и этнографов считают, что в многочисленных легендах речь идет о некоем образе богини-матери, которой люди поклонялись еще с древнейших времен. Не случайно Золотая баба напоминает женские персонажи из многих мифологий.

Известный писатель, специалист по истории славянских народов Александр Асов, в своей книге «Атлантида и Древняя Русь» (Москва, 2001 г.) отметил, что истоки поклонения этой статуе следует искать в преданиях народов Урала и Сибири.

«Нетрудно узнать в Золотой Бабе и мансийскую Сорни-Эква (Золотую женщину), и якутскую Медную статую (медь всегда заменитель золота), и, например, золотую богиню алтайцев, носящую имя Алтын-Арыг («алтын» – значит «золотой»). В сказах уральцев она стала, во-первых, богатыркой Азовкой, а во-вторых, Хозяйкой Медной горы», – написал А.И. Асов.

Различные авторы связывали Золотую бабу и с обско-угорской богиней Калтащ, и с египетской Изидой, и с индоарийской Ситой, и с шумерской Сидурой. А доктор исторических наук Владимир Петрухин в монографии «Мифы финно-угров» (Москва, 2005 г.) сравнил ее с иранской богиней Ардвисурой Анахитой, образ которой во многом перекликается и со славянской Матерью-Сырой-Землей – прародительницей жизни.

Интересно, что английский дипломат и исследователь Джайлс Флетчер (Giles Fletcher) в своем сочинении «О государстве Русском», которое впервые было опубликовано в 1591 году, провел параллель между таинственной Золотой бабой и хорошо всем известной Ягой-Костяной ногой. Ряд специалистов по русскому фольклору разделяют его мнение: сказочный персонаж изначально представлял собой могущественную богиню, одновременно существующую и в мире живых, и в мире мертвых.

Что о ней известно

Специалист по сравнительно-историческому языкознанию, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) Алексей Бурыкин, написал статью «Золотая баба: идол или топоним?», которая была опубликована в электронном журнале «Сибирская заимка» 27 февраля 2012 года. Автор отметил, что легендарному языческому идолу с давних пор поклонялись не только представители коренных народов Урала и Сибири, но и русские старожилы тех мест. Так что Золотую бабу можно считать славянской богиней.

В «Трактате о двух Сарматиях» польский географ и историк Матвей Меховский (1457-1523 гг.) указал: «Знай, в пятых, что за областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, золотая баба (Zlota baba), что в переводе значит золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости или гоня и преследуя зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношения».

Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566 гг.) в научном труде «Записки о Московии» сообщил, что на правом берегу устья Оби находится статуя старухи, «... которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук». К тому же, рядом со святилищем языческого идола якобы находятся инструменты, издающие трубные звуки под порывами ветра.

Голландский картограф Николаас Витсен (1641-1717 гг.) в главном труде своей жизни «Северная и Восточная Тартария» поместил статую Золотой бабы в Обдории (исторической области, расположенной в бассейне реки Обь). Правда, в его работе богиня не выглядела старухой – она была женщиной в расцвете красоты и с двумя детьми. А на ее теле якобы размещались звенящие колокольчики.

Многие отечественные и иностранные авторы вплетали в описание Золотой бабы собственные фантазии. У кого-то идол был сравнительно небольшим, у кого-то человеческого роста, а кто-то говорил, что это огромная статуя из чистого золота. Такие легенды привлекали кладоискателей и авантюристов.

Доктор философских наук Валерий Демин в книге «Уральская Гиперборея» (Москва, 2010 г.) рассказал, как во второй половине XVI века Золотую бабу искали сподвижники легендарного завоевателя Сибири, Ермака Тимофеевича. Ремезовская летопись сообщает, что атаман Богдан Брязга видел статую богини в Самарском остроге, который был построен в месте слияния Иртыша и Оби. Согласно рассказам казаков, это была женщина «... нага с сыном на стуле седящая».

От кого скрывали статую

Христианские проповедники и миссионеры, охваченные стремлением спасти души представителей коренных народов Урала и Сибири, увидели в Золотой бабе своего идеологического врага. Поэтому одно из объяснений, почему местонахождение языческого идола долгое время оставалось тайной, заключается в том, что шаманы прятали статую от ревнителей веры православной.

Первый епископ Пермский Стефан (около 1345-1396 гг.), крестивший народ коми, активно боролся с идолопоклонством. И культ древней богини показался ему опасным пережитком прошлого.

«Пермяцкая Златая Баба была по возрасту старуха, а два младенца рядом считались ее внуками. В честь Златой Бабы устраивались богатые жертвоприношения, закалывались лучшие олени и другие животные... После крещения пермяков их святыня исчезла. Надо полагать, кумир был надежно спрятан от посторонних глаз, и ему по-прежнему продолжали воздавать подобающие почести», – считает В.Н. Демин.

Православный миссионер Григорий Новицкий, живший в Петровскую эпоху, известен не только своим этнографическим трудом «Краткое описание о народе остяцком» (1715 год), но и тщательными поисками Золотой бабы. Этот человек намеревался лично уничтожить кумира идолопоклонников. Как предположил автор книги «Уральская Гиперборея», именно за данное намерение миссионер был убит хантами-язычниками приблизительно в 1725 году.

Многие исследователи полагают, что шаманы могли перевозить статую с запада на восток по мере колонизации русскими Урала и Сибири, повлекшей за собой распространение христианства.

Где прятали идола

Известный писатель и путешественник Николай Непомнящий в книге «100 великих тайн Востока» (Москва, 2008 г.) указал, что первоначально статуя находилась к западу от Уральского хребта. Но в результате деятельности Стефана Пермского и прихода русских войск на земли народа коми, шаманы или некие лесные волхвы перевезли идола и спрятали сначала в пещере у реки Сосьвы, а затем – на побережье Конды. Дальнейший путь Золотой бабы лежал на восток – в Сибирь.

«Она не здесь, но мы ее знаем. Она через наши леса была перенесена верными людьми на Обь. Где она теперь, у остяков ли где в Казыме, у самоедов ли где в Тазе, я точно не знаю», – такие слова некого старика-манси привел в своих записях этнограф Константин Носилов, посетивший район Конды и Северной Сосьвы в 1883-1884 годах.

«После прихода Ермака священный кумир тщательно скрывали в неведомых тайниках близ низовьев Оби. А дальнейший маршрут, по которому на протяжении столетий «перемещался» идол, по одной из версий, лежит от берега реки Кызым к Тазовской Губе, а оттуда – на горное плато Путорана на Таймыре», – предположил Н.Н. Непомнящий.

Исследователь Александр Асов в книге «Атлантида и Древняя Русь» отметил, что последнее известное пристанище Золотой бабы, согласно казачьим легендам, находилось в Белогорье. И хотя в народе такое название имели разные хребты и скалы, наиболее вероятным в данном случае представляется Белогорье, расположенное у истоков Иртыша. То есть, это Калбинский хребет на юго-западе Алтая.

Впрочем, А.И. Асов считает, что искать великую богиню следует в пространстве духовном, поскольку священные Белые горы в славянской мифологии находятся за пределами реального мира – в Нави. А восхождение по ним – это путь души к Матери Мира.

Искали по всей Сибири

В.Н. Демин, как и Н.Н. Непомнящий, сослался в своей книге на воспоминания некого старика-манси, зафиксированные этнографом и писателем К.Д. Носиловым. Почтенный местный житель утверждал, что статуя Золотой бабы представляет собой обычную голую женщину в натуральную величину, которая якобы сидит на собольей подстилке. И спрятана она так, чтобы чужаки никогда не смогли ее найти.

В 90-е годы ХХ века в рассекреченных архивах КГБ СССР обнаружились документы, рассказывающие о поисках Золотой бабы, предпринятых в 1933 году сотрудниками НКВД. У них имелись сведения, добытые на допросах, что шаман казымских хантов в тайном святилище прячет заветную статую. Известно, что один из спецотрядов добрался до указанного места, у чекистов завязался бой с местными жителями, все ханты были перебиты. Но о самой Золотой бабе никаких сведений не осталось. То ли ее нашли чекисты и перепрятали, то ли идола не оказалось на предполагаемом месте.

Время от времени в печати появляются свидетельства очевидцев, которым якобы удалось лицезреть статую, организовываются экспедиции в глухую тайгу, но поиски пока не увенчались успехом. Высказываются самые разные предположения.

Исследователь Алексей Бурыкин, например, предположил, что Золотая баба – это не идол, а название священного для язычников места. Тем более что на Урале и в Сибири топонимов и гидронимов, в названии которых содержится тюркское слово «алтын» (золото), достаточно много.

Вышеупомянутый английский дипломат Джайлс Флетчер в конце XVI века высказал предположение, что Золотая баба – это скала, расположенная в устье Оби, чьи причудливые очертания напоминают женщину с ребенком. Ей вполне могли поклоняться местные язычники, принимая за окаменевшую богиню-великаншу.

До начала чемпионата мира в Бразилии осталось 35 дней. Sportbox.ru ведет до старта турнира и рассказывает о легендарном кубке, которым с 1930 по 1970 год награждали его победителей.

Первый Кубок мира ФИФА являл собой скульптуру древнегреческой богини победы Ники высотой 35 сантиметров и весом 3,8 килограмма, изготовленную из позолоченного серебра и установленную на подставку — первоначально мраморную, а затем лазуритовую. Автором приза, заказанного к ЧМ-1930 в Уругвае, стал известный французский скульптор Абель Ляфлер.

Кубок привез в Монтевидео первый президент ФИФА Жюль Римэ (в 1946-м трофею будет официально присвоено его имя). Там награда и осталась на четыре года: первый чемпионат мира выиграла сборная Уругвая.

Потом Ника надолго загостилась в Италии: в 1934-м «Скуадра адзурра» ее выиграла, а в 1938-м завоевала вторично. Годы Второй мировой войны Золотая Богиня, как именовали награду, частично провела в не слишком подобающем ей по статусу, зато надежном месте. А именно — в обувной коробке под кроватью в доме вице-президента ФИФА итальянца Отторино Барасси: когда на Апеннины пришли гитлеровцы, он забрал кубок из римского банка, где тот хранился, и спрятал от греха подальше.

На этом приключения приза не закончились. В 1966-м, незадолго до чемпионата мира в Англии, его украли с филателистической выставки в Лондоне, посвященной турниру. Но неделю спустя кубок был найден — его случайно обнаружил закопанным под изгородью в загородном саду пес по кличке Пиклз, гулявший там с хозяином. Обоих позже пригласят на банкет по случаю чемпионства сборной Англии, а похитителя так и не найдут.

И свой путь Золотая Богиня закончила историей криминальной и загадочной. После того как в 1970 году сборная Бразилии, завоевав трофей в третий раз, получила его на вечное хранение, кубок содержался в штаб-квартире Бразильской конфедерации футбола в Рио-де-Жанейро. Стоял он в шкафу за пуленепробиваемым стеклом, только вот задняя стенка того шкафа сделана была из обыкновенного дерева. Ее-то и взломали неизвестные злоумышленники 20 декабря 1983 года, после чего Ника бесследно исчезла. Полагают, что ее попросту расплавили и продали как обыкновенный лом из драгметаллов.

Чемпионат мира без главного приза из-за этого конечно, не остался: отдав Золотую Богиню бразильцам, ФИФА уже к ЧМ-1974 в ФРГ заказала новый кубок, который будет вручен и победителям турнира в Бразилии. Его автором стал итальянец Сильвио Гаццанига, высотой он на 1,8 сантиметра больше Кубка Жюля Римэ, весит 6 с лишним килограммов и сделан из золота. В отличие от предыдущего, этот трофей — вечная собственность ФИФА: победителям дозволяется забрать домой только копию.

Полную статистику всех финальных турниров чемпионатов мира по футболу можно найти

Практически ни один из чемпионатов мира по футболу не обходится без парочки крупных скандалов. То организаторы напортачат, что судьи ошибутся, то игроки подерутся, а то и вовсе случится ограбление века.

сайт отобрал самые запоминающиеся скандалы в истории чемпионатов мира по футболу

Битва при Сантьяго

ЧМ-1962. Чили

Сейчас желтые и красные карточки в руках футбольных арбитров никого не удивляют, но мало кто знает историю их появления. Идея о применении в судейской практике подобных предупреждений пришла в голову функционерам ФИФА после матча группового этапа ЧМ-1962 между командами Чили и Италии.

Встречу эту чаще всего называют «Битвой при Сантьяго» и по этому названию можно легко догадаться о том, как она проходила. Еще перед матчем градус противостояния подняли итальянские журналисты Антонио Гириделли и Коррадо Пиццинелли, которые обозвали город Сантьяго «городом бедняцких свалок с женщинами-шлюхами».

Ну а сам матч превратился в бойню с первых же минут. Уже на 12-й секунде было зафиксировано первое нарушение, а на 8-й минуте был удален игрок сборной Италии Джорджио Феррини. Впрочем, сам он уходить отказался и полиции пришлось силой выводить орущего и пинающегося футболиста с поля.

На поле несколько раз вспыхивали коллективные потасовки футболистов, с которыми судья не мог совладать, так что в дело вновь приходилось вступать полиции. Кроме Феррини, арбитр удалил еще одного итальянца Марио Давида, по его мнению, являвшегося зачинщиком беспорядков.

Из чилийцев, также активно участвовавших в потасовках, удален никто не был, при том, что Леонель Санчес ударом кулака сломал итальянскому игроку нос.

«Битва при Сантьяго»

Однако, судьи благоволили хозяевам турнира, которые, в промежутках между драками, сумели забить два безответных мяча игравшей вдевятером «Скуадре Адзурре».

Чемпионат мира в Чили был одним из самых «грязных» и агрессивных. Советский футболист Эдуард Дубинский в первом же матче с югославами получил тяжёлый перелом, а в игре Чехословакия - Испания три испанца получили переломы.

При этом футболисты, в пылу борьбы, специально «не слышали» предупреждений арбитров, изгоняющих нарушителей с поля. В 1966 году англичанин Кен Астон ожидал в машине на перекрестке разрешающего сигнала светофора и вспоминал матч Чили - Италия, арбитром которого он был.

Именно меняющиеся цвета светофора и натолкнули его на идею о применении в судейской практике желтых и красных карточек. Данная система впервые была опробована на чемпионате мира 1970 года.

Похищение «Золотой богини»

ЧМ-1966. Англия

Один из скандалов чемпионата мира в Англии произошел еще до начала турнира, когда была похищена «Золотая богиня» - чемпионский кубок из позолоченного серебра и лазурита, изображающий Нику, древнегреческую богиню победы.

В январе 1966 года хозяева турнира получили «Золотую богиню» на хранение у предыдущих чемпионов мира - бразильцев. ФИФА позволила англичанам в рекламных целях выставить кубок на всеобщее обозрение.

«Золотая богиня» была выставлена в Центральном холле Вестминстерского аббатства, под присмотром целого отряда детективов. Тем не менее, 20-го марта, когда все служители аббатства находились на церковной службе в другом конце здания, статуэтка была похищена.

Неизвестный грабитель сумел пробраться через черный ход, воспользовавшись тем, что на выходных экспозиция была закрыта. Он снял отверткой замок на витрине и выкрал кубок. Чем в это время занимались детективы - непонятно.

На следующий день президент Футбольной ассоциации Англии Джо Меерс получил пакет, в котором находились куски основания статуэтки из кварца и оникса и письмо от похитителя с требованием 15 тыс. выкупа. Преступник угрожал расплавить кубок, если ему не заплатят.

Англичане подняли на уши Скотланд-Ярд, и 23 марта, при передаче денег, похититель был задержан. Им оказался портовый рабочий Эдвард Бетчли, неоднократно судимый за кражи и скупку краденого. Вот только «Золотой богини» при нем не было.

За возвращение приза было объявлено вознаграждение, втрое превышающее его номинальную стоимость. Через несколько дней лондонский матрос Дэвид Корбетт выгуливал свою собаку Пикклз. Именно пес и обнаружил в кустах парка в районе Норвуд газетный сверток в котором оказалась «Богиня».

Англичане получили свой кубок, Корбетт - 6 тысяч фунтов награды, а Пикклз - пожизненный запас корма от одного из английских производителей. Кроме того, пес получил право посещать вместе со своим хозяином футбольные матчи.

Что до «Золотой богини», то в 1970 году сборная Бразилии в третий раз выиграла высший титул и получила «Нику» в свое пожизненное хранение. Однако в 1983 году кубок вновь был похищен. Найти его уже не удалось - «Золотая богиня» была или расплавлена, или осела в тайном хранилище какого-нибудь коллекционера.

Гол-фантом Тофика Бахрамова

ЧМ-1966. Англия

Не обошелся без скандала и финальный матч чемпионата мира в Англии, в котором хозяева турнира играли с командой ФРГ.

Основное время встречи закончилось вничью, а на десятой минуте дополнительного времени английский форвард Джефф Херст ударил по немецким воротам и вывел свою команду вперед. Или нет?

Мяч попал в перекладину, отскочил вниз, а затем вылетел в поле. При этом, удар был настолько сильным, что невооруженным глазом трудно было определить, пересек ли мяч линию ворот.

Швейцарский арбитр Готтфрид Динст не был уверен в трактовке эпизода, поэтому остановил игру и спросил у линейного судьи из СССР Тофика Бахрамова, был ли гол. Бахрамов взмахом флажка указал на центр поля и взятие ворот, несмотря на протесты немецких футболистов, засчитали.

На 120-й минуте Джефф Херст забил еще один гол, и игра завершилась со счетом 4:2 в пользу Англии, выигравшей свой первый и единственный чемпионат мира. Однако споры по поводу «гола-фантома», или как его называют в Германии - «Уэмбли-гола», не утихают до сих пор.

«Уэмбли-гол» Тофика Бахрамова

Сам Тофик Бахрамов рассказывал, что на торжественном приеме, посвященном закрытию чемпионата, к нему подошел нападающий сборной ФРГ Уве Зеелер и сказал: «Господин Бахрамов, примите мои извинения. Я был не прав, когда оспаривал ваше решение. Мы посмотрели повторы: гол был засчитан правильно».

С другой стороны, англичанин Джефф Херст, оформивший в том матче хет-трик, в своих мемуарах признался, что не уверен в правильности решения советского судьи, которого в Германии называли после этого матча Mister Zwei-Drei («мистер два-три»).

Инженерный отдел Оксфордского университета провёл исследование, по результатам которого пришёл к выводу, что мяч не пересёк полностью линию ворот, и до гола этот удар отделяло 6 см.

В своих мемуарах Тофик Бахрамов написал, что он посчитал, что мяч отскочил вниз не от перекладины, а от сетки ворот, а сам момент касания мячом линии ворот он не видел, но это и не имело значения в случае отскока от сетки.

В любом случае, и хет-трик Джеффа Херста и советский судья Тофик Бахрамов вошли в историю мирового футбола.

Шумахер против Баттистона

ЧМ-1982. Испания

На чемпионате мира в Испании произошел эпизод, на долгое время ставший эталоном жестокости на футбольном поле.

На 57-й минуте полуфинального матча ФРГ - Франция голкипер немцев Тони Шумахер в прыжке врезался в нападающего французов Патрика Баттистона.

Только что вышедший на поле форвард сборной Франции врывался, после передачи Мишеля Платини, в штрафную немцев, но вратарь выбежал навстречу Баттистону и так сильно сбил его с ног, что игрок упал на землю без сознания.

Через несколько минут француза с сотрясением мозга, переломом шейных позвонков и травмой челюсти госпитализировала скорая. При этом судья из Нидерландов Чарльз Корвер не показал Шумахеру даже желтой карточки и не назначил штрафного.

Как Шумахер в Баттистона врезался.

Сам же немецкий голкипер даже не попытался извиниться перед Баттистоном, которого уносили с поля. Позже, в своих мемуарах немецкий вратарь признался, что струсил. Что и неудивительно - игроки сборной Франции попытались расправиться с обидчиком своего партнера по команде прямо на поле.

Матч завершился со счетом 5:4 в пользу ФРГ, протестов на результат от сторон не поступало.

После игры Шумахер, узнав про потерю Баттистоном зубов, сказал, что «если это всё, что с ним не так, то он оплатит ему новые коронки». Позже немецкий вратарь и через прессу, и лично принёс Патрику Баттистону извинения. Француз их принял, хотя общения с Шумахером избегает.

«Рука Бога» Марадоны

ЧМ-1986. Мексика

Один из самых знаменитых голов мирового футбола был забит 22 июня 1986 года на стадионе «Ацтека» в Мехико, во время четвертьфинального матча между Англией и Аргентиной.

Аргентинский нападающий Диего Марадона попытался сделать диагональный пас на Хорхе Вальдано и продолжил движение в сторону ворот. От ноги английского игрока мяч отскочил в сторону штрафной, где Марадона настиг его своим левым кулаком, которым и отправил снаряд в ворота.

Уже в 2005 году футболист признался, что принял решение помочь мячу рукой из-за слишком высокого роста английского вратаря Питера Шилтона. Судья из Туниса Али бен Насер не смог понять, забит мяч головой или ладонью и решил засчитать гол.

Английский вратарь и защитники принялись спорить с арбитром, а хитрый Марадона бросился к своей команде с жестами ликования. Этим ему еще больше удалось убедить судью, что доказательства англичан бессмысленны.

Рука Бога немношк)))

Игра завершилась со счетом 2:1 в пользу Аргентины, при этом второй гол был забит тоже Диего Марадоной на 56-й минуте. На послематчевой конференции автор спорного гола заявил, что мяч был забит «отчасти головой Марадоны, а отчасти рукой Бога».

Впрочем, в 2002 году, в автобиографической книге, Диего Марадона писал: «Теперь я могу рассказать то, о чем не мог говорить тогда. Раньше я называл это "рукой Бога". Глупости! Это была рука Диего, которая выкрала победу у англичан».

Также Марадона заявил, что не намерен извиняться, так как считает гол местью Великобритании за Фолклендские острова.

Плевок Франка Райкарда

ЧМ-1990. Италия

Матч 1/8 финала между сборными Голландии и ФРГ запомнился прежде всего конфликтом голландского нападающего Франка Райкарда и форварда ФРГ Руди Феллера.

С самого начала матча голландец толкал и пинал своего оппонента, а на 18-й минуте Райкард и повалил Феллера. После чего, получив от арбитра из Аргентины Хуана Карлоса Лостау желтую карточку, плюнул своему сопернику в затылок. Руди Феллер полез на Франка Райкарда с кулаками, но был «успокоен» желтой карточкой.

На 22-й минуте футболисты начали драться в штрафной зоне, за что оба были удалены. Напоследок Франк Райкард плюнул Руди Феллеру в лицо. Этот некрасивый поступок «прославил» Райкарда на весь мир. Раньше футболистам не приходило в голову выяснять отношения таким образом, тем более на чемпионате мира.

В чем же причина конфликта? Выходец из Суринама Райкард после матча обвинял Феллера в том, что тот обозвал его «черной обезьяной». Феллер ответил: «Райкард грубо сыграл против меня, я что-то крикнул в его адрес, но не называл его "чёрной обезьяной"! А вот "фашист" в свой адрес я слышал».

До правды уже не докопаться, но по репутации Райкарда этот эпизод ударил. Руководство итальянского «Милана», в котором в то время выступал Райкард, направило в его адрес письмо, в котором недовольство его поведением выразили владелец клуба Сильвио Берлускони, директор клуба Адриано Галиани и тренер Арриго Сакки.

Райкард играет в верблюда.

Свой поступок Райкард позже объяснял нервным срывом. В том году он переживал семейную драму – поссорился с женой, и та, забрав дочь, уехала из Милана в Голландию.

После этого поведение Райкарда на поле и в самом деле заметно изменилось. Прежде он неизменно отличался корректностью, а теперь частенько стал получать красные карточки.

Отметим, что у голландского любителя плеваться со временем появились последователи. Так, бывший вратарь сборной Парагвая Чилаверт плюнул в лицо бразильского защитника Роберто Карлоса.

Итальянец Франческо Тотти во время матча Евро-2004 с Данией плюнул в лицо полузащитнику Кристиану Поульсену, а португалец Криштиану Роналду после поражения от Испании и вовсе плюнул в оператора, преследовавшего его с камерой.

Жест Эффенберга

ЧМ-1994. США

Эффенберг полюбил этот жест

В заключительном матче группового этапа Германия - Южная Корея (3:2) тренеры немецкой сборной решили заменить полузащитника Штеффана Эффенберга, чья игра их не устраивала.

Трибуны отреагировали на замену одобрительным гулом, свистом и оскорблениями. Футболист, покидая поле, в ответ демонстративно показал своим же болельщикам средний палец руки. С тех пор этот жест в футболе называют «жестом Эффенберга».

Тренеру Берти Фогтсу рассказал о его жесте президент Немецкого футбольного союза Эгидиус Браун. «Ночью Фогтс вызвал меня и сказал, что ситуация не в мою пользу. Я пытался было оправдаться, но тренер ничего не хотел слушать о провокациях со стороны болельщиков», - пишет Эффенберг в мемуарах.

За свой проступок хавбек был в тот же день изгнан Фогтсом из сборной Германии и провёл в ней лишь два товарищеских матча четыре года спустя, когда у сборной сменился главный тренер.

После «жест Эффенберга» при разных обстоятельствах повторяли на футбольном многие известные игроки: Дэвид Бэкхем, Криштиану Роналду, Паоло Мальдини, Гари Невилл. Отметился даже нынешний наставник сборной России Фабио Капелло.

Инцидент произошел сразу после домашнего матча чемпионата Испании против «Сарагосы». Уходя в раздевалку, тренер дважды показал средний палец в сторону трибуны с болельщиками «Реала», который он тренировал. Позже Капелло извинился за свой поступок, но подчеркнул, что эти фанаты оскорбляли его с начала сезона.

Бриджит Бардо и собачки

ЧМ-2002. Япония и Южная Корея

Один из скандалов, связанных с чемпионатом мира в Японии и Корее приключился еще до самого турнира и носит скорее комический оттенок.

Известная французская актриса Брижит Бардо, которая является еще и основателем фонда в защиту животных, направила в адрес правительства Южной Кореи обращение с требованием хотя бы на время проведения чемпионата прекратить такое «варварство», как употребление в пищу собак.

Актрису поддержали известные французские артисты, Французская футбольная федерация и президент ФИФА Зепп Блаттер, который в своем письме призвал власти Южной Кореи «быть отзывчивыми к чувствам иностранцев» и прекратить употребление собак в пищу.

Впрочем, вскоре Блаттер дистанцировался от скандала, испугавшись, что благодаря подобным заявлениям может быть поставлено под угрозу проведение чемпионата мира.

Тем временем международные интернет-тролли забросали сайт фонда Брижит Бардо угрозами, оскорблениями и приглашениями на обед с блюдами из собак.

Вскоре конфликт удалось погасить. Президент Южнокорейской футбольной ассоциации и вице-президент ФИФА Чон Мун Чун заявил, что подобная еда является одним из национальных обычаев корейцев, но тем не менее буддизм - религия, которую исповедует большинство жителей Южной Кореи - запрещает убивать даже насекомых.

Чон Мун Чун пообещал также направить в адрес фонда Брижит Бардо видеозаписи, посвященные программам по защите животных в Южной Корее.

Французская актриса не устояла перед корейским шармом и отказалась от своих обвинений в адрес хозяев чемпионата мира.

Корея на прицепе

ЧМ-2002. Япония и Южная Корея

Впрочем, чемпионат в Японии и Корее запомнился всем еще и судейскими скандалами. То, что странам-хозяйкам турнира обычно благоволят арбитры - это уже дело привычное, но то, как судьи «тянули» сборную Кореи, превзошло все ожидания и опасения.

Все началось еще на групповом этапе, в матче с Португалией. В случае поражения хозяева чемпионата, обыгравшие Польшу и сыгравшие вничью с США, могли просто не выйти из группы.

Естественно, этого не произошло, Корейцы победили со счетом 1:0, а из группы не вышли португальцы. Двое португальцев (Бету и Жуан Пинту) в ходе матча были удалены, причём один - после явной симуляции со стороны корейца.

В матче 1/8 финала между Италией и Южной Кореей эквадорский арбитр Байрон Морено уже на 5-й минуте назначил сомнительный пенальти в ворота итальянцев, но кореец не смог переиграть вратаря.

Затем, при счете 1:0 в пользу Италии, не засчитал гол Дамьяно Томмази как забитый из положения «вне игры». Видеозапись между тем опровергает доводы судьи.

На 103-й минуте итальянский нападающий Франческо Тотти споткнулся и упал в штрафной зоне корейцев. Рефери принял падение за симуляцию и немедленно удалил его с поля. Игра завершилась со счетом 2:1 в пользу Южной Кореи.

Судейство в матчах с Кореей на ЧМ-2002

Во время матча 1/4 финала Южная Корея - Испания арбитр из Египта Гамаль Гандур при счете 0:0 не засчитал два гола со стороны Испании.

Сначала не был засчитан удар головой с углового, автором которого был Фернандо Морьентес. Гол не был засчитан потому, что в этот момент якобы кто-то из испанцев схватил за футболку одного из корейских игроков.

Второй гол - Гаиски Мендьеты - судья не засчитал, пояснив, что во время ведения мяч у игрока вышел за заднюю линию, что тоже опровергается видеозаписью. Матч выиграла сборная Южной Кореи по пенальти.

Федерация футбола Испании не стала опротестовывать результаты матча, однако ее председатель на следующий день после игры подал в отставку со своего поста в судейском комитете ФИФА в знак протеста против несправедливой работы судей.

Зидан и Матерацци

ЧМ-2006. Германия

Зидан против Матерацци

Финал чемпионата мира 2006 года, где итальянцам противостояла сборная Франции, стал знаменит в первую очередь благодаря драматичному конфликту Зинедина Зидана и Марко Матерацци.

Итальянский защитник сыграл в нём одну из важнейших ролей: на 7-й минуте за совершённый им фол в ворота итальянцев был назначен пенальти, реализованный Зиданом, но на 19-й минуте сам Марко и сравнял счёт.

А на 110-й минуте спровоцированный им же лидер французов Зидан был удалён из-за нападения на Матерацци. Французский хавбек, в ответ на какую-то реплику итальянца, развернулся и боднул того головой в грудь, за что получил красную карточку.

Зидан так объяснил своё поведение: «Я попросил его прекратить цеплять меня за майку, объяснив, что после окончания матча и так могу ему отдать её. После этого он несколько раз произнёс оскорбления в адрес моих матери и сестры.

Я пробовал не реагировать, но слова порой могут быть более обидными, чем поступки. Его слова глубоко оскорбили меня, и я не сдержался, всё произошло очень быстро». Зидан до сих пор не упоминает конкретных реплик, прозвучавших в тот день.

По мнению всех специалистов, это удаление предрешило исход матча, ведь Зидан был лучшим пенальтистом французов, которые уступили именно в серии послематчевых ударов.

Скандал в сборной Франции

ЧМ-2010. ЮАР

Громким скандалом чемпионата мира в ЮАР стала склока внутри сборной Франции. Сначала, в перерыве матча ЧМ-2010 против Мексики, наставник французов Раймон Доменек высказал свое недовольство действиями форварда Николя Анелька, а в ответ услышал нецензурную брань.

В итоге Анелька не вышел во втором тайме и перестал быть игроком сборной Франции. На следующий день остальные игроки бойкотировали открытую тренировку, покинув ее прямо на глазах прессы и фотографов.

В самом начале открытой тренировки наставник по физической подготовке повздорил с Доменеком. На глазах у журналистов он сорвал с себя бэдж и покинул поле. Ранее у него же приключился едва не дошедший до рукопашной конфликт с Патрисом Эвра. Разнимать их пришлось наставнику французов.

После этого уволился директор команды Жан Луи Валентин. Заявив, что ему стыдно за своих подопечных, он объявил, что не просто слагает с себя полномочия, но и покидает Федерацию футбола Франции.

Президент Саркози направил в ЮАР министра спорта, чтобы стабилизировать обстановку. В итоге, команда вышла на заключительный матч против сборной ЮАР без ведущих футболистов и проиграла.

Тренер Доменек отказался после финального свистка пожать руку своему южноафриканскому коллеге, хотя он тут вообще был ни при чем.

Из книги Ольги Кошмановой "Золотая баба или заколдованная богиня. Кондинские истории".

Светлая ей память за её труд.

В мире есть много загадок-тайн: египетские пирамиды, Стоунхендж в Англии, лохнесское чудовище в Швейцарии, снежный человек, Бермудский треугольник, летающие тарелки и другие. Одна из подобных тайн- легенда о Золотой бабе.

О ней написано множество статей учеными всего мира. Многие пытаются объяснить этот феномен. Но тайна до сих пор остается не разгаданной, хотя первое письменное сообще-ние в России можно прочитать в первой Софийской летописи от 1398 года. Прошло более 600 лет. Но мы до сих пор ниче-го нового он ей не узнали. И никто точно не знает и не может сказать, быль это или сказка. Была ли, а возможно, и сегодня существует, Золотая баба.

Летописи уверяют, что это древнее божество угорских народов (к которым относится и местное население Конды - вогулы-манси) было«унесено и спрятано в дремучих лесах Конды»

Коренное население Конды хорошо знало и помнило о Сор-ни Най. Хотя никто из коренных жителей никогда не называл ее БАБОЙ. Оказывается, она была для них ЗОЛОТОЙ БОГИНЕЙ - СУРЭНЬ ТОРУМ НЭ! И называть ее бабой считалось большим грехом! И не только. Ни Золотой Богиней, ни Золотой бабой Ее никто никогда не называл! Для посвященных - просто ОНА. А кто не понимал, тому и знать не дано.

Место, где она стояла, находится вдали от реки, у старицы. Рядом с деревней растет многовековой «заверованный» кедрач. Много кедрачей в Конде. Но этот знаменит тем, что он «заверован». Что же это значит? Прежде всего то, что в этом кедраче нельзя брать ни единой шишки. Вот так, стоит кедрач, полон кедровых шишек, но пользоваться им нельзя. Нельзя - и всё тут! Об этом знали все местные жители. И не брали. Соблазн был велик. Те, кто нарушал запрет и брал, рассчитывался за это сво¬им здоровьем. Вблизи деревни много ягодных боров - Мало-Павинский, Болыие-Павинский.

Есть и Старухин бор. И бор этот считается священным. Приходя в него, каждый должен положить дар в определенном месте. Говорят, если пришедший не даст дара и не попросит Хозяйку о помощи, то вообще не выйдет с этого бора. Кроме этого, Хозяйка требует к себе доброго отношения. Нельзя кричать, шуметь, ломать деревья, топтать ягодники, тем более материться. Пришел в гости - веди себя прилично. А вот уходя, не забудь поблагодарить. Это знала вся округа, и строго соблюдала эти правила.

Но самое главное - в этом Старухином бору были рисунки! Многие знают, что рисунки бывают на скалах, в пещерах. А вот рисунки на бору... Что-то про такое не слышали. И вот очередная встреча - и ошеломляющий рассказ Толика. В тот приезд он был очень внимателен. Не только за бором, природой, но и за матерью смотрел. Оказывается, мать, заходя на бор, дает дар Хозяйке. И только после этого разрешает себе и сыну собирать ягоду. На этот раз Толик улизнул от матери и стал ходить по бору. И вот что он там увидел. Действительно, на мху есть рисунки. Точнее, рисунки на ягельном месте. Я же никак не могла понять, как это - рисунки на мху? Толик мне объяснял, но я не понимала.

Ну что тут понимать?! - возмущался Толик. - Рисунки как рисунки, как в любой книге.

Но я представляла сплошной ягельный бор и никак не мог¬ла увидеть рисунков. Наконец Толик, видя мою тупость, просто взял лист бумаги, ручку и нарисовал. И стал объяснять:

Как ты проводишь карандашом или ручкой по чистой бума¬ ге, так и там. Рисунки на ягеле отделяются, разграничиваются полосками земли. А сам ягель дает общую картину. Где надо - растет гуще и ягеля больше, где надо - реже и его меньше. Даже есть цветные рисунки. Они сделаны из разноцветного мха. Надо только смотреть не себе под ноги, а как бы со стороны или вы¬ соты. Мне кажется, там изображены сцены охоты. Есть медведи, собаки, волки и какие-то маленькие зверьки. Правда, я их рассматривал, но понять, кто это, не мог. Надо долго рассматривать, а мне некогда было. Мать заставляла ягоду собирать. Но главное в этих рисунках, на этом бору - ХОЗЯЙКА. Ее-то я рассмотрел очень хорошо. Видно, что это не мужчина-охотник, а женщина! Такое представление, что она за всеми наблюдает или руководит. Интересно, что мне она показалась в мужской шапке, то есть у нее большая голова, как в шапке, а одно ухо шапки, правое, как бы оттопырено. И всё у этой Хозяйки на месте, всё в норме, только ног нет. Точнее, они есть и хорошо обозначены, но только чуть ниже к-лен. Куда идет или куда ушла - неизвестно. Таким был рассказ Толика.

Из расспросов я узнала, что если осенью стопчут и нарушат рисунки, то весной все они, выйдя из-под снега, как бы обновляются. Говорят, что это Хозяйка всё сделала и что она очень строго за этим следит.

Будучи на охоте, мы разговорились о НЕЙ. И тогда кто-то из них предложил сходить и посмотреть на НЕЕ. Я же никогда не верил в ее существование, а поэтому был очень удивлен и даже шокирован таким предложением. Но промолчал, стараясь не выдать своего волнения. К моей радости, мужики согласились! Оказывается, мы охотились близи того места, где находилась ОНА. Через несколько дней пошли. И вот что я увидел. Среди топей находился небольшой островок. С северной и южной стороны он зарос лесом. Точнее, не лесом, а небольшим подлеском. А посреди стояла статуя ЕЕ. Говорят, что она золотая. Да нет, никакая она не золотая! Мне она каменной показалась. Стоит на небольшом постаменте. Видать, давно стоит. Почему? Да у нее все ноги мхом зарос¬ли! Походили мы кругом, посмотрели... Такая она, в рост человека будет. Мне интересно, кто и зачем ее сюда через топи и болота тащил и устанавливал? Мужики тоже ничего толком не знали, но говорили, что их предки в этом деле были замешаны. Вот и всё. Брать оттуда ничего нельзя. Не мы ставили, не нам и брать! После нашего с вами разговора о Золотой Богине мне интересно стало. И я решил под видом охоты еще раз сходить туда. Договорились мы с другом и пошли. Да вот беда - не дошли. Интересно, когда идешь, идешь вроде бы и по ровному месту, но идти трудно, словно в гору. А не дошли мы вот почему. Мы были в маскировочных халатах. Издали заметить нас было трудно. И вдруг среди полного безмолвия мы услышали мужской голос:

Немедленно возвращайтесь туда, откуда пришли От неожиданности мы даже присели. Но послушно повернули лыжи и пошли назад. Когда возвращались, нам казалось, что лыжи сами нас несли - вроде бы как по склону.

Ты всё ищешь ЕЕ... Ну, Золотую Богиню.... А ведь ОНА у нас.

Как у вас? Что значит у вас?

У нас, - совершенно спокойно, так, как будто речь шла о булке хлеба, сказала Екатерина.

Почему молчишь? Почему ничего не говоришь, - тут уж я начала пенять Катерине.

А ты меня не спрашивала, - так же спокойно заявила мне она. И начала моя Катя рассказывать о том, что слышала от ста-риков и чему была свидетелем.

А ведь ЕЕ давно ищут. Много раз приезжали. Всё охотятся за ней. Всё расспрашивали. Да наши договорились: ничего не говорить. Говорили просто: «Ничего не знаем. Никогда ничего не слышали. Это, наверное, не у нас». Тем и отговаривались. Или говорили, что не понимают по-русски. А ведь все старики знали о НЕЙ и нам говорили. Но не прямо говорили, где она, а показывали разные места и называли их по-нашему. Сначала мы, девчонки, стеснялись. А повзрослев, поняли. Наша деревня находилась на берегу озера, которое называлось Экакахертур. Когда мы росли, его уже по-русски называли. Но старики нам передали и то, старое название. «Эка» - на нашем языке означает «старуха», «старая женщина». «Кахер» - «жи-вот», «тур» - «озеро». Вот и выходит, что жили мы на берегу озера под названием «Озеро старухиного живота». Посреди озера есть два небольших круглых островка. Это женские груди. Есть и «голова» - в виде круглого островка. А на нем - всё, как у человека: волосы - это кедрач вековой, есть лоб и глаза - озера. Есть и возвышение - нёл-нос. Есть и лобок сабий - в самом конце озера небольшое возвышение, покрытое мелким кустарником. Старики так и называли его - «бабье место». А всё остальное: руки, ноги - под водой. Руки - это две зечки, что справа и слева в озеро впадают, над ногами - лога водные. Много там всяких чудес происходит! И много всего водится. В озере и логах много рыбы всякой. А летом великое множество прилетной птицы. А в лесах много всякого зверья водится. Поэтому не могли мы бедно жить! Всё всегда у нас было! Только про это, про нашу Богиню, никому никогда никто из наших не рассказывал. Я вот тебе первой про это говорю. И еще скажу, что многое знали только мужики. Бабам ничего не говорили. Но знать давали. Говорили, что мы живем в богатом месте. Но его охранять надо. Так было.

Так вот и шли вслед за змеями. Долго шли. И пришли к щахолке (небольшой островок твердой земли, покрытый лесом). Она такая неприметная издали, можно пройти и не заметить. Когда зашли на эту щахолку, со мной что-то случилось. Я сильно-сильно забоялся... Ветра нет, тишина. Погода хорошая. Солнце светит. А мне страшно. Да так страшно, что я бы убежал куда угодно. И сам не знаю почему. Андрей Иванович, видя такое дело, отвел меня на край щахолки. Мне тут поспокойнее стало

Бывает, - говорит он. - Такое бывает. И со мной поначалу было.. И я отказался идти дальше. Ты что-то плохое думал, что-же так думал. Туда надо с чистыми помыслами, думами идти. Вот она к себе и не допускает. Ладно, оставайся тут. Не вздумай никуда уходить. Всё равно один не выберешься. Дорогу можешь не найти. Да и заплутает тебя ОНА.

Андрей Иванович ушел. Я сидел на краю щахолки. Успокоился и стал осматриваться. И вновь мне показалось странным: ветра нет, а все листочки на деревьях дрожат и шелестят! Да и мне было неспокойно, но уже не так страшно, как в середине щахолки. Андрей Иванович ходил недолго.

Всё хорошо. Теперь можно и возвращаться. Теперь змеи нам не нужны, теперь и без них дорогу найдем

Вечером, во время ужина, дед пригласил меня сходить по этой тропе. По рассказам отца, я знал, куда ведет эта тропа. Было интересно. - Будешь помнить меня всю свою жизнь. Хорошо жить будешь, - говорил мне дед, не то уговаривая, не то приглашая в путешествие.

Змей можешь не бояться. Они все ушли к НЕЙ и теперь будут охранять до весны. Скоро заморозки. А Витькар не может зимой охранять. У НЕЕ всегда не один, а два охранника должны быть. Летом змеи отдыхают, на охрану Витькар становится.

А еще кто? Змеи и водяной - это я понимаю, а кто еще?

Не знаешь? - удивился дед. - Так хозяин лесов и болот. ЕГО сейчас так по-русски зовут. А по-нашему - комполен. А еще старики говорили, что его называли хумполь Егор. Это как бы мужик с того света, не нашего мира, а нижнего, а Егор - так это его имя. Всё как у людей. Вот мы все - люди, и у каждого есть имя. Так и там. И когда надо было, к нему по имени обращались. Одним ОН помогал, другим - нет.

Мы решили завтра с утра пойти по тропе. Глядя на меня, дед говорил, что идти мне будет легко, видимо, имея в виду мой рост и мой вес. Но наше путешествие не состоялось. С вечера всё было тихо и спокойно. А к утру началась снежная метель. Да с таким холодным северным ветром! Естественно, тропу нашу сразу же не стало видно. Да и погода была такая, что лучше и носа из избушки не показывать. Трое суток длилась пурга. На третий день так же внезапно, как началась, она закончилась. - Не захотела ОНА, чтобы еще к ней кто из людей приходил. Вот и не пустила. Давай на будущий год по следу змей пойдем. Тогда ОНА всегда пропускает. По следу пропускает. А так - не всегда. Тогда у НЕЕ надо разрешение просить. Да и чистых людей к ней вести. Плохих не пустит. И не раз такое бывало! Только ты молчи. Никому ничего не говори. Люди, они же всякие бывают. Могут и с тобой что сделать. А так, вроде бы ничего не знаешь, как и не знал.

СКАЗ О СУРЭНЬ НЭ - ЗОЛОТОЙ БОГИНЕ

Давно это было. Очень давно. На берегу теплого ласкового моря жила ослепительной красоты женщина. Не то королева, не то принцесса. И называли ее кто Сурэнь Нэ -Золотой Богиней, кто Сорни Най - огненной женщиной. Многие знатные короли и вельможи сватали ее, а ей полюбилось Красно Солнышко. И чтобы осуществить свою мечту, тайно от всех покинула она свою теплую родину и пошла вслед Солнцу Красному. Долго шла. Не один год, не один век. О том лишь она одна знает. И так до Каменного пояса земли дошла. А Красно Солнышко за те горы ушло и там скрылось. И пошла Сурэнь Нэ дальше, где перед нею равнина бескрайняя открылась. Да только та равнина не твердой землей оказалась, а топкой юэнг-янгой. И пошла Сурэнь Нэ по топям и трясинам. По ее следу реки текли и озера появлялись. Но трудно было идти по зыбучим местам. И стала Сурэнь Нэ срывать и бросать впереди себя куски одежды. А там, где они падали, появлялись суйщахолки - маленькие борки, по ним и шла Сурэнь Нэ. Но и одежда кончилась, и силы ее оставили. А тут и Красно Солнышко на закат пошло. Бросая прощальный взгляд на своего горячо любимое Красно Солнышко, упала Сурэнь Нэ на кондинскиетопи и янги и превратилась в эку - старуху. Да так и осталась на Кондинской земле. Там, где упала Сурэнь Нэ, вместо волос кедрач могучий зеленеет, нос-гора спокойно дышит. Есть и глаза - озера бездонные. А посреди огромного озера, что носит название Экакахертур -озеро старухиного живота, два островка - груди женские возвышаются. Под руками-ногами святые лога и заливы, полные невероятных чудес, образовались. По берегам птицы прилетные гнездятся, по лесам звери водятся. Спит Сурэнь Нэ на Кондинской земле. Спит и надеется, что мы, ныне живущие, помним о ней, знаем, сбережем ее покой и-богатство до лучших времен. А пока - спит.

2024 kotmma.ru. Лучший спорт для тебя.