Золотая богиня футбол. Золотая богиня Сурэнь Торум Нэ (Сорни Най)

Практически ни один из чемпионатов мира по футболу не обходится без парочки крупных скандалов. То организаторы напортачат, что судьи ошибутся, то игроки подерутся, а то и вовсе случится ограбление века.

сайт отобрал самые запоминающиеся скандалы в истории чемпионатов мира по футболу

Битва при Сантьяго

ЧМ-1962. Чили

Сейчас желтые и красные карточки в руках футбольных арбитров никого не удивляют, но мало кто знает историю их появления. Идея о применении в судейской практике подобных предупреждений пришла в голову функционерам ФИФА после матча группового этапа ЧМ-1962 между командами Чили и Италии.

Встречу эту чаще всего называют «Битвой при Сантьяго» и по этому названию можно легко догадаться о том, как она проходила. Еще перед матчем градус противостояния подняли итальянские журналисты Антонио Гириделли и Коррадо Пиццинелли, которые обозвали город Сантьяго «городом бедняцких свалок с женщинами-шлюхами».

Ну а сам матч превратился в бойню с первых же минут. Уже на 12-й секунде было зафиксировано первое нарушение, а на 8-й минуте был удален игрок сборной Италии Джорджио Феррини. Впрочем, сам он уходить отказался и полиции пришлось силой выводить орущего и пинающегося футболиста с поля.

На поле несколько раз вспыхивали коллективные потасовки футболистов, с которыми судья не мог совладать, так что в дело вновь приходилось вступать полиции. Кроме Феррини, арбитр удалил еще одного итальянца Марио Давида, по его мнению, являвшегося зачинщиком беспорядков.

Из чилийцев, также активно участвовавших в потасовках, удален никто не был, при том, что Леонель Санчес ударом кулака сломал итальянскому игроку нос.

«Битва при Сантьяго»

Однако, судьи благоволили хозяевам турнира, которые, в промежутках между драками, сумели забить два безответных мяча игравшей вдевятером «Скуадре Адзурре».

Чемпионат мира в Чили был одним из самых «грязных» и агрессивных. Советский футболист Эдуард Дубинский в первом же матче с югославами получил тяжёлый перелом, а в игре Чехословакия - Испания три испанца получили переломы.

При этом футболисты, в пылу борьбы, специально «не слышали» предупреждений арбитров, изгоняющих нарушителей с поля. В 1966 году англичанин Кен Астон ожидал в машине на перекрестке разрешающего сигнала светофора и вспоминал матч Чили - Италия, арбитром которого он был.

Именно меняющиеся цвета светофора и натолкнули его на идею о применении в судейской практике желтых и красных карточек. Данная система впервые была опробована на чемпионате мира 1970 года.

Похищение «Золотой богини»

ЧМ-1966. Англия

Один из скандалов чемпионата мира в Англии произошел еще до начала турнира, когда была похищена «Золотая богиня» - чемпионский кубок из позолоченного серебра и лазурита, изображающий Нику, древнегреческую богиню победы.

В январе 1966 года хозяева турнира получили «Золотую богиню» на хранение у предыдущих чемпионов мира - бразильцев. ФИФА позволила англичанам в рекламных целях выставить кубок на всеобщее обозрение.

«Золотая богиня» была выставлена в Центральном холле Вестминстерского аббатства, под присмотром целого отряда детективов. Тем не менее, 20-го марта, когда все служители аббатства находились на церковной службе в другом конце здания, статуэтка была похищена.

Неизвестный грабитель сумел пробраться через черный ход, воспользовавшись тем, что на выходных экспозиция была закрыта. Он снял отверткой замок на витрине и выкрал кубок. Чем в это время занимались детективы - непонятно.

На следующий день президент Футбольной ассоциации Англии Джо Меерс получил пакет, в котором находились куски основания статуэтки из кварца и оникса и письмо от похитителя с требованием 15 тыс. выкупа. Преступник угрожал расплавить кубок, если ему не заплатят.

Англичане подняли на уши Скотланд-Ярд, и 23 марта, при передаче денег, похититель был задержан. Им оказался портовый рабочий Эдвард Бетчли, неоднократно судимый за кражи и скупку краденого. Вот только «Золотой богини» при нем не было.

За возвращение приза было объявлено вознаграждение, втрое превышающее его номинальную стоимость. Через несколько дней лондонский матрос Дэвид Корбетт выгуливал свою собаку Пикклз. Именно пес и обнаружил в кустах парка в районе Норвуд газетный сверток в котором оказалась «Богиня».

Англичане получили свой кубок, Корбетт - 6 тысяч фунтов награды, а Пикклз - пожизненный запас корма от одного из английских производителей. Кроме того, пес получил право посещать вместе со своим хозяином футбольные матчи.

Что до «Золотой богини», то в 1970 году сборная Бразилии в третий раз выиграла высший титул и получила «Нику» в свое пожизненное хранение. Однако в 1983 году кубок вновь был похищен. Найти его уже не удалось - «Золотая богиня» была или расплавлена, или осела в тайном хранилище какого-нибудь коллекционера.

Гол-фантом Тофика Бахрамова

ЧМ-1966. Англия

Не обошелся без скандала и финальный матч чемпионата мира в Англии, в котором хозяева турнира играли с командой ФРГ.

Основное время встречи закончилось вничью, а на десятой минуте дополнительного времени английский форвард Джефф Херст ударил по немецким воротам и вывел свою команду вперед. Или нет?

Мяч попал в перекладину, отскочил вниз, а затем вылетел в поле. При этом, удар был настолько сильным, что невооруженным глазом трудно было определить, пересек ли мяч линию ворот.

Швейцарский арбитр Готтфрид Динст не был уверен в трактовке эпизода, поэтому остановил игру и спросил у линейного судьи из СССР Тофика Бахрамова, был ли гол. Бахрамов взмахом флажка указал на центр поля и взятие ворот, несмотря на протесты немецких футболистов, засчитали.

На 120-й минуте Джефф Херст забил еще один гол, и игра завершилась со счетом 4:2 в пользу Англии, выигравшей свой первый и единственный чемпионат мира. Однако споры по поводу «гола-фантома», или как его называют в Германии - «Уэмбли-гола», не утихают до сих пор.

«Уэмбли-гол» Тофика Бахрамова

Сам Тофик Бахрамов рассказывал, что на торжественном приеме, посвященном закрытию чемпионата, к нему подошел нападающий сборной ФРГ Уве Зеелер и сказал: «Господин Бахрамов, примите мои извинения. Я был не прав, когда оспаривал ваше решение. Мы посмотрели повторы: гол был засчитан правильно».

С другой стороны, англичанин Джефф Херст, оформивший в том матче хет-трик, в своих мемуарах признался, что не уверен в правильности решения советского судьи, которого в Германии называли после этого матча Mister Zwei-Drei («мистер два-три»).

Инженерный отдел Оксфордского университета провёл исследование, по результатам которого пришёл к выводу, что мяч не пересёк полностью линию ворот, и до гола этот удар отделяло 6 см.

В своих мемуарах Тофик Бахрамов написал, что он посчитал, что мяч отскочил вниз не от перекладины, а от сетки ворот, а сам момент касания мячом линии ворот он не видел, но это и не имело значения в случае отскока от сетки.

В любом случае, и хет-трик Джеффа Херста и советский судья Тофик Бахрамов вошли в историю мирового футбола.

Шумахер против Баттистона

ЧМ-1982. Испания

На чемпионате мира в Испании произошел эпизод, на долгое время ставший эталоном жестокости на футбольном поле.

На 57-й минуте полуфинального матча ФРГ - Франция голкипер немцев Тони Шумахер в прыжке врезался в нападающего французов Патрика Баттистона.

Только что вышедший на поле форвард сборной Франции врывался, после передачи Мишеля Платини, в штрафную немцев, но вратарь выбежал навстречу Баттистону и так сильно сбил его с ног, что игрок упал на землю без сознания.

Через несколько минут француза с сотрясением мозга, переломом шейных позвонков и травмой челюсти госпитализировала скорая. При этом судья из Нидерландов Чарльз Корвер не показал Шумахеру даже желтой карточки и не назначил штрафного.

Как Шумахер в Баттистона врезался.

Сам же немецкий голкипер даже не попытался извиниться перед Баттистоном, которого уносили с поля. Позже, в своих мемуарах немецкий вратарь признался, что струсил. Что и неудивительно - игроки сборной Франции попытались расправиться с обидчиком своего партнера по команде прямо на поле.

Матч завершился со счетом 5:4 в пользу ФРГ, протестов на результат от сторон не поступало.

После игры Шумахер, узнав про потерю Баттистоном зубов, сказал, что «если это всё, что с ним не так, то он оплатит ему новые коронки». Позже немецкий вратарь и через прессу, и лично принёс Патрику Баттистону извинения. Француз их принял, хотя общения с Шумахером избегает.

«Рука Бога» Марадоны

ЧМ-1986. Мексика

Один из самых знаменитых голов мирового футбола был забит 22 июня 1986 года на стадионе «Ацтека» в Мехико, во время четвертьфинального матча между Англией и Аргентиной.

Аргентинский нападающий Диего Марадона попытался сделать диагональный пас на Хорхе Вальдано и продолжил движение в сторону ворот. От ноги английского игрока мяч отскочил в сторону штрафной, где Марадона настиг его своим левым кулаком, которым и отправил снаряд в ворота.

Уже в 2005 году футболист признался, что принял решение помочь мячу рукой из-за слишком высокого роста английского вратаря Питера Шилтона. Судья из Туниса Али бен Насер не смог понять, забит мяч головой или ладонью и решил засчитать гол.

Английский вратарь и защитники принялись спорить с арбитром, а хитрый Марадона бросился к своей команде с жестами ликования. Этим ему еще больше удалось убедить судью, что доказательства англичан бессмысленны.

Рука Бога немношк)))

Игра завершилась со счетом 2:1 в пользу Аргентины, при этом второй гол был забит тоже Диего Марадоной на 56-й минуте. На послематчевой конференции автор спорного гола заявил, что мяч был забит «отчасти головой Марадоны, а отчасти рукой Бога».

Впрочем, в 2002 году, в автобиографической книге, Диего Марадона писал: «Теперь я могу рассказать то, о чем не мог говорить тогда. Раньше я называл это "рукой Бога". Глупости! Это была рука Диего, которая выкрала победу у англичан».

Также Марадона заявил, что не намерен извиняться, так как считает гол местью Великобритании за Фолклендские острова.

Плевок Франка Райкарда

ЧМ-1990. Италия

Матч 1/8 финала между сборными Голландии и ФРГ запомнился прежде всего конфликтом голландского нападающего Франка Райкарда и форварда ФРГ Руди Феллера.

С самого начала матча голландец толкал и пинал своего оппонента, а на 18-й минуте Райкард и повалил Феллера. После чего, получив от арбитра из Аргентины Хуана Карлоса Лостау желтую карточку, плюнул своему сопернику в затылок. Руди Феллер полез на Франка Райкарда с кулаками, но был «успокоен» желтой карточкой.

На 22-й минуте футболисты начали драться в штрафной зоне, за что оба были удалены. Напоследок Франк Райкард плюнул Руди Феллеру в лицо. Этот некрасивый поступок «прославил» Райкарда на весь мир. Раньше футболистам не приходило в голову выяснять отношения таким образом, тем более на чемпионате мира.

В чем же причина конфликта? Выходец из Суринама Райкард после матча обвинял Феллера в том, что тот обозвал его «черной обезьяной». Феллер ответил: «Райкард грубо сыграл против меня, я что-то крикнул в его адрес, но не называл его "чёрной обезьяной"! А вот "фашист" в свой адрес я слышал».

До правды уже не докопаться, но по репутации Райкарда этот эпизод ударил. Руководство итальянского «Милана», в котором в то время выступал Райкард, направило в его адрес письмо, в котором недовольство его поведением выразили владелец клуба Сильвио Берлускони, директор клуба Адриано Галиани и тренер Арриго Сакки.

Райкард играет в верблюда.

Свой поступок Райкард позже объяснял нервным срывом. В том году он переживал семейную драму – поссорился с женой, и та, забрав дочь, уехала из Милана в Голландию.

После этого поведение Райкарда на поле и в самом деле заметно изменилось. Прежде он неизменно отличался корректностью, а теперь частенько стал получать красные карточки.

Отметим, что у голландского любителя плеваться со временем появились последователи. Так, бывший вратарь сборной Парагвая Чилаверт плюнул в лицо бразильского защитника Роберто Карлоса.

Итальянец Франческо Тотти во время матча Евро-2004 с Данией плюнул в лицо полузащитнику Кристиану Поульсену, а португалец Криштиану Роналду после поражения от Испании и вовсе плюнул в оператора, преследовавшего его с камерой.

Жест Эффенберга

ЧМ-1994. США

Эффенберг полюбил этот жест

В заключительном матче группового этапа Германия - Южная Корея (3:2) тренеры немецкой сборной решили заменить полузащитника Штеффана Эффенберга, чья игра их не устраивала.

Трибуны отреагировали на замену одобрительным гулом, свистом и оскорблениями. Футболист, покидая поле, в ответ демонстративно показал своим же болельщикам средний палец руки. С тех пор этот жест в футболе называют «жестом Эффенберга».

Тренеру Берти Фогтсу рассказал о его жесте президент Немецкого футбольного союза Эгидиус Браун. «Ночью Фогтс вызвал меня и сказал, что ситуация не в мою пользу. Я пытался было оправдаться, но тренер ничего не хотел слушать о провокациях со стороны болельщиков», - пишет Эффенберг в мемуарах.

За свой проступок хавбек был в тот же день изгнан Фогтсом из сборной Германии и провёл в ней лишь два товарищеских матча четыре года спустя, когда у сборной сменился главный тренер.

После «жест Эффенберга» при разных обстоятельствах повторяли на футбольном многие известные игроки: Дэвид Бэкхем, Криштиану Роналду, Паоло Мальдини, Гари Невилл. Отметился даже нынешний наставник сборной России Фабио Капелло.

Инцидент произошел сразу после домашнего матча чемпионата Испании против «Сарагосы». Уходя в раздевалку, тренер дважды показал средний палец в сторону трибуны с болельщиками «Реала», который он тренировал. Позже Капелло извинился за свой поступок, но подчеркнул, что эти фанаты оскорбляли его с начала сезона.

Бриджит Бардо и собачки

ЧМ-2002. Япония и Южная Корея

Один из скандалов, связанных с чемпионатом мира в Японии и Корее приключился еще до самого турнира и носит скорее комический оттенок.

Известная французская актриса Брижит Бардо, которая является еще и основателем фонда в защиту животных, направила в адрес правительства Южной Кореи обращение с требованием хотя бы на время проведения чемпионата прекратить такое «варварство», как употребление в пищу собак.

Актрису поддержали известные французские артисты, Французская футбольная федерация и президент ФИФА Зепп Блаттер, который в своем письме призвал власти Южной Кореи «быть отзывчивыми к чувствам иностранцев» и прекратить употребление собак в пищу.

Впрочем, вскоре Блаттер дистанцировался от скандала, испугавшись, что благодаря подобным заявлениям может быть поставлено под угрозу проведение чемпионата мира.

Тем временем международные интернет-тролли забросали сайт фонда Брижит Бардо угрозами, оскорблениями и приглашениями на обед с блюдами из собак.

Вскоре конфликт удалось погасить. Президент Южнокорейской футбольной ассоциации и вице-президент ФИФА Чон Мун Чун заявил, что подобная еда является одним из национальных обычаев корейцев, но тем не менее буддизм - религия, которую исповедует большинство жителей Южной Кореи - запрещает убивать даже насекомых.

Чон Мун Чун пообещал также направить в адрес фонда Брижит Бардо видеозаписи, посвященные программам по защите животных в Южной Корее.

Французская актриса не устояла перед корейским шармом и отказалась от своих обвинений в адрес хозяев чемпионата мира.

Корея на прицепе

ЧМ-2002. Япония и Южная Корея

Впрочем, чемпионат в Японии и Корее запомнился всем еще и судейскими скандалами. То, что странам-хозяйкам турнира обычно благоволят арбитры - это уже дело привычное, но то, как судьи «тянули» сборную Кореи, превзошло все ожидания и опасения.

Все началось еще на групповом этапе, в матче с Португалией. В случае поражения хозяева чемпионата, обыгравшие Польшу и сыгравшие вничью с США, могли просто не выйти из группы.

Естественно, этого не произошло, Корейцы победили со счетом 1:0, а из группы не вышли португальцы. Двое португальцев (Бету и Жуан Пинту) в ходе матча были удалены, причём один - после явной симуляции со стороны корейца.

В матче 1/8 финала между Италией и Южной Кореей эквадорский арбитр Байрон Морено уже на 5-й минуте назначил сомнительный пенальти в ворота итальянцев, но кореец не смог переиграть вратаря.

Затем, при счете 1:0 в пользу Италии, не засчитал гол Дамьяно Томмази как забитый из положения «вне игры». Видеозапись между тем опровергает доводы судьи.

На 103-й минуте итальянский нападающий Франческо Тотти споткнулся и упал в штрафной зоне корейцев. Рефери принял падение за симуляцию и немедленно удалил его с поля. Игра завершилась со счетом 2:1 в пользу Южной Кореи.

Судейство в матчах с Кореей на ЧМ-2002

Во время матча 1/4 финала Южная Корея - Испания арбитр из Египта Гамаль Гандур при счете 0:0 не засчитал два гола со стороны Испании.

Сначала не был засчитан удар головой с углового, автором которого был Фернандо Морьентес. Гол не был засчитан потому, что в этот момент якобы кто-то из испанцев схватил за футболку одного из корейских игроков.

Второй гол - Гаиски Мендьеты - судья не засчитал, пояснив, что во время ведения мяч у игрока вышел за заднюю линию, что тоже опровергается видеозаписью. Матч выиграла сборная Южной Кореи по пенальти.

Федерация футбола Испании не стала опротестовывать результаты матча, однако ее председатель на следующий день после игры подал в отставку со своего поста в судейском комитете ФИФА в знак протеста против несправедливой работы судей.

Зидан и Матерацци

ЧМ-2006. Германия

Зидан против Матерацци

Финал чемпионата мира 2006 года, где итальянцам противостояла сборная Франции, стал знаменит в первую очередь благодаря драматичному конфликту Зинедина Зидана и Марко Матерацци.

Итальянский защитник сыграл в нём одну из важнейших ролей: на 7-й минуте за совершённый им фол в ворота итальянцев был назначен пенальти, реализованный Зиданом, но на 19-й минуте сам Марко и сравнял счёт.

А на 110-й минуте спровоцированный им же лидер французов Зидан был удалён из-за нападения на Матерацци. Французский хавбек, в ответ на какую-то реплику итальянца, развернулся и боднул того головой в грудь, за что получил красную карточку.

Зидан так объяснил своё поведение: «Я попросил его прекратить цеплять меня за майку, объяснив, что после окончания матча и так могу ему отдать её. После этого он несколько раз произнёс оскорбления в адрес моих матери и сестры.

Я пробовал не реагировать, но слова порой могут быть более обидными, чем поступки. Его слова глубоко оскорбили меня, и я не сдержался, всё произошло очень быстро». Зидан до сих пор не упоминает конкретных реплик, прозвучавших в тот день.

По мнению всех специалистов, это удаление предрешило исход матча, ведь Зидан был лучшим пенальтистом французов, которые уступили именно в серии послематчевых ударов.

Скандал в сборной Франции

ЧМ-2010. ЮАР

Громким скандалом чемпионата мира в ЮАР стала склока внутри сборной Франции. Сначала, в перерыве матча ЧМ-2010 против Мексики, наставник французов Раймон Доменек высказал свое недовольство действиями форварда Николя Анелька, а в ответ услышал нецензурную брань.

В итоге Анелька не вышел во втором тайме и перестал быть игроком сборной Франции. На следующий день остальные игроки бойкотировали открытую тренировку, покинув ее прямо на глазах прессы и фотографов.

В самом начале открытой тренировки наставник по физической подготовке повздорил с Доменеком. На глазах у журналистов он сорвал с себя бэдж и покинул поле. Ранее у него же приключился едва не дошедший до рукопашной конфликт с Патрисом Эвра. Разнимать их пришлось наставнику французов.

После этого уволился директор команды Жан Луи Валентин. Заявив, что ему стыдно за своих подопечных, он объявил, что не просто слагает с себя полномочия, но и покидает Федерацию футбола Франции.

Президент Саркози направил в ЮАР министра спорта, чтобы стабилизировать обстановку. В итоге, команда вышла на заключительный матч против сборной ЮАР без ведущих футболистов и проиграла.

Тренер Доменек отказался после финального свистка пожать руку своему южноафриканскому коллеге, хотя он тут вообще был ни при чем.

ЗОЛОТАЯ БОГИНЯ

На десятом году Троянской войны ахейцы, наконец, убедились, что взять штурмом Трою они не могут. Оставалось надеяться лишь на хитрость. И на непостоянство богов…

Когда-то Зевс и Афина не скрывали своих симпатий к этому городу. К ним обратился дарданский царь Ил с просьбой дать какой-нибудь знак, правильно ли он выбрал место для основания Илиона. Олимпиец одобрил его решение и сбросил с неба палладий - статую Афины, хранительницы городов. Двухметровую деревянную фигуру вырезала сама богиня в память о дочери Тритона Палладе, которую она по неосторожности погубила.

Статуя хранилась в храме, посвященном Афине, и до тех пор, пока она находилась там, крепостные стены оставались неприступными. Даже суровая дочь Зевса, возненавидевшая троянцев и ревностно помогавшая ахейцам, не в силах была что-либо изменить. Вот если бы палладий исчез из ее святилища, тогда… Тогда она не чувствовала бы себя связанной каким-либо обещанием и прежнее знамение утратило бы свое значение.

Хитроумнейший из греков Одиссей и бесстрашный Диомед, уступавший храбростью лишь Ахиллу, ночью тайком пробрались в лагерь осажденных и унесли статую из храма, лишив тем самым троянцев надежд на спасение.

Об этом прецеденте вряд ли помнил тот, кто похитил в 1966 году из-под носа лондонской полиции Золотую богиню, хозяевами которой в течение 8 лет были бразильские футболисты. Почти двухкилограммовый кубок, отлитый из чистого золота, изготовил в 1946 году французский скульптор, и президент Международной федерации Жюль Риме учредил его в качестве переходящего приза за победу на первенстве мира. Кубок представляет собой фигурку крылатой богини Ники, дочери титана Палланта, сестры Рвения, Упорства, Силы.

Как известно, украденная (но вскоре найденная) Золотая богиня весьма благосклонно отнеслась к похитителям и не захотела покидать английскую землю, изменив прежним кумирам.

Таким же непостоянством отличалась и древнегреческая Ника. Спутница Зевса и Афины, она редко появлялась на Олимпе - ей хватало хлопот на земле. Богиня едва успевала следить за всеми событиями и подчас опаздывала к месту действия, а то и вовсе не появлялась там, где ее ждали. Понимая, что всем все равно не угодишь, она не обижалась на людей, которые сегодня приносили ей жертвы и прославляли, а завтра упрекали в непостоянстве и ветрености. При всем уважении к богам греки, однако, довольно свободно обращались с ними, и суеверия легко уживались с практической трезвостью. Поэтому в Спарте, например, где особенно чтили бога войны Ареса, его деревянную статую попросту заковали в цепи, полагая, что таким образом симпатии грозного олимпийца обеспечены.

Афиняне же, видимо, не считали оковы наилучшей гарантией любви и предпочли более изысканный способ: они возвели храм Бескрылой Победы, решив, что отныне Победа никогда не покинет их. Увы, разочароваться им пришлось очень скоро: храм был построен в годы Пелопоннесской войны (431–404 гг.), которая завершилась сокрушительным поражением Афин, так больше никогда и не оправившихся от этого удара.

Ника не знала отдыха ни в мирное время, ни в военное. Она прилетала на поля сражений, выполняя волю Зевса и еще более неумолимую волю Судьбы. Она не несла ответственности за пролитую кровь: в конце концов, кто виноват, что люди не научились еще решать свои споры без помощи оружия? Утешало ее, правда, то, что обычно вслед за ней спешила богиня мира Ирена, которой на какое-то время удавалось установить согласие между смертными.

Зато в период праздников Ника развивала бурную деятельность. Особенно желанной гостьей она была на юге Греции, в области Элида, где находилось небольшое местечко Олимпия. Здесь когда-то Зевс победил Крона, и в честь этого события его сын Геракл учредил пятидневный праздник, три дня из которого отводились состязаниям-Олимпийским играм.

Все прибывающие на Олимпиаду считались гостями Зевса, и верховный владыка проявлял себя как радушный хозяин.

В Олимпии собирались люди из различных городов, нередко враждовавших друг с другом. Но уже в древнейшие времена (а первые Олимпийские игры произошли в 776 году до нашей эры) этот праздник расценивался как демонстрация единства всех эллинов, независимо от политических противоречий между ними.

Когда специальные глашатаи сообщали гражданам о начале игр (они проводились каждые четыре года с 11-го до 15-го числа летнего месяца, соответствующего у нас июлю-августу), немедленно вступали в силу категорические предписания:

С момента объявления священного месяца игр все враждебные действия должны прекращаться.

Все чужеземцы, вступая на территорию Элиды, обязаны сдавать оружие.

Те, кто попытается напасть на эту территорию, подвергнутся проклятию богов.

Проклятие и штраф будут уделом всякого, кто нападет на путника, направляющегося в Олимпию.

И действительно, в дни праздника в Олимпии все чувствовали себя в полной безопасности. Кроме женщин. Им присутствовать на играх было запрещено: нарушительницу ожидала не очень радостная перспектива быть сброшенной со скалы. Трудно понять греков: может быть, они заботились о душевном спокойствии Зевса, который, как всем было известно, уделял слишком много внимания слабому полу? Но тогда почему запрет касался только замужних женщин и не распространялся на девушек? А возможно, греки просто хотели одинаково угодить и Зевсу и его супруге, которой был посвящен другой праздник - тоже в Олимпии, но на который не допускались мужчины. Правда, эти игры собирали немного участниц, потому что греческим женщинам, а тем более юным спортсменкам, не разрешалось предпринимать длительных самостоятельных путешествий. Программа игр включала лишь забеги на дистанцию, на 1/6 короче мужской. Мысль о том, что женщины способны овладеть другими видами спорта - хотя бы метанием диска, копья, прыжками в длину, очевидно, не казалась грекам такой уж соблазнительной.

Гости Олимпии имели счастье лицезреть Зевса и проникаться сладкой уверенностью, что он следит за каждым их шагом. Они приходили к храмовому алтарю и там, как писал древний поэт,

…знаки просили Зевса подать

на пламенных жертвах, не сообщит ли он людям

премудрое слово…

Здесь же, в храме, стены которого украшали рельефы, изображавшие 12 подвигов Геракла, находилась статуя Зевса, выполненная знаменитым афинским скульптором Фидием и объявленная позднее одним из семи чудес света. Царь богов восседал на троне, держа в одной руке жезл, увенчанный изображением священного орла, а в другой - богиню Нику. На постаменте статуи значилось: «Фидий, сын Хармида, афинянин, создал меня». Огромная статуя (17-метровой высоты!), сделанная из золота и слоновой кости, производила весьма внушительное впечатление.

Сам Зевс выразил Фидию свое удовлетворение.

Рассказывали, что однажды мастер, закончив работу, вошел в храм, где в полумраке светилась гигантская фигура всемогущего бога, и обратился к статуе с просьбой дать какое-нибудь знамение, из которого можно заключить, понравилось ли его творение. И ему был дан недвусмысленный ответ - правда, в несколько своеобразной форме: раздался оглушительный гром, и черный мраморный пол у постамента треснул. Сомневаться в одобрении бога после этого, конечно, не приходилось.

Что же касается смертных, то они разнесли славу об этом произведении по всему свету. «Несчастен тот, кому не довелось повидать его», - говорили в Греции в течение многих веков. А в одной из эпиграмм автор с удивлением вопрошал:

Зевс ли на землю сошел показать тебе, Фидий, свой облик,

Или на небо ты сам видеть его восходил?

Позднее статуя столь же неотразимо действовала на римских императоров, которые доказали свою любовь к искусству, увезя ее в столицу Восточной Римской империи - Константинополь (где она и погибла в V веке во время пожара во дворце).

Изображения Зевса в Олимпии встречались на каждом шагу, а дары ему росли с каждым праздником. Мало того, что ему преподносили обычно 1/10 часть своих трофеев греческие военачальники и 14 сокровищниц разных городов могли бы составить богатейший музей подарков верховному владыке. Зевсу еще регулярно посвящались медные статуи, сделанные на деньги, полученные в качестве штрафа. Дело в том, что жажда победы на Олимпийских играх была столь велика, что нередко спортсмены нарушали правила (часто даже-по взаимной договоренности). И тогда, если обман раскрывался, приходилось извиняться перед богом, который, очевидно, готов был объявить прощение всякому, кто выразит ему свою любовь. Но все же в назидание на одной из таких статуй высекли надпись: «Не деньгами, но быстротой ног и силой приобретается олимпийская победа».

И победу эту расценивали высоко. Победителя венчали лавровой ветвью и венком из оливковых ветвей, которые срезали в священном лесу (этот венок атлет, вернувшись домой, приносил в дар Зевсу!). В родном городе герой игр получал особые привилегии - его освобождали от уплаты налогов, предоставляли право занимать почетные должности. Нередко при въезде победителя неистовые болельщики выламывали часть стены, ибо «город, имеющий таких храбрых и сильных сынов, не нуждается в укреплениях».

Наград удостаивались не только непосредственные участники игр. Честолюбивый племянник Перикла Алкивиад, ставший позднее выдающимся полководцем, добился популярности прежде всего благодаря числу колесниц, которые выставлял на играх. И хотя сам он не выходил на поле стадиона (колесницами управляли специальные возничие), ему, как победителю, оказали величайшие почести, так как он, по словам Плутарха, «блеском и славой превзошел все, что способны были принести эти состязания».

Еврипид посвятил ему торжественную песнь, в которой говорилось: «Тебя хочу воспеть, о сын Клиния! Победа прекрасна. Но несравненно прекраснее то, что выпало тебе, единственному среди эллинов: прийти на колеснице первым, прийти вторым и третьим и с увенчанным оливою челом услышать свое имя из уст громогласного глашатая».

В Афинской пинакотеке, близ Акрополя, еще во II веке нашей эры можно было увидеть картину, изображающую Алкивиада на коленях у богини со знаками побед, одержанных его лошадьми на ристалищах.

Чаще, однако, победителей увековечивали в мраморе или меди: им ставили статуи - как в Олимпии, так и на их родине. При этом считалось, что не только сами герои, но и их изображения находятся под охраной богов. И статуи иногда творили чудеса.

После смерти атлета Феагена его враги на острове Фасосе попытались ночью разбить его изображение. Бронзовая статуя долго терпела, но, в конце концов, и олимпийская выносливость имеет свои пределы: статуя рухнула и задавила одного из злоумышленников. Дети погибшего, не растерявшись, обратились в суд, обвинив ее в убийстве. Поскольку смягчающих обстоятельств не обнаружилось, факты говорили сами за себя, а статуя явно уклонялась от дачи показаний, ее признали виновной и в соответствии с приговором бросили в море. И что же? На остров обрушился неурожай, начался голод. Пришлось вытаскивать статую обратно и вновь водружать на пьедестал.

Феаген был одним из самых прославленных олимпиоников (так именовали победителей игр). На его счету - 1 400 венков, полученных на разных играх, в том числе 6 - олимпийских.

Но не менее известны были и другие атлеты, устанавливавшие невероятные - с нынешней точки зрения - рекорды. Совершенно очевидно, что современным спортсменам, лишенным поддержки Зевса, трудно рассчитывать на подобные успехи.

Леонид Родосский, например, намного превзошел самого знаменитого бегуна XX века Джесси Оуэнса (завоевавшего на Олимпиаде 1936 года четыре золотые медали). Греческий атлет получил за свою спортивную карьеру 12 наград и четыре олимпиады не знал поражений.

Скороход Фидиппид, отправившийся из Афин в Спарту предупредить о вторжении персов (в 490 году до нашей эры), благополучно преодолел за два дня 240 километров!

Аргосец Агей, победив на Олимпийских играх, тут же помчался за 50 километров в родной город сообщить о своем триумфе и ночью вернулся в Элиду, чтобы участвовать в состязаниях следующего дня.

И уж совершенно сказочными кажутся результаты прыгунов в длину. С ними могли бы сейчас соперничать разве что мастера тройного прыжка. Правда, в те времена прыжки совершались под музыку, и атлеты прыгали с гантелями в руках с небольшого возвышения, и все же трудно предположить, что кто-нибудь в ближайшие несколько веков подберется близко к результату Фаилла, достигшего… 16,5 метра! Цифра поистине фантастическая. Но вот спартанец Хион, которого, как предполагают, скульптор Мирон увековечил во всемирно известной статуе «Дискобол», довольствовался более скромным результатом - всего… 16 метров.

Поневоле начнешь верить, что дело не обошлось без вмешательства богини Ники, посланной Зевсом. 293 олимпиады она честно трудилась на знаменитом стадионе, вмещавшем 40 тысяч зрителей, приводя в исступление рьяных болельщиков. И нередко она появлялась не одна, а в сопровождении бога смерти Таната, который отнюдь не ограничивался ролью скромного созерцателя. Иногда схватки атлетов - кулачных бойцов - заканчивались трагически. Еще больший урожай собирал этот мрачный бог на конных состязаниях: в 426 году до нашей эры, например, из 40 наездников в живых остался лишь… один. Нередко его благосклонный взор падал и на трибуны стадиона, и тогда…

Философ Фалес, выдающийся ученый VI века до нашей эры, по преданию, умер во время игры «от жары, жажды и дряхлости».

О мудреце Хилоне писали, что «зрелище победы сына было слишком сильным для старца, и он скончался тут же, на стадионе». Такую смерть считали достаточно почетной, ибо чего можно было еще желать в жизни, после того как твой сын стал олимпиоником?!

Как известно, Олимпийские игры прекратились в конце IV века. Христианская церковь не могла допустить, чтобы душевные и физические силы людей растрачивались столь нерациональным способом. Сокрушив старых богов, она истребляла всякую память о них, уничтожала памятники, запрещала обряды и традиционные праздники.

Понадобилось полторы тысячи лет, чтобы в 1896 году идея Олимпийских игр вновь увлекла - и теперь уже не одних греков, а все человечество. Правда, на этот раз обошлось без Зевса. Но организатор игр француз Пьер де Кубертен достойно заменил забытого бога и вполне заслужил, чтобы его статуя была воздвигнута в Олимпии - среди огромного музея под открытым небом, где хранятся обломки почти двух тысяч произведений искусства, которые не пощадило ни время, ни люди. Но в память о величайшем спортивном празднике древности и поныне, раз в четыре года, на древней земле Олимпии, в священной роще, под лучами солнца вспыхивает факельный огонь, который, как эстафету проносят по земному шару. Его доставляют на стадион олимпийского города к началу праздника, открывающегося парадом участников, среди которых, по традиции, первыми проходят представители Греции - страны, подарившей миру Олимпийские игры.

Из книги Ольги Кошмановой "Золотая баба или заколдованная богиня. Кондинские истории".

Светлая ей память за её труд.

В мире есть много загадок-тайн: египетские пирамиды, Стоунхендж в Англии, лохнесское чудовище в Швейцарии, снежный человек, Бермудский треугольник, летающие тарелки и другие. Одна из подобных тайн- легенда о Золотой бабе.

О ней написано множество статей учеными всего мира. Многие пытаются объяснить этот феномен. Но тайна до сих пор остается не разгаданной, хотя первое письменное сообще-ние в России можно прочитать в первой Софийской летописи от 1398 года. Прошло более 600 лет. Но мы до сих пор ниче-го нового он ей не узнали. И никто точно не знает и не может сказать, быль это или сказка. Была ли, а возможно, и сегодня существует, Золотая баба.

Летописи уверяют, что это древнее божество угорских народов (к которым относится и местное население Конды - вогулы-манси) было«унесено и спрятано в дремучих лесах Конды»

Коренное население Конды хорошо знало и помнило о Сор-ни Най. Хотя никто из коренных жителей никогда не называл ее БАБОЙ. Оказывается, она была для них ЗОЛОТОЙ БОГИНЕЙ - СУРЭНЬ ТОРУМ НЭ! И называть ее бабой считалось большим грехом! И не только. Ни Золотой Богиней, ни Золотой бабой Ее никто никогда не называл! Для посвященных - просто ОНА. А кто не понимал, тому и знать не дано.

Место, где она стояла, находится вдали от реки, у старицы. Рядом с деревней растет многовековой «заверованный» кедрач. Много кедрачей в Конде. Но этот знаменит тем, что он «заверован». Что же это значит? Прежде всего то, что в этом кедраче нельзя брать ни единой шишки. Вот так, стоит кедрач, полон кедровых шишек, но пользоваться им нельзя. Нельзя - и всё тут! Об этом знали все местные жители. И не брали. Соблазн был велик. Те, кто нарушал запрет и брал, рассчитывался за это сво¬им здоровьем. Вблизи деревни много ягодных боров - Мало-Павинский, Болыие-Павинский.

Есть и Старухин бор. И бор этот считается священным. Приходя в него, каждый должен положить дар в определенном месте. Говорят, если пришедший не даст дара и не попросит Хозяйку о помощи, то вообще не выйдет с этого бора. Кроме этого, Хозяйка требует к себе доброго отношения. Нельзя кричать, шуметь, ломать деревья, топтать ягодники, тем более материться. Пришел в гости - веди себя прилично. А вот уходя, не забудь поблагодарить. Это знала вся округа, и строго соблюдала эти правила.

Но самое главное - в этом Старухином бору были рисунки! Многие знают, что рисунки бывают на скалах, в пещерах. А вот рисунки на бору... Что-то про такое не слышали. И вот очередная встреча - и ошеломляющий рассказ Толика. В тот приезд он был очень внимателен. Не только за бором, природой, но и за матерью смотрел. Оказывается, мать, заходя на бор, дает дар Хозяйке. И только после этого разрешает себе и сыну собирать ягоду. На этот раз Толик улизнул от матери и стал ходить по бору. И вот что он там увидел. Действительно, на мху есть рисунки. Точнее, рисунки на ягельном месте. Я же никак не могла понять, как это - рисунки на мху? Толик мне объяснял, но я не понимала.

Ну что тут понимать?! - возмущался Толик. - Рисунки как рисунки, как в любой книге.

Но я представляла сплошной ягельный бор и никак не мог¬ла увидеть рисунков. Наконец Толик, видя мою тупость, просто взял лист бумаги, ручку и нарисовал. И стал объяснять:

Как ты проводишь карандашом или ручкой по чистой бума¬ ге, так и там. Рисунки на ягеле отделяются, разграничиваются полосками земли. А сам ягель дает общую картину. Где надо - растет гуще и ягеля больше, где надо - реже и его меньше. Даже есть цветные рисунки. Они сделаны из разноцветного мха. Надо только смотреть не себе под ноги, а как бы со стороны или вы¬ соты. Мне кажется, там изображены сцены охоты. Есть медведи, собаки, волки и какие-то маленькие зверьки. Правда, я их рассматривал, но понять, кто это, не мог. Надо долго рассматривать, а мне некогда было. Мать заставляла ягоду собирать. Но главное в этих рисунках, на этом бору - ХОЗЯЙКА. Ее-то я рассмотрел очень хорошо. Видно, что это не мужчина-охотник, а женщина! Такое представление, что она за всеми наблюдает или руководит. Интересно, что мне она показалась в мужской шапке, то есть у нее большая голова, как в шапке, а одно ухо шапки, правое, как бы оттопырено. И всё у этой Хозяйки на месте, всё в норме, только ног нет. Точнее, они есть и хорошо обозначены, но только чуть ниже к-лен. Куда идет или куда ушла - неизвестно. Таким был рассказ Толика.

Из расспросов я узнала, что если осенью стопчут и нарушат рисунки, то весной все они, выйдя из-под снега, как бы обновляются. Говорят, что это Хозяйка всё сделала и что она очень строго за этим следит.

Будучи на охоте, мы разговорились о НЕЙ. И тогда кто-то из них предложил сходить и посмотреть на НЕЕ. Я же никогда не верил в ее существование, а поэтому был очень удивлен и даже шокирован таким предложением. Но промолчал, стараясь не выдать своего волнения. К моей радости, мужики согласились! Оказывается, мы охотились близи того места, где находилась ОНА. Через несколько дней пошли. И вот что я увидел. Среди топей находился небольшой островок. С северной и южной стороны он зарос лесом. Точнее, не лесом, а небольшим подлеском. А посреди стояла статуя ЕЕ. Говорят, что она золотая. Да нет, никакая она не золотая! Мне она каменной показалась. Стоит на небольшом постаменте. Видать, давно стоит. Почему? Да у нее все ноги мхом зарос¬ли! Походили мы кругом, посмотрели... Такая она, в рост человека будет. Мне интересно, кто и зачем ее сюда через топи и болота тащил и устанавливал? Мужики тоже ничего толком не знали, но говорили, что их предки в этом деле были замешаны. Вот и всё. Брать оттуда ничего нельзя. Не мы ставили, не нам и брать! После нашего с вами разговора о Золотой Богине мне интересно стало. И я решил под видом охоты еще раз сходить туда. Договорились мы с другом и пошли. Да вот беда - не дошли. Интересно, когда идешь, идешь вроде бы и по ровному месту, но идти трудно, словно в гору. А не дошли мы вот почему. Мы были в маскировочных халатах. Издали заметить нас было трудно. И вдруг среди полного безмолвия мы услышали мужской голос:

Немедленно возвращайтесь туда, откуда пришли От неожиданности мы даже присели. Но послушно повернули лыжи и пошли назад. Когда возвращались, нам казалось, что лыжи сами нас несли - вроде бы как по склону.

Ты всё ищешь ЕЕ... Ну, Золотую Богиню.... А ведь ОНА у нас.

Как у вас? Что значит у вас?

У нас, - совершенно спокойно, так, как будто речь шла о булке хлеба, сказала Екатерина.

Почему молчишь? Почему ничего не говоришь, - тут уж я начала пенять Катерине.

А ты меня не спрашивала, - так же спокойно заявила мне она. И начала моя Катя рассказывать о том, что слышала от ста-риков и чему была свидетелем.

А ведь ЕЕ давно ищут. Много раз приезжали. Всё охотятся за ней. Всё расспрашивали. Да наши договорились: ничего не говорить. Говорили просто: «Ничего не знаем. Никогда ничего не слышали. Это, наверное, не у нас». Тем и отговаривались. Или говорили, что не понимают по-русски. А ведь все старики знали о НЕЙ и нам говорили. Но не прямо говорили, где она, а показывали разные места и называли их по-нашему. Сначала мы, девчонки, стеснялись. А повзрослев, поняли. Наша деревня находилась на берегу озера, которое называлось Экакахертур. Когда мы росли, его уже по-русски называли. Но старики нам передали и то, старое название. «Эка» - на нашем языке означает «старуха», «старая женщина». «Кахер» - «жи-вот», «тур» - «озеро». Вот и выходит, что жили мы на берегу озера под названием «Озеро старухиного живота». Посреди озера есть два небольших круглых островка. Это женские груди. Есть и «голова» - в виде круглого островка. А на нем - всё, как у человека: волосы - это кедрач вековой, есть лоб и глаза - озера. Есть и возвышение - нёл-нос. Есть и лобок сабий - в самом конце озера небольшое возвышение, покрытое мелким кустарником. Старики так и называли его - «бабье место». А всё остальное: руки, ноги - под водой. Руки - это две зечки, что справа и слева в озеро впадают, над ногами - лога водные. Много там всяких чудес происходит! И много всего водится. В озере и логах много рыбы всякой. А летом великое множество прилетной птицы. А в лесах много всякого зверья водится. Поэтому не могли мы бедно жить! Всё всегда у нас было! Только про это, про нашу Богиню, никому никогда никто из наших не рассказывал. Я вот тебе первой про это говорю. И еще скажу, что многое знали только мужики. Бабам ничего не говорили. Но знать давали. Говорили, что мы живем в богатом месте. Но его охранять надо. Так было.

Так вот и шли вслед за змеями. Долго шли. И пришли к щахолке (небольшой островок твердой земли, покрытый лесом). Она такая неприметная издали, можно пройти и не заметить. Когда зашли на эту щахолку, со мной что-то случилось. Я сильно-сильно забоялся... Ветра нет, тишина. Погода хорошая. Солнце светит. А мне страшно. Да так страшно, что я бы убежал куда угодно. И сам не знаю почему. Андрей Иванович, видя такое дело, отвел меня на край щахолки. Мне тут поспокойнее стало

Бывает, - говорит он. - Такое бывает. И со мной поначалу было.. И я отказался идти дальше. Ты что-то плохое думал, что-же так думал. Туда надо с чистыми помыслами, думами идти. Вот она к себе и не допускает. Ладно, оставайся тут. Не вздумай никуда уходить. Всё равно один не выберешься. Дорогу можешь не найти. Да и заплутает тебя ОНА.

Андрей Иванович ушел. Я сидел на краю щахолки. Успокоился и стал осматриваться. И вновь мне показалось странным: ветра нет, а все листочки на деревьях дрожат и шелестят! Да и мне было неспокойно, но уже не так страшно, как в середине щахолки. Андрей Иванович ходил недолго.

Всё хорошо. Теперь можно и возвращаться. Теперь змеи нам не нужны, теперь и без них дорогу найдем

Вечером, во время ужина, дед пригласил меня сходить по этой тропе. По рассказам отца, я знал, куда ведет эта тропа. Было интересно. - Будешь помнить меня всю свою жизнь. Хорошо жить будешь, - говорил мне дед, не то уговаривая, не то приглашая в путешествие.

Змей можешь не бояться. Они все ушли к НЕЙ и теперь будут охранять до весны. Скоро заморозки. А Витькар не может зимой охранять. У НЕЕ всегда не один, а два охранника должны быть. Летом змеи отдыхают, на охрану Витькар становится.

А еще кто? Змеи и водяной - это я понимаю, а кто еще?

Не знаешь? - удивился дед. - Так хозяин лесов и болот. ЕГО сейчас так по-русски зовут. А по-нашему - комполен. А еще старики говорили, что его называли хумполь Егор. Это как бы мужик с того света, не нашего мира, а нижнего, а Егор - так это его имя. Всё как у людей. Вот мы все - люди, и у каждого есть имя. Так и там. И когда надо было, к нему по имени обращались. Одним ОН помогал, другим - нет.

Мы решили завтра с утра пойти по тропе. Глядя на меня, дед говорил, что идти мне будет легко, видимо, имея в виду мой рост и мой вес. Но наше путешествие не состоялось. С вечера всё было тихо и спокойно. А к утру началась снежная метель. Да с таким холодным северным ветром! Естественно, тропу нашу сразу же не стало видно. Да и погода была такая, что лучше и носа из избушки не показывать. Трое суток длилась пурга. На третий день так же внезапно, как началась, она закончилась. - Не захотела ОНА, чтобы еще к ней кто из людей приходил. Вот и не пустила. Давай на будущий год по следу змей пойдем. Тогда ОНА всегда пропускает. По следу пропускает. А так - не всегда. Тогда у НЕЕ надо разрешение просить. Да и чистых людей к ней вести. Плохих не пустит. И не раз такое бывало! Только ты молчи. Никому ничего не говори. Люди, они же всякие бывают. Могут и с тобой что сделать. А так, вроде бы ничего не знаешь, как и не знал.

СКАЗ О СУРЭНЬ НЭ - ЗОЛОТОЙ БОГИНЕ

Давно это было. Очень давно. На берегу теплого ласкового моря жила ослепительной красоты женщина. Не то королева, не то принцесса. И называли ее кто Сурэнь Нэ -Золотой Богиней, кто Сорни Най - огненной женщиной. Многие знатные короли и вельможи сватали ее, а ей полюбилось Красно Солнышко. И чтобы осуществить свою мечту, тайно от всех покинула она свою теплую родину и пошла вслед Солнцу Красному. Долго шла. Не один год, не один век. О том лишь она одна знает. И так до Каменного пояса земли дошла. А Красно Солнышко за те горы ушло и там скрылось. И пошла Сурэнь Нэ дальше, где перед нею равнина бескрайняя открылась. Да только та равнина не твердой землей оказалась, а топкой юэнг-янгой. И пошла Сурэнь Нэ по топям и трясинам. По ее следу реки текли и озера появлялись. Но трудно было идти по зыбучим местам. И стала Сурэнь Нэ срывать и бросать впереди себя куски одежды. А там, где они падали, появлялись суйщахолки - маленькие борки, по ним и шла Сурэнь Нэ. Но и одежда кончилась, и силы ее оставили. А тут и Красно Солнышко на закат пошло. Бросая прощальный взгляд на своего горячо любимое Красно Солнышко, упала Сурэнь Нэ на кондинскиетопи и янги и превратилась в эку - старуху. Да так и осталась на Кондинской земле. Там, где упала Сурэнь Нэ, вместо волос кедрач могучий зеленеет, нос-гора спокойно дышит. Есть и глаза - озера бездонные. А посреди огромного озера, что носит название Экакахертур -озеро старухиного живота, два островка - груди женские возвышаются. Под руками-ногами святые лога и заливы, полные невероятных чудес, образовались. По берегам птицы прилетные гнездятся, по лесам звери водятся. Спит Сурэнь Нэ на Кондинской земле. Спит и надеется, что мы, ныне живущие, помним о ней, знаем, сбережем ее покой и-богатство до лучших времен. А пока - спит.

Амбассадор встретил в интернете информацию о Золотой Богине страны Шуби, с великолепным золотым изображением Золотой Богини, которую никто не может найти. Но на фотографии китайская Золотая Богиня Гуань Инь с жемчужиной в руке, подобную скульптуру Амбассадор видел в китайском монастыре в Паттайе в Таиланде. Остальная информация, часто встречается в интернете, так что это крупица, но золота или песка сложно сказать. Золотая Богиня страны Шуби подтверждение способа мышления людей в древности, создание золотой прародительницы, само собой меняло представление людей о самих себе. Подобная легенда была и у древних славян.
Достоверных сведений о том, где стояла Золотая Богиня, не сохранилось, но все исследователи сходятся во мнении, что искать ее нужно в Южном Приморье вблизи самой высокой горы. Золотая Богиня была наследием страны Шуби. О Шуби сейчас не известно практически ничего, а вот о бохайцах и чжурдженях, к которым перешел Золотая Богиня, известно достаточно много. Очевидно, поэтому легенда говорит о Золотой Богине чжурдженей. По некоторым источникам Золотую Богиню называли Гуфэй. Отлитая из золота статуя в виде женской фигуры была заветной мечтой многих кладоискателей еще сотни лет назад. Священная статуя бесследно исчезла, так же, как и поклоняющийся ему народ. Это побуждает заполнить недостающие знания фантазиями, фантазии сами по себе имеют ценность, они развивают образное восприятие мира.
Согласно преданиям, на Пидане находится несколько пещер, в которых спрятаны бохайские и чжурдженьские сокровища. Как правило, такие клады находятся под "бохайской лягушкой". Лягушка была хранительницей кладов и у чжурдженей и они всегда обрабатывали один из близлежащих камней, придавая ему форму лягушки, тем самым и отмечая место хранения и оберегая его. Примечательно, что ни один из бохайских кладов не найден. Фигура женщины в полный рост, отлитая из золота и украшенная драгоценными камнями, до сих пор находится где-то у Пидана. Вероятнее всего она спрятана в пещере под Пиданом. Ее ищут сотни лет, но безрезультатно, хотя лягушка-хранительница этого клада известна всем. Барон Унгерн, один из посвященных, имел доступ к золоту бохаев. Он посвятил много времени тому, чтобы никто другой не сумел отыскать сокровища. Версии об их нахождении указывают на сотню мест, разделенных тысячами километров. Существует легенда, что Унгерн, собрав несколько кладов, спрятал их вместе, провел над ним бохайский магический ритуал. Эти сокровища, как и казна Азиатской дивизии, спрятаны Унгерном у истоков Амура. Но Золотую Богиню Унгерн не нашел и она по сей день находится в Приморье.
Пржевальский в свое время также искал Золотую Бабу - кумира древнего происхождения, которому поклонялись и бохайцы и чжурчжени. Пржевальский считал, что Золотую Бабу могли вывезти в Тибет. Как известно, Пржевальский проводил экспедиции и в Уссурийском крае, и на Тибете, но никаких источников, говорящих о том, что исследователь приблизился к разгадке местонахождения Золотой Богини, нет.
Вообще Золотую Богиню искали многие известные люди. И большинство из них склонялись к версии о сокрытом золотом идоле на Пидане или вблизи Пидана. Арсеньев искал Золотого идола в окрестностях Пидана. По слухам, Золотую Бабу искал и А.П. Окладников - доктор исторических наук, лауреат Государственной премии, возглавивший в 1953 году Дальневосточную археологическую экспедицию. И, опять-таки по слухам, нашел место, где она могла храниться. О дальнейших событиях легенда умалчивает, поэтому нашел Окладников только место хранения или он видел и саму Золотую Богиню, неизвестно.
Есть сведения, что якобы две статуи, изображавшие богинь, были найдены, и в 90-х годах тайком вывезены в Китай. Во-первых, эти находки не были золотыми, во-вторых, их спрятали сами "счастливчики" для подтверждения легенды. Первая - маленькая мраморная 30-сантиметровая "античная статуя", купленная в магазине Владивостока и спрятанная самим же "нашедшим". Вторая - бронзовая, высотой чуть более 20 сантиметров, купленная там же. Примечательно, что у обеих женщин европейские черты лица. Скульптуры и прятали, и находили для подтверждения версии о том, что Приморье в древности было Атлантидой. Понятно, что к Золотой Богине эти находки никакого отношения не имели и что уж было совсем несерьезно, придумали, что золотыми на них были многочисленные украшения. На мраморной скульптуре, как утверждают, было больше 8 килограммов золота и 31 драгоценный камень. На второй - украшение из монет Месопотамии, Греции, Ближней Азии, Европы. Конечно, эта шутка не имела никакого успеха и была быстро разоблачена, так как прятавшие скульптуры не обратили внимания, что на статуэтках были клейма с датой изготовления.
Так что достоверно известно лишь то, что Золотая Богиня по сей день находится где-то вблизи Пидана и что она до сих пор не найдена.

Рецензии

Вы будете еще 1000 лет искать просто потому что страна Шуби (так же как и маньчжуры) никогда не была на севере Китая (так же как манчжуры никогда не приходили с севера, как убеждают историки).

Маньчжуры пришли и завоевали Китай и в Юго-восточную Азию с запада - из Тибета (Шуби надо искать в том же направлении). Именно поэтому Далай-ламы были самыми почетными гостями в Китае - потому что они были ПОВЕЛИТЕЛЯМИ родины маньчжурских императоров (т.е. Тибета). Так было до императрицы Цыси (она устроила китайский переворот, отстранив тибетцев). Все гробницы "китайских" императоров-маньчжуров расписаны в ТИБЕТСКОМ стиле на ТИБЕТСКОМ языке - НИ ОДНОГО китайского иероглифа в гробницах (наземные храмы не в счет - их "отреставрировали" в эпоху Цыси под китайские)

Читайте книгу Фоменко "Последний путь святого семейства" - многое поймете о Китае. Может быть даже найдете свою статую.

Самое раннее упоминание о золотом идоле встречается в XIII столетии в скандинавской «Саге об Олаве Святом», входящей в составе свода Снорри Стурлусона «Круг Земной». Сага рассказывает, что около 1023 года норвежские викинги во главе со знаменитым Ториром-Собакой отправились в поход в Биармию (Бьярмаланд) – так звалось легендарное государство, раскинувшееся в IX-XII веках в районе Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси его именовали Пермью Великой. Им удалось тайно проникнуть в святилище бьярмов – Йомали, охраняемое шестью шаманами. Там они увидели много сокровищ и большую позолоченную статую. На шее идола была драгоценная цепь, на голове - золотая корона, украшенная двенадцатью различными изображениями. На коленях лежала чаша, наполненная перемешанными с землей серебряными монетами. Викинги набрали с собой столько денег и сокровищ, сколько смогли унести. Напоследок один из них, Карли, отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.

Сведения о культе поклонения Золотой бабе мы находим и в Софийской летописи за 1398 год в связи со смертью епископа Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

В XV веке новгородцы-ушкуйники, побывав в уральских землях с товарами, принесли известия о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому» .

Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, хантов и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местная шаманка попыталась задержать ее, так как считала себя здешней хозяйкой. Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Дерзкая же шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

Якутский эпос описывает медную статую, стоящую посреди непроходимых болот. При приближении врагов она якобы начинала издавать звук, напоминающий стрекот множества сверчков, а также излучала в небо голубое сияние.

У ненцев есть миф о том, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под мерзлой земли встает Солнечная Баба, носящая в своем чреве младенца.

2024 kotmma.ru. Лучший спорт для тебя.