Контроль в физической культуре и спорте. Комплексный контроль в спортивной тренировке - реферат Контроль в спорте и его виды

  • 1.Цели и задачи спортивной тренировки
  • 2.Средства спортивной тренировки
  • Лекция 4 методы спортивной тренировки
  • 1.Общепедагогические методы спортивной тренировки
  • 2. Практические методы спортивной тренировки
  • Лекция 5 закономерности и принципы спортивной тренировки
  • 1.Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • 2. Принципы спортивной тренировки
  • Лекция 6 спортивно-техническая подготовка в спорте
  • 1.Задачи и требования спортивной техники
  • 2. Средства технической подготовки
  • 1) Технические средства:
  • 3.Формирование двигательных умений и навыков
  • Двигательные ошибки
  • Лекция 7 спортивно-тактическая подготовка спортсменов
  • 1.Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики
  • 2.Средства и методы спортивной тактики
  • Лекция 8 физическая подготовка спортсменов
  • 1.Физическая подготовка спортсменов
  • 2.Общая характеристика физических качеств
  • Лекция 9 воспитание силовых способностей
  • 1.Определение понятия «сила». Виды силовых способностей
  • 2.Методика воспитания силовых способностей
  • Лекция 10 воспитание выносливости спортсменов
  • 1.Определение основных понятий выносливости
  • 2.Методика воспитания общей выносливости
  • Лекция 11 воспитание скоростных способностей спортсменов
  • 1.Характеристика основных проявлений быстроты
  • 2.Методика воспитания скоростных способностей
  • 2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
  • 3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).
  • Лекция 12 гибкость и основы методики ее воспитания
  • 1.Характеристика основных проявлений гибкости
  • 2.Методика развития гибкости
  • Лекция 13 двигательно-координационные способности и основы их воспитания
  • 1.Характеристика координационных способностей
  • 2.Задачи развития координационных способностей
  • 3.Методы воспитания координационных способностей
  • Лекция 14 психическая подготовка спортсмена
  • 1. Характеристика психической подготовки спортсмена
  • 2. Классификация средств и методов психической подготовки спортсменов
  • Лекция 15 спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура
  • 1. Структура многолетней подготовки спортсмена
  • 2. Методические положения построения многолетней подготовки спортсмена
  • 3.Этапы подготовки спортсменов
  • Лекция 16
  • 2. Направленность и организация тренировочного занятия
  • 3.Нагрузка в тренировочном занятии
  • Лекция 17 построение микроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика микроцикла
  • 2.Типы микроциклов
  • 3.Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок
  • 4.Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня
  • Лекция 18 построение мезоциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика мезоцикла
  • 2.Типы мезоциклов
  • 3.Сочетание микроциклов в мезоцикле
  • Лекция 19 построение макроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика макроцикла
  • 2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)
  • Лекция 20 отбор и ориентация в спорте
  • 1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»
  • 2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке
  • 1. Характеристика комплексного контроля в спорте
  • 2. Виды контроля
  • 3.Требования к показателям контроля
  • 2. Виды контроля

    Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

    Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенностей спортивной дисциплины.

    Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности. Так, например, в таком простом упражнении как бег на 100 м можно измерить время реакции спринтера, время достижения им максимальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета, горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные , которые и должны измеряться в ходе контроля.

    Контроль за тренировочными воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля , так и для планирования нагрузок.

    Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений.

    Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.

    В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; объем упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показателей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выявить рациональные соотношения между отдельными типами тренировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.

    Контроль за состоянием подготовленности спортсмена . Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

      оценку специальной физической подготовленности;

      оценку технико-тактической подготовленности;

      оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

    Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специальных учебниках.

    Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

    Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.

    Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность. Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

    Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.

    Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника - та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

    Спортивный результат - важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена. В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность - обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

    Оценка тактической подготовленности.

    Контроль за тактической подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за тактическим мышлением, за тактическими действиями (объем тактических приемов, их разносторонность и эффективность использования).

    Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.

    Контроль за факторами внешней среды.

    Для того чтобы принять правильное решение по итогам комплексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды.

    В практике часто случается, что уровень подготовленности спортсмена бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему (команде) показать высокие результаты.

    К таким факторам относятся:

      климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление);

      состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, условия скольжения на льду или снегу);

      качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений;

      поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);

      социально-психологическая обстановка в местах размещения спортсменов;

      объективность судейства;

      продолжительность переездов, условий размещения, питания и отдыха спортсменов.

    В процессе контроля оценивают:

      эффективность соревновательной деятельности;

      уровень развития двигательных качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности;

      возможности отдельных функциональных систем и механизмов, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность;

      реакцию организма спортсмена на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления;

      показатели нагрузки различных структурных образований тренировочного процесса - упражнений, отдельных занятий, микро-, мезо- и макроциклов и т.п.

    Выбор тех или иных показателей зависит от вида контроля и его конкретных задач. В зависимости от этого программа контроля может включать широкий комплекс параметров, позволяющих получить всестороннюю информацию о состоянии спортсмена, его функциональных возможностях или же базироваться на отдельных частных показателях, учет которых может улучшить планирование отдельных компонентов тренировочной нагрузки.

    В настоящее время спорт высших достижений рассматривается как один из экстремальных видов деятельности человека и имеет следующие характерные особенности:

    во-первых, исключительно высокая напряженность соревновательной

    борьбы, возросшая плотность спортивных результатов повысили требования к качеству, стабильности и надежности технического и тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов в условиях соревновательной деятельности;

    во-вторых, повышение требований к уровню специальной физической подготовленности квалифицированных спортсменов обусловливает необходимость поиска эффективных путей совершенствования тренировочного процесса;

    в-третьих, достижение объемов тренировочной нагрузки физиологически предельных величин поставило задачу поиска вариантов, рационального размещения нагрузок различной преимущественной направленности на отдельных этапах годичного тренировочного цикла с целью достижения запланированных срочных и кумулятивных тренировочных эффектов.

    Дальнейшее совершенствование тренировочного процесса квалифицированных спортсменов, предполагающее реализацию индивидуального и дифференцированного подхода в спортивной подготовке, управление тренировочным процессом на основе комплексной оценки и мониторинга состояния спортсменов, минимизацию "педагогических ошибок", разработку сбалансированной системы восстановительных, профилактических и психотерапевтических мероприятий, немыслимо без применения новых наукоемких технологий, основные компоненты которых в настоящее время уже разработаны и доступны для использования. Одними из подобных наукоемких технологий, которые все в большей степени внедряются в практику подготовки спортсменов, являются информационные технологии. В настоящее время на базе современных информационных технологий созданы и используются в системе научно-методического обеспечения подготовки спортсменов следующие разработки:

    автоматизированные диагностические комплексы для оценки и мониторинга состояния спортсменов;

    тренажерно-диагностические стенды для изучения реакций организма спортсмена на модельные нагрузки;

    компьютеризированные комплексы для сбора и анализа информации о технической подготовленности спортсменов;

    системы "виртуальной реальности" для формирования у спортсменов двигательных навыков и умений;

    экспертные системы для планирования тренировочного процесса спортсменов;

    автоматизированные системы для контроля и управления тренировочным процессом спортсменов;

    компьютерные программы для решения задач моделирования и прогнозирования в спорте.

    Следует отметить, что сами по себе автоматизированные информационные системы не решают задач управления тренировочным процессом спортсменов; они лишь служат вспомогательным средством, обеспечивающим этот процесс, реализуя один из важнейших принципов эффективного управления -сбор

    информации об объекте управления.

    Информационные технологии - это совокупность средств и методов, обеспечивающих автоматическую обработку информации и способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности человека. Основу информационных технологий составляют; вычислительная техника, программное обеспечение и развитые средства телекоммуникации

    Автоматизированные диагностические комплексы для оценки и мониторинга состояния спортсменов

    Рассмотрим некоторые подходы к использованию автоматизированных диагностических комплексов, предназначенных для оценки и мониторинга состояния спортсменов, на примере комплекса автоматизированного медицинского освидетельствования "КАМО" и автоматизированной системы "ORTO Expert" (НПП "Живые системы").

    Комплекс автоматизированного медицинского освидетельствования "КАМО" состоит из программной и аппаратной части (рис. 1).

    Рис. 1. "КАМО" Условные обозначения: 1 -персональный компьютер, 2 - клавиатура, 3 - цифро-аналоговый преобразователь, 4 - датчик (фотодиод), 5 - устройство для регистрации зрительно-моторных реакций, 6 - принтер.

    Программная часть представляет собой компьютерную реализацию широко используемых на практике методов психодиагностики, функциональной диагностики (вариационная пульсометрия по Р.М.Баевскому) и методов оценки физической работоспособности человека (проба Апанасенко и PWC-170).

    Аппаратная часть состоит из нескольких устройств: I) цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), который предназначен для обработки сигнала, поступающего с датчика; 2) датчика (оптико-электронной пары), сконструированного в виде клипсы (во время обследования крепится на мочке уха спортсмена), который используется для регистрации показателей сердечного ритма спортсменов; 3) устройства для изучения зрительно-моторных реакций.

    Программная часть "КАМО" включает несколько модулей:

    • 1) модуль настройки режимов печати выходных документов;
    • 2)модуль ввода и редактирования анкетных данных
    • 3)модуль автоматизированной оценки физической работоспособности спортсмена, предполагающий использование функциональной пробы Г.Л.Апанасенко и субмаксимальной пробы PWC-170 с дальнейшим определением показателя МПК (максимальное потребление кислорода);

    психодиагностический модуль "Политест", включающий в себя личностный опросник Айзенка, методику для изучения ситуативной и личностной тревожности (по Спилбергеру - Ханину), методику САН (самочувствие, активность, настроение), методику Шелдона, тест обнаружения стресса, методику Лютера, методику для оценки потребности человека к достижению;

    модуль функциональной диагностики, предполагающий использование модифицированной методики вариационной пульсометрии для изучения особенностей сердечного ритма спортсмена;

    • 6)модуль оценки зрительно-моторных реакций;
    • 7) база данных с возможностью хранения и предварительного анализа результатов комплексного обследования.

    Особый интерес для научных и практических работников представляют методы функциональной диагностики, оригинально реализованные в комплексе "КАМО".

    Для контроля функционального состояния спортсменов используется компьютерная реализация методики вариационной пульсометрии. Это дает возможность оценить состояние организма спортсмена по показателям вегетативного гомеостазиса, взаимодействия симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при управлении деятельностью сердечно - сосудистой системой, а также степени напряжения адаптационных механизмов регуляции сердечного ритма.

    При исследовании состояния сердечно - сосудистой системы регистрируются следующие характеристики сердечного ритма:

    ЧСС (уд/мин) - частота сердечных сокращений, количество кардиоциклов в минуту, является лабильным показателем функционального состояния сердечно - сосудистой; показатель ЧСС зависит от возраста и характеризует степень напряжения функционирования сердечной деятельности;

    М, математическое ожидание (мс) - среднее значение длительности кардиоцикла, характеризует уровень функционирования синусового узла управления сердечной деятельностью (отклонения данного показателя от индивидуальной нормы свидетельствуют о напряженности сердечной деятельности или о наличии патологических нарушений в работе сердца);

    Мо, мода (мс) - показатель, характеризующий наиболее часто встречающееся значение длительности кардиоцикла; мода указывает на наиболее вероятностный уровень функционирования синусового узла (преобладание симпатического или парасимпатического тонуса), характеризует уровень активности гуморальных воздействий регуляции сердечного ритма;

    АМо, амплитуда моды (%) - показатель, характеризующий соотношение количества кардиоциклов со значением моды к объему выборки (количеству кардиоинтервалов); амплитуда моды позволяет оценить уровень активации симпатического отдела вегетативной нервной системы, отражает стабилизирующий (мобилизирующий) эффект централизации управления ритмом сердца;

    • 5)ВР, вариационный размах (мс) - показатель, отражающий степень вариативности значений кардиоинтервалов; вариационный размах характеризует уровень активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы;
    • 6)о (сигма), среднеквадратическое отклонение значений динамического ряда кардиоинтервалов - один из основных показателей вариабельности сердечного ритма; характеризует состояние механизмов регуляции, указывает на суммарный эффект влияния на синусовый узел симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы;

    D, дисперсия значений динамического ряда кардиоинтервалов - показатель, отражающий влияние автономного контура управления деятельностью сердца (влияние блуждающего нерва на функционирование сердца);

    V, коэффициент вариации - показатель вариабельности сердечного ритма (по физиологическому смыслу сходен с показателем о (сигма)); является показателем, нормированным по частоте сердечных сокращений;

    ИН, индекс напряжения - интегральный показатель, характеризующий напряженность сердечной деятельности;

    ВПР, вегетативный показатель ритма - интегральный показатель, характеризующий "вегетативный баланс" с точки зрения оценки активности автономного контура регуляции (чем меньше значение показателя ВПР, тем в большей степени вегетативный баланс смещен в сторону преобладания пара симпатического отдела вегетативной нервной системы;

    НСР, напряженность сердечного ритма - интегральный показатель, характеризующий напряженность сердечной деятельности и влияние на нее внешних факторов различной природы.

    Следует отметить, что существенным преимуществом автоматизированных методов вариационной пульсометрии является возможность количественной оценки особенностей сердечной деятельности спортсменов.

    Экспериментальное обоснование эффективности использования комплекса автоматизированного медицинского освидетельствования "КАМО" осуществлялось в процессе работы по научно-методическому обеспечению подготовки юных и взрослых спортсменов в различных видах спорта (п-300).

    Показано, что наиболее целесообразно использовать комплекс "КАМО" в процессе текущего комплексного контроля состояния спортсменов.

    Автоматизированная система "ORTO Expert", разработанная специалистами НПП "Живые системы", предназначена для оперативной диагностики состояния организма человека. Автоматизированная система "ORTO Expert" включает в себя экспертную систему, которая обеспечивает достаточно высокую точность и надежность оценки состояния человека.

    В спортивной практике автоматизированная система "ORTO Expert"

    может быть использована для определения индивидуального пульсового режима, подбора адекватных состоянию спортсмена физических нагрузок, контроля скорости восстановления организма спортсмена после выполнения физических нагрузок, мониторинга состояния спортсмена в процессе выполнения тренировочных нагрузок, раннего выявления и предупреждения переутомления организма.

    Компьютеризированные тренажерно - диагностические стенды для обеспечения комплексного контроля специальной подготовленности спортсменов.

    Разработка тренажерно-диагностических стендов является одним из перспективных направлений совершенствования системы подготовки квалифицированных спортсменов.

    В настоящее время в научных центрах Российской Федерации разработано и используется в практике подготовки спортсменов различных видов спорта большое количество оригинальных тренажерно-диагностических стендов. Эти разработки в большей степени ориентированы на использование в циклических видах спорта. Рассмотрим основные приемы разработки и использования тренажерно-диагностических стендов на примере многофункционального изокинетического стенда "ТИКИ-1" и гребного эргометра "ИГЛ", разработанных в начале 90-х годов XX века в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте физической культуры.

    Тренажерно-диагностические стенды предназначены для автоматизированного проведения тестирующих процедур в различных режимах, в процессе которых осуществляется сбор, обработка и визуализация информации, регистрируемой датчиками биомеханических параметров.

    Тренажерно-диагностические стенды, созданные на базе гребного эргометра типа "Concept-II" (на примере академической гребли) позволяют реализовать два типа тестирующих процедур:

    с количественным лидированием, которое может осуществляться по темпу или мощности выполнения упражнения;

    с качественным лидированием, которое может осуществляться по визуальной форме кривой динамики любого регистрируемого параметра в цикле движения спортсмена в сравнении с формой модельной кривой.

    Предложен оригинальный алгоритм обработки информации, который позволяет получать "паттерны" любого первичного или производного параметра, каждый из которых представляет собой массив данных, содержащий информацию о типичной динамике параметра в цикле движений. Паттерны рассчитываются на основе множества циклов движений, выполненных на протяжении определенного отрезка времени, так называемом времени усреднения. Многочисленные исследования подтвердили валидность применяемого алгоритма и возможность его применения для оценки количественной и качественной структуры циклических движений спортсмена. Ценность алгоритма получения паттернов заключается в высокой статистической достоверности результатов оценок и критериев, а также в возможности получения такой информации (например, паттернов дисперсии и вариации), которая недоступна при других методах обработки.

    Кроме того, в тренажерно - диагностических стендах реализованы следующие функции:

    автоматизированная калибровка датчиков и сохранение калибровочной информации в специальной базе данных;

    дизайнер тестов - открытое для пользователя средство управления алгоритмом выполнения тестовой процедуры (продолжительность, интенсивность, лидирование и др.);

    набор функций для просмотра, редактирования и воспроизведения записанной с датчиков первичной информации;

    4) механизм получения и визуализации информации о динамике отдельных параметров (мощность, ЧСС и др.) на протяжении теста (от цикла к циклу);

    первичный анализ полученных паттернов в графической или текстовой форме;

    просмотр циклически движущейся анимационной картинки, отражающей типичный характер движений спортсмена на основе полученных паттернов;

    экспорт паттернов для финального анализа в любых базах данных или электронных таблицах;

    8) встроенный макроязык для получения производных паттернов и количественных критериев на основе первичных паттернов;

    набор функций для установки, просмотра и редактирования модельных паттернов, используемых для выполнения тестов с применением качественного лидирования.

    Компьютеризированный комплексный контроль специальной подготовленности спортсменов с использованием тренажерно-диагностнческих стендов (на примере академической гребли)

    Контроль функциональной подготовленности спортсменов осуществляется с использованием стандартного гребного эргометра "Concept-H", который модернизирован путем добавления датчиков усилия на рукоятке и ее перемещения. Информация вводится в компьютер, обрабатывается и на монитор выводится информация о темпе и мощности гребли.

    Процедура тестирования представляет собой модификацию ступенчато-возрастающей методики Конкони и состоит из 10 отрезков по 1 минуте; мощность гребли на первом отрезке равна 180 Вт и повышается на 30 Вт на каждой ступени нагрузки.

    Контроль физической подготовленности спортсменов. Для тестирования и тренировки специальных силовых качеств, локальной и региональной работоспособности гребцов используется многофункциональный изокинетический стенд "ТИКИ-l", который содержит специальный электронно - тиристорный нагрузочный блок, обеспечивающий изокинетический режим работы. Процедура тестирования состоит из пяти попыток по 1 минуте для каждого сегмента тела: ног, туловища и рук, разделенных 10-15 минутным интервалом отдыха. Регламентируемые скорости выполнения движения следующие: 0,1; 0,2; 0,4; 0,7 и 1,0 м/с; используется случайный порядок чередования скоростей для каждого спортсмена.

    Контроль технической подготовленности спортсменов. Для контроля технической подготовленности гребцов разработаны и используются несколько устройств, с достаточной степенью точности воспроизводящих биомеханические условия гребли в реальной лодке: гребной бассейн с подвижными рабочими местами и гребной эргометр "ИГЛ-1".

    Гребной эргометр "ИГЛ-1" оборудован датчиками, регистрирующими следующие механические параметры движений спортсмена: три параметра усилий (на рукоятке, на подножке и усилие возвратного амортизатора, имитирующего сопротивление воды движению лодки); три параметра перемещений (рукоятки, верхней части туловища и подвижного сидения), а также ускорение снаряда. Тестирующая процедура состоит из трех упражнений продолжительностью одна минута (интервал отдыха - до восстановления).

    Контроль психомоторного статуса спортсменов. Оценка психомоторного статуса осуществляется на трех уровнях: осознаваемом (самооценка состояния), двигательном (моторика) и вегетативном. Для оценки состояния спортсменов используется компьютеризированный вариант унифицированного комплекса методов, в состав которого входят следующие блоки:

    • 1) блок оценки состояния психики (тест на ситуативную тревожность по Спилбергеру - Ханину, тест Люшера и др.);
    • 2) блок оценки показателей моторики (теппинг-тест, время простой и сложных двигательных реакций, динамическая и кинематическая точность и др.)

    Методика автоматизированной обработки информации. Информация с датчиков вводится в персональный компьютер через аналого-цифровой преобразователь и обрабатывается по специально разработанным программам, основу которых составил алгоритм получения паттернов биомеханических параметров циклических движений спортсмена.

    Экспериментальная апробация эффективности использования тренажерно - диагностических стендов осуществлялась в процессе научно-методического обеспечения подготовки квалифицированных гребцов. Показано, что использование стендов позволяет получить интересную и важную научную информацию.

    В процессе исследований установлено, что оптимизацию техники гребли следует осуществлять с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и условий внешней среды с учетом того, что, во-первых, движения спортсмена должны быть непрерывны (одновершинность всех кривых усилий, скоростей и мощностей); во-вторых, специальные упражнения должны соответствовать режимам работы основных мышечных групп в условиях соревновательной деятельности по их динамическим, кинематическим и энергетическим параметрам; в-третьих, должна соблюдаться последовательность включения в работу сегментов от более близких к более дальним от опоры (ноги, туловище, руки).

    Экспертные системы для планирования тренировочного процесса спортсменов

    Одним из перспективных направлений совершенствования системы подготовки спортсменов является использование экспертных систем для повышения эффективности планирования, программирования и управления тренировочным процессом.

    Под экспертными системами понимаются сложные программные комплексы, в формализованном виде аккумулирующие знания экспертов (высококвалифицированных специалистов в конкретных предметных областях) и используемые для разработки управленческого решения на основе анализа исходных данных. Экспертные системы относятся к системам искусственного интеллекта.

    функции представления и обработки данных, обеспечивающие выполнение таких процедур, как накопление знаний в предметной области, классификация знаний по критерию прагматической полезности и непротиворечивости, структурирование знаний в направлении их использования в конкретной области, автоматическая поддержка базы знаний при ее пополнении, получение и обработка знаний от нескольких экспертов;

    функции анализа данных и рассуждения, обеспечивающие выполнение таких процедур, как инициализация процессов получения новых знаний, соотнесение новых знаний со старыми, пополнение знаний с помощью логического анализа, отражающего закономерности в предметной области и накопленных знаниях, обобщение знаний на основании более частных знаний, логического планирования деятельности, подготовку заключения на основе рассуждения по аналогии и т.п.;

    Функции диалогового общения с пользователем, обеспечивающие выполнение таких процедур, как общение на естественном языке, обучение, адаптация в процессе взаимодействия со специалистами, введения знаний о целях и возможностях пользователя, формирования по запросу пользователя объяснений типа "как это сделано", документирование информации в удобной для пользователя форме. Основными отличительными свойствами экспертных систем являются: во-первых, возможность накопления знаний экспертов (специалистов высокой квалификации) и, во-вторых, возможность использования этих знаний практическими работниками (пользователями экспертных систем).

    Обобщенная структура экспертной системы включает следующие компоненты:

    • 1) интерфейс пользователя;
    • 2) база данных (формируемая пользователем);
    • 3) база знаний (ядро экспертной системы, которое аккумулирует совокупность знаний высококвалифицированных специалистов);
    • 4) алгоритм обработки эмпирических данных ("решатель" - программа,

    которая моделирует процесс анализа данных (хранимых в базе данных) на основании знаний экспертов (хранимых в базе знаний));

    5) интеллектуальный редактор базы знаний (программа, создаваемая инженером по знаниям и реализующая алгоритм обработки данных в диалоговом режиме).

    Функциональным организационным принципом разработки экспертных систем является разделение баз данных, баз знаний и механизма логического вывода, что позволяет добавлять в экспертную систему новые данные, знания и отношения, делая систему все более гибкой по отношению к классу решаемых задач (обучаемой) и более дружественной по отношению к пользователю.

    Экспертная система "Бег". Для решения задач планирования тренировочного процесса спортсменов в научно-исследовательском институте информационных технологий Московской государственной академии физической культуры разработана экспертная система "Бег" (автор проекта -Л.А.Хасин). Экспертная система "Бег" позволяет осуществлять планирование тренировки бегунов на средние дистанции (800 и 1500м) сроком до двух месяцев для общеподготовительного и предсоревновательного этапов подготовки.

    В экспертной системе "Бег" заложена возможность использования пяти видов нагрузки, классифицированных авторами следующим образом:

    • 1) равномерно-длительный бег;
    • 2) повторная мягкая работа;
    • 3) повторная жесткая работа;
    • 4) скоростная работа;
    • 5) специальная работа.

    Для более тщательного учета направленности воздействия на морфофункциональные системы спортсмена авторами предлагается использовать различные методы, на основе которых разработаны десять типов тренировки. База данных экспертной системы "Бег" насчитывает более 3000 упражнений.

    В процессе разработки алгоритма работы экспертной системы авторы базировались на "принципе равномерности", суть которого состоит в том, что, во-первых, все "большие" тренировки распределяются равномерно; во-вторых, "большие" тренировки каждого типа распределяются равномерно; в-третьих, "средние", "малые" тренировки и дни отдыха распределяются таким образом, чтобы минимизировать колебания генеральной нагрузки за любые одинаковые периоды тренировочного цикла; в-четвертых, "средние" тренировки всех типов распределяются таким образом, чтобы минимизировать колебания каждого типа нагрузки за любые одинаковые периоды тренировочного цикла.

    Задача планирования тренировочного процесса сводится к последовательному выполнению пяти частных подзадач:

    • 1) расстановка тренировок различных типов по дням тренировочного цикла;
    • 2) выбор "цепочек" работ;
    • 3) выбор методов тренировки;
    • 4) расстановка методов тренировки;
    • 5) выбор упражнений.

    Экспериментальная оценка эффективности использования экспертной системы "Бег" осуществлялась в процессе подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции.

    Экспертная система "АКСОН". Для решения задач планирования физической подготовки в прыжковых видах легкой атлетики разработана экспертная система "АКСОН". Базу знаний экспертной системы "АКСОН" составляют сведения из общей, спортивной и возрастной физиологии, спортивной анатомии и морфологии, биохимии, спортивной медицины, теории и методики физической подготовки, разделов дисциплины "Легкая атлетика". Базу данных составляют результаты сильнейших спортсменов России. В блоке планирования экспертная система опрашивает пользователя о сроках соревнований в будущем спортивном сезоне и предлагает пользователю один из вариантов планирования тренировочной нагрузки на годичный цикл и ее распределение на первом этапе годичного цикла. Пользователь имеет возможность внести свои предложения по объему и распределению тренировочной нагрузки, если они не противоречат логике системы.

    Таким образом, разработка экспертных систем с целью научно-методического обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов является важной и интересной научной проблемой, хотя и достаточно сложной для реализации

    Автоматизированные системы для контроля и управления тренировочным процессом спортсменов

    Повышение эффективности управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной подготовки.

    Важнейшим элементом системы управления подготовкой спортсменов является комплексный контроль, под которым понимается совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов.

    Комплексный контроль в спорте предусматривает практическую реализацию различных видов контроля (этапного, текущего, оперативного), применяемого в структурных звеньях тренировочного процесса (годичный цикл, мезоцикл, микроцикл, отдельные занятия) для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена и его динамике с целью управления процессом спортивной подготовки.

    В настоящее время хорошо разработаны: система контроля тренировочных и соревновательных нагрузок, теория и методика педагогического контроля в спорте, система комплексного контроля в отдельных циклических видах спорта; основы управления подготовкой юных спортсменов.

    Вместе с тем, бурный прогресс в спорте, характеризующийся исключительно высокой напряженностью соревновательной борьбы, возросшей плотностью спортивных результатов, достижением объемов тренировочных нагрузок предельных величин, свидетельствует о возрастании сложности в обеспечении двигательной деятельности спортсменов.

    Это предъявляет повышенные требования к организации мероприятий по обеспечению комплексного контроля и управления тренировочным процессом, определяет необходимость разработки новых средств, методов и технологий, позволяющих тренеру получить и обработать большой объем разнообразной информации, оперативно принять управляющее решение.

    Тренировочный процесс квалифицированных спортсменов все в большей степени начинает приобретать характер научно-практического поиска, требуя научно обоснованного подхода к организации и планированию спортивной подготовки, к использованию достижений науки и техники для получения и анализа информации о деятельности спортсменов.

    По мнению ведущих специалистов в области теории и методики спортивной тренировки, одним из перспективных направлений совершенствования системы подготовки спортсменов является разработка и практическая реализация новых, высокоэффективных средств, методов, технологий комплексного контроля и управления тренировочным процессом.

    Возрастающее значение методологии комплексного контроля подготовленности спортсменов и управления тренировочным процессом обусловлено многими характерными для современного спорта причинами, среди которых: значительное усложнение системы подготовки спортсменов; отставание качества комплексного контроля от требований по организации спортивной тренировки как управляемого процесса; увеличение числа измеряемых показателей, регистрируемых в процессе тренировок и соревнований; повышение требований к метрологическому обеспечению сбора и анализа информации о подготовленности и готовности спортсменов.

    По мнению В.А.Булкина, существуют две принципиальные возможности по упорядочиванию большого объема необходимой для принятия решения информации:

    во-первых, выявление основных, наиболее существенных, ключевых положений организации системы для принятия управляющего решения с последующей детализацией на иерархически менее значимые компоненты;

    во-вторых, широкое применение в процессе принятия решения современных информационных технологий, разработанных на основе использования достижений современной вычислительной техники.

    Внедрение современных информационных технологий в систему научно-методического обеспечения подготовки спортсменов нашло свое отражение в виде разработки разнообразных психодиагностических методик, автоматизированных методов функциональной диагностики, тренажерно - диагностических стендов, программ для имитационного моделирования процессов кратковременной и долговременной адаптации организма, экспертных систем.

    Вместе с тем, следует отметить, что многие вопросы по разработке и использованию информационных технологий в спорте требуют более четкого научного обоснования и экспериментальной апробации. В значительной степени это объясняется сложностью и противоречивостью специфических задач спорта (объект исследования - живой организм), что не всегда позволяет формализовать процесс обработки информации.

    Проблему совершенствования системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов на основе использования информационных технологий следует рассматривать в нескольких аспектах: теоретико-методическом, техническом и информационном.

    Теоретико-методические аспекты системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов. Оптимизация управления сложными системами, к которым относится и спортивная тренировка, предполагает реализацию принципа обратной связи, при этом средством получения информации является комплексный контроль. Объективизация управления тренировочным процессом может быть достигнута при получении большого объема информации об индивидуальных особенностях и различных сторонах подготовленности спортсменов. Все виды комплексного контроля (этапного, текущего и оперативного) должны основываться на учете специфики двигательной деятельности спортсмена при решении конкретных прикладных задач.

    Управление тренировочным процессом предполагает наличие информации о педагогических воздействиях, осуществляемых в процессе спортивной тренировки. Педагогические воздействия должны быть адекватны планируемым изменениям в состоянии функций организма спортсменов, что, в конечном счете, определяет эффективность тренировочного процесса и успешность соревновательной деятельности. Основой для планирования педагогических воздействий, программирования тренировочного процесса является информация, полученная в процессе комплексного контроля.

    Технические аспекты системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов. Одной из тенденций развития современного общества является автоматизация человеческой деятельности, предполагающая использование достижений науки и техники. В связи с этим, разработка новых средств, методов, методик и технологий, базирующихся на современных достижениях вычислительной техники, является одним из важнейших и наиболее перспективных направлений совершенствования системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов.

    Информационные аспекты системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов. Автоматизация человеческой деятельности нашла свое отражение и в автоматизации методов научных исследований: появилось новое методологическое направление - компьютерная диагностика.

    Несмотря на то, что использование информационных технологий в процессе проведения научных экспериментов предъявляет к исследователям требования к уровню их технологической подготовленности, резко возросла информационная составляющая научно-исследовательской деятельности. Следует отметить, что использование информационных технологий в системе комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов позволяет, во-первых, обеспечить выполнение метрологических требований к проведению эксперимента, повысить содержательную валидность методик; во-вторых, значительно сократить временные затраты на проведение исследований; в-третьих, резко повысить возможность дальнейшего применения методов многомерного математического анализа данных.

    Проблема автоматизации процесса комплексного контроля и управления тренировочным процессом спортсменов, являясь очень важной задачей совершенствования системы подготовки спортсменов, была сформулирована исследователями достаточно давно.

    И хотя к настоящему времени создано большое количество оригинальных программно-аппаратных систем и комплексов, позволяющих решить отдельные задачи комплексного контроля состояния спортсменов и управления тренировочным процессом, проблема автоматизации системы комплексного контроля и управления в спорте продолжает оставаться актуальной.

    Комплексный контроль является важным компонентом системы управления тренировочным процессом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что ни одна задача управления не может быть решена без наличия достоверной информации о состоянии объекта управления (в спорте - информации о состоянии спортсмена в экстремальных условиях двигательной деятельности). Иначе говоря, комплексный контроль является звеном, замыкающим канал обратной связи и обеспечивающим получение информации о состоянии объекта управления, важнейшим компонентом, без которого система управления становится разомкнутой, а, следовательно, невозможна ее эффективная работа.

    Ученые и практические работники народного хозяйства в тесном творческом содружестве планомерно выполняют поставленную XXV съездом КПСС задачу - ускорить темпы научно-технического прогресса.
    Применение многочисленных технических средств, современных тренажеров, использование новейших данных многих смежных наук дает возможность в значительной степени корректировать современные представления науки о физической культуре и возможностях человеческого организма.

    Появление новых приборов и методик позволяет превратить места занятий в научные лаборатории, влияет на улучшение научно-педагогического и материально-технического обеспечения физкультурного движения. Происходит коренное изменение взглядов на использование средств физического воспитания в зависимости от возраста, пола, условий жизни. Создаются необходимые условия для укрепления союза науки и практики, для соединения возможностей научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства.
    Можно с уверенностью говорить о том, что результаты научно-технической революции успешно проникли вовсе сферы человеческой жизни. В наши дни успехи биологии, медицины, физической культуры все больше и больше связываются с развитием различных технических средств. Радиоэлектроника, радиотелеметрия стали одними из основных исследовательских и контрольных методов при наблюдениях за состоянием человека во время интенсивного труда, в период тренировки или соревнований. Для этого ученые и инженеры разработали много систем радио- и телевизионных средств, регистрирующих физиологические функции организма и передающих информацию на различные расстояния.
    Современные требования заставляют создавать миниатюрные и экономичные радиопередатчики, разрабатывать малогабаритную устойчивую к помехам, многоканальную радиотелеметрическую аппаратуру, способную давать максимальный объем информации о состоянии человека при выполнении различных видов деятельности. Подобные приборы используются, например, на космических кораблях. Они применяются и в спорте. Советские спортсмены-велосипедисты, впервые получившие золотые медали в командной гонке на 100 км на первенстве мира в Англии в 1970 г. и на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г., в значительной степени своими успехами обязаны научному обеспечению тренировок с использованием радиотелеметрических устройств.
    Все большее и большее значение придается обработке получаемой информации на вычислительных машинах с использованием эффективных диагностических алгоритмов. В качестве простейшего кодирования физиологической информации используется кардиофон, преобразующий теле электрокардиограмму в звуковые сигналы. Достаточно широкое распространение получили телеметрические устройства ближнего радиуса действия для передачи физиологической информации из полостей тела - эндорадиозондометрия.
    Достижения спортивной медицины тесно связаны с дальнейшим развитием биологической радиотелеметрии, с созданием надежных систем врачебного контроля и медицинского обследования спортсменов. Решение основных технических проблем передачи биоинформации направлено на снижение веса и габаритов датчиков, повышение экономичности и надежности работы аппаратуры. Все это создает предпосылки для более широкого использования таких методов в спортивной практике, для создания на стадионах радиотелеметрических лабораторий, которые с успехом будут решать сложные задачи.
    Применение миниатюрных биотелеметрических датчиков для наблюдения за спортсменами во время тренировок и соревнований значительно раздвигает возможности тренера и дает в руки спортивного врача методы объективной оценки состояния человека, находящегося на значительном расстоянии от исследователя.
    Исследованию механизмов биологических реакций на тренировочную нагрузку, повышению требований к сбору и обработке информации сейчас придается очень большое значение. Регистрация двигательных актов, электроплетизмография, исследования энерго-обмена, деятельности эндокринной системы, пищеварения, психофизиологическая характеристика спортсмена, биологическое управление - вот неполный перечень проблем, стоящих сейчас перед наукой. Давно прошла пора кустарных методов обработки получаемой информации, все шире применяется специальная аппаратура, дающая тренеру и педагогу обширные данные о сдвигах в организме человека под влиянием физических упражнений.
    Современные научные приборы, усилители, осциллографы, динамографические устройства являются необходимым оснащением исследований, обусловливающим дальнейшие успехи научной мысли. В области физической культуры все больше используются электронные приборы, определяющие основные параметры спортивных движений, приборы экспериментальной психологии спорта, экспериментальной физиологии и спортивной медицины. Сложная аппаратура недавнего прошлого входит в повседневную практику. Сейчас уже широко применяется надежная радиотелеметрическая аппаратура системы «Спорт», позволяющая получать необходимую медикобиологическую информацию для педагогического использования.
    В выступлениях советских спортсменов на олимпийских играх в Мюнхене, Инсбруке и Монреале немалая заслуга советских ученых, врачей, тренеров. Обширная срочная информация о биологических процессах, происходящих в организме человека под влиянием занятий физической культурой и спортом, позволяет тренеру и преподавателю делать учебно-тренировочную работу научно управляемой, более точно вести спортсмена к высокому результату, а занимающегося физическими упражнениями- к укреплению здоровья и творческому долголетию.
    Современные технические средства и инструментальные методы контроля используются в учебно-тренировочном процессе во многих видах спорта. Применяется и контроль за работоспособностью спортсменов с помощью различных тестов.
    Данные, полученные в ходе научных исследований, позволяют утверждать, что современные технические средства являются одним из важнейших факторов, способных существенно повысить эффективность обучения. Использование инструментальных методов контроля за качеством усвоения учебного материала дает возможность лучше изучить индивидуальные особенности занимающихся. Достижения научно-технического прогресса создают предпосылки для качественного улучшения учебно-тренировочного процесса в спорте и физическом воспитании.

    Министерство образования и науки Украины

    Открытый международный университет развития человека “Украина”

    Горловский филиал

    Кафедра физической реабилитации

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: Теория и методика физического воспитания

    ТЕМА: ”Комплексный контроль в спортивной тренировке

    Выполнил:

    студент 2-го курса группы ФР-06

    дневного отделения

    факультета “Физическая реабилитация”

    Васькин Константин Евгеньевич

    ВВЕДЕНИЕ

    Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся.

    Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путём решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

    Информация, которая является результатом решения частных задач контроля, реализуется в процессе принятия управленческих решений, используемых для оптимизации структуры и содержания процесса подготовки, а также соревновательной деятельности спортсменов.

    Предметом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.

    Разновидности комплексного контроля

    В практике спорта принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный , каждый из которых увязывается с соответствующим типом состояний спортсменов (табл.1.1).

    Таблица 1.1Основные термины и понятия, используемые при контроле за подготовкой спортсменов(В.М.Зациорский, 1979)

    Термин/понятие

    Значение термина

    Пояснения к термину, в частности способ измерения или оценки
    1. Состояние спортсмена и модельные характеристики

    1.1 Состояние спортсмена

    1.2 Оперативное состояние.

    1.3 Оперативная готовность.

    1.4 Текущее состояние.

    1.5 Текущая готовность

    1.6 Этапное состояние

    1.7 Подготовленность спортсмена

    1.8 Тренированность

    1.9 Модельные характеристики спортсмена

    1.10 Этапные модельные характеристики

    Уровень морфофункциональных свойств спортсмена, определяющих его возможности к демонстрации спортивных достижений. В идеале характеризуется максимально возможным набором признаков, зарегистрированных в какой-либо период времени

    Быстро изменяющееся состояние, в частности под влиянием однократного сеанса физических упражнений

    Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

    Состояние, изменяющееся ото дня ко дню в пределах одного или нескольких тренировочных микроциклов

    Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

    Состояние, сохраняющееся длительное время (не менее одного месяца)

    Комплексная характеристика этапного (перманентного) состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений в ближайшие месяцы

    Одна из сторон подготовленности спортсмена, характеризуемая степенью его приспособленности к трениро- вочным или тестирующим нагрузкам.

    Идеальные характеристики состояния, в котором могут быть показаны результаты, соответствующие высшим мировым достижениям

    Идеальные показатели состояния спортсмена на отдельных этапах подготовки.

    Комплексное измерение максимально возможного числа признаков.

    Измерения, проведенные во время выполнения тренировочных или соревновательных упражнений, или непосредственно после окончания

    Спортивный результат, показанный в данном состоянии, а также косвенные измерения, оценивающие потенциальную возможность демонстрации высокого спортивного результата

    Результаты измерений, проведенных ежедневно либо в каждом микроцикле

    Измерения, проведенные за несколько дней до старта, в котором был показан результат

    Измерения на отдельных этапах тренировки

    Измерения на отдельных этапах тренировки, контрольные соревнования

    Измерение физиологических реакций организма или выполнение определенных (желательно стандартных) тренировочных или тестирующих нагрузок

    Прогнозирование, а также данные наблюдений прежних лет

    Состояние спортсмена в мае или сентябре, состояние после пробегания дистанции 1000 м за 3 мин и т.п.

    Состояние пловца на определенном метре дистанции или через 10 мин после заплыва и т.п.

    Состояние в момент, непосредственно предшествующий старту, в котором был показан рекордный результат

    Состояние на следующий день после тренировочного занятия, соревнования или дня отдыха

    Состояние за одну неделю до достижения рекордного результата

    Состояние в конце подготовительного периода тренировки

    Уровень подготовленности в конце подготовительного периода тренировки

    Измерение ЧСС после преодоления дистанции в заданное время

    Вероятные характеристики будущего рекордсмена мира в беге на 800 м, например величина МПК или максимальная скорость бега

    Величина МПК, которой должны достичь конькобежцы в сентябре, чтобы иметь возможность продемонстрировать рекордные результаты в зимние месяцы

    2. Тренировочные эффекты

    2.1 Срочный тренировочный эффект

    2.2 Отставленный тренировочный эффект

    2.3 Кумулятивный тренировочный эффект

    2.4 Частный тренировочный эффект

    Изменения, наступающие в организме спортсмена во время тренировочного или соревновательного упражнения либо непосредственно после их окончания

    Изменения, наступающие в организме на следующий день после выполнения тренировочного или соревновательного упражнения

    Изменения, наступающие в организме в результате суммирования следов многих тренировочных занятий

    Тренировочный эффект вызываемый отдельным тренировочным средством

    Измерения, проводимые на тренировочном занятии или соревновании либо сразу после их окончания

    Измерения, проводимые на следующий день после тренировочного занятия или соревнования

    Комплексные измерения, проведенные в один из периодов подготовки

    Может быть измерен путем сравнения тренировочных эффектов, вызываемых разным набором тренировочных средств

    Изменение ЧСС на финише бега; содержание лактатов крови или сдвиг рН после забега и т.п

    Изменения подготовленности спортсмена в сентябре по сравнению с его подготовленностью в июне

    Тренировочный эффект, вызванный выполнением новых тренировочных упражнений

    3. Разновидности контроля

    3.1 Контроль за подготовкой спортсмена (команды)

    3.2 Комплексный контроль

    3.3 Педагогический контроль

    3.4 Биомеханический контроль

    3.5 Оперативный контроль

    3.6 Текущий контроль

    3.7 Этапный контроль

    3.8 Ежемесячное обследование

    3.9 Этапные комплексные обследования

    3.10 Углублённые медицинские обследования

    Сбор, оценивание и анализ информации о состоянии спортсмена в процессе его подготовки

    Контроль за состоянием спортсмена, осуществляемый специалистами различного профиля (педагогами, врачами, биохимиками, физиолога ми и др.)

    Контроль, осуществляемый тренером, а также исследователем-педагогом

    Контроль за двигательной активностью спортсмена, в частности техникой выполнения соревновательных и тренировочных упражнений

    Контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности его оперативной готовностью

    Контроль за текущим состоянием спортсмена, в частности его текущей готовностью

    Контроль за перманентным состоянием спортсмена, в частности его подготовленностью

    Разновидность этапного контроля; проводится каждый месяц

    Разновидность этапного контроля; проводится на отдельных этапах подготовки и имеет целью комплексную проверку подготовленности спортсменов

    Разновидность этапного контроля. Характеризуется привлечением медицинских специалистов разного профиля и нацеленностью не только на оценку подготовленности, но и на контроль за состоянием здоровья спортсмена

    Контроль понимается как полостная деятельность, включающая не только сбор необходимых сведений, но и их сопоставление с имеющимися данными (планами, контрольными показателями, нормами), и последующий анализ

    Имеет целью разно-

    стороннюю проверку состояния спортсмена. В зависимости от направленности отдельных сторон контроля и профиля специалистов выделяют педагогический, врачебный, биохимический и др.

    виды контроля

    Педагогический контроль включает контроль за:

    2) состоянием спорт смена;

    3)спортивной техникой и тактикой;

    4)спортивными результатами и ведением спортсмена на соревнованиях

    Рассматривается как составная часть педагогического контроля, но может проводиться с привлечением специлистов-биомехаников

    Экспресс-оценка того состояния, в котором в данные минуты находится спортсмен

    Измерения, проводимые ежедневно либо один раз в несколько дней.

    Измерения, проводимые на отдельных этапах тренировки

    Ежемесячные измерения

    Измерения на отдельных этапах подготовки

    Комплексное медицинское освидетельствование спортсменов

    Контроль за состоянием спортсмена включает: тестирование спортсмена (сбор информации); сравнение полученных данных с имеющимися (оценивание); вынесение заключения о состоянии спортсмена, соответствия плану и т.п. (анализ)

    Этапное комплексное обследование спортсмена

    Контроль за перечисленными показателями, который проводит тренер, его помощники, а также сотрудники комплексных научных групп (КНГ)

    Регистрация времени по отрезкам дистанции, длины и частоты шагов, внутрицикловых колебаний скорости, силы отталкивания или гребка в видах спорта циклического характера

    Измерение ЧСС для определения готовности спортсмена к очередному забегу.

    Текущий (ежедневный) контроль за массой тела

    Этапные комплексные обследования, углубленное медицинское обследование

    Контрольные прикидки в каком-либо упражнении, проводимые каждый месяц в одни и те же дни

    Комплексные обследования спортсменов в начале и в конце подготовительного периода

    Диспансеризация спортсменов

    Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, его подготовленность, которое является следствием долговременного тренировочного эффекта. Такие состояния спортсмена являются результатом длительной подготовки – в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа.

    Текущий контроль, по результатам которого определяют повседневные колебания подготовленности, направлен на оценку текущих состояний, т.е. тех состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных или соревновательных микроциклов.

    Оперативный контроль, который позволяет определить состояние спортсмена непосредственно в момент выполнения упражнений, предусматривает оценку оперативных состояний – срочных реакций организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий и соревнований.

    Каждому тренеру приходится составлять три разновидности планов:

    1) план для проведения тренировочного занятия; 2) план микроцикла

    спортивных играх – межигрового цикла); 3) план (программу) подготовки на этап, период. Необходимость этих трех документов планирования обусловливается следующими обстоятельствами. Цель тренировки – это воздействие на состояние спортсмена; в результате такого воздействия состояние изменяется.

    Устойчивое (этапное) состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности – спортивной формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

    Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности (этапного состояния) спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями. В их основе лежит отставленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки.

    Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется текущей готовностью.

    Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания) называется оперативным. Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями упражнения или снижения нагрузки в нем. Оперативное состояние изменяется в ходе тренировочного занятия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упражнений, интервалы отдыха, число повторений. Готовность показать в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется оперативной.

    В зависимости от количества частных задач, объёма показателей, включенных в программу обследований, различают углублённый, избирательный и локальный контроль. Углублённый контроль связан с использованием широкого круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсмена, эффективности соревновательной деятельности, качества учебно-тренировочного процесса на прошедшем этапе. Избирательный контроль проводится при помощи группы показателей, позволяющих оценить какую-либо из сторон подготовленности или работоспособности, соревновательной деятельности или учебно-тренировочного процесса. Локальный контроль основан на использовании одного или нескольких показателей, позволяющих оценить относительно узкие стороны двигательной функции, возможностей отдельных функциональных систем и т.д.

    Углублённый контроль обычно используется в практике оценки этапного состояния, избирательный и локальный - текущего и оперативного.

    В зависимости от применяемых средств и методов контроль может носить педагогический, социально-психологический и медико-биологический характер.

    В процессе педагогического контроля оценивается уровень технико-тактической и физической подготовленности, особенности выступления в соревнованиях, динамика спортивных результатов, структура и содержание тренировочного процесса и др.

    Социально-психологический контроль связан с изучением особенностей личности спортсмена, их психологического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности и др.

    Медико-биологический контроль предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей функциональных различных систем, отдельных органов и механизмов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности.

    В настоящее время в теории и методике спортивной тренировки, в практике спорта осознана необходимость использования всего многообразия видов, методов, средств контроля в совокупности, что и привело, в конечном итоге, к возникновению понятия комплексный контроль.

    Под комплексным контролем следует понимать параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследования спортсменов, при условии использования педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов.

    Цель этапного контроля – получить информацию, на основании которой можно составить планы подготовки на период, этап или какой-то другой относительно длительный срок. Программа этапного контроля формируется следующим образом.

    Один блок (батарею) составляют общие для многих видов спорта неспецифические тесты. Они предназначены для оценки физического состояния спортсмена.

    Критериями физической работоспособности в таких тестах являются:

    1) время, в течение которого спортсмен мог выполнить задание;

    2) объем работы (он определяется как произведение средней мощности на время теста);

    3) максимальное потребление кислорода..

    Кроме того, непосредственно измеряются или рассчитываются такие показатели, как максимальная легочная вентиляция (МЛВ), концентрация молочной кислоты в мышцах и артериальной крови, максимальный кислородный долг (МКД) и т.п.

    Значения всех этих показателей сравниваются: с исходными (показателями покоя) и с объемом работы в тесте. На основании исходных данных и результатов сравнения делается вывод о здоровье и физической работоспособности спортсменов.

    Второй блок – это специфические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения. Мера их информативности определяется по величине коэффициентов корреляции между результатами в соревнованиях и достижениями в тестах.

    Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в соревнованиях и тестах (или только в тестах) в начале и конце очередного этапа подготовки. Анализ результатов контроля проводится на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревновательных упражнениях и тестах, с одной стороны, и частными объемами нагрузок за этап – с другой. Для этого частные объемы специализированных и неспециализированных упражнений, а также упражнений разной направленности сопоставляются с показателями кумулятивного тренировочного эффекта. В простейшем случае составляется обыкновенный график, но лучше всего использовать для этого ЭВМ.

    В процессе сопоставления выявляются зоны нагрузок и упражнения, применение которых привело к увеличению спортивных результатов, показателей работоспособности и т.п.

    При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты (такие тесты называют сквозными). В этом случае можно получить динамику показателей и проанализировать ее. Но в некоторых случаях целесообразно дополнять эту батарею другими тестами. По их результатам проверяют решение специфических задач этапа. Например, если в ходе его проводилась концентрированная силовая подготовка, в программу контроля нужно включить специализированные силовые тесты.

    Основная задача текущего контроля – сбор и анализ информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах тренировки.

    Эффективность такого регулирования проявляется в приближении реальных результатов тренировки к должным. Кроме того, у тренера постепенно накапливается информация о том, к каким последствиям приводят разные схемы нормирования нагрузок в микроциклах. Он систематизирует ее и в дальнейшем более обоснованно распределяет объем и содержание нагрузок по дням микроцикла.

    Главным в таком подходе является выбор метрологически корректных тестов текущего контроля. Информативность их определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями:

    1) достижениями в комплексе тестов;

    2) показателями выполняемой тренировочной нагрузки.

    В первом случае у спортсмена ежедневно регистрируют результаты по нескольким тестам. Может оказаться, что динамика этих результатов однонаправлена. В таком случае нужно выбрать из этой группы тестов один и использовать его для текущего контроля. Наиболее информативными считаются те тесты, результаты в которых в наибольшей степени изменяются после выполнения тренировочных заданий. Например, после нагрузок скоростно-силового характера (прыжков, быстрых упражнений с отягощениями и т.п.) увеличивается твердость расслабленных мышц. Следовательно, значения твердости, измеренные с помощью миотонометра, можно использовать для текущего контроля.

    Надежность тестов текущего контроля оказывается высокой, если дисперсия повторных измерений, проведенных в один из дней, будет намного меньше, чем дисперсия результатов ежедневных измерений.

    Например, надежность силового теста будет высокой, если колебания повторных измерений (в один день) составляет плюс-минус 50 Н, а колебания силы ото дня ко дню – плюс-минус 500Н.

    Основная задача оперативного контроля – экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент или сразу по окончании упражнения (серии упражнений, занятия). В содержании этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики.

    Оперативный контроль является самым важным, так как по его результатам судят в соответствии реального срочного тренировочного эффекта (СТЭ) за- планированному.

    В оперативном контроле и планировании можно условно выделить три этапа. На первом основное внимание уделялось тому, что должен выполнить спортсмен на тренировочном занятии. Поэтому в планах –конспектах подробно выписывали упражнения, способы их выполнения, дозировку и т.п. Должный тренировочный эффект работы не указывался, но лучшие наши тренеры, конечно, предполагали, что если спортсмен полностью выполнит задание, то это приведет к достижению необходимого эффекта.

    Второй этап характерен тем, что наряду с описанием методики выполнения упражнений в конспектах стали появляться указания о должных нормах тренировочных эффектов. Например, спортсмен не просто должен пробежать шесть раз по 400 метров, но сделать это так, чтобы частота сердечных сокращений во время бега не опускалась ниже 180 уд\мин, а следующее повторение начинать при уменьшении ее значений до 120 уд\мин.

    Ускорение научно-технического процесса в спорте сказалось, прежде всего, на повышении эффективности оперативного контроля и планирования нагрузок. Тренировочный процесс все более становится процессом управления срочными тренировочными эффектами. Этим и отличается третий этап развития методики оперативного контроля и планирования.

    В начале задаются должные тренировочные эффекты, а затем подбираются тренировочные средства и методы, которые позволяют достичь их. В связи с этим к тестам и методике оперативного контроля, которые должны подтверждать достижения запланированных СТЭ, предъявляются очень жесткие требования. Если условия позволяют, то контроль осуществляется непосредственно по ходу выполнения упражнения. Если нет – то сразу же по его окончании.

    Информативность тестов оперативного контроля определяется тем, на сколько чувствительны они к выполняемой нагрузке. Этому требованию в наилучшей степени удовлетворяют биомеханические, физиологические и биохимические показатели. Величина информативности тестов ОК определяется значением коэффициента корреляции, рассчитанного между изменениями критерия и изменениями в тесте.

    Надёжность тестов оперативного контроля зависит, прежде всего: а) от точности воспроизведения величины нагрузки в повторных попытках; б) от неизменности подготовленности спортсменов в разные этапы тестирования. Так, например, если в первый день оперативного контроля ЧСС в беге со скоростью 7,8 м/с достигла 185 уд/мин, то при повторном испытании во второй день ЧСС будет такой же лишь в том случае, если скорость бега не изменится.

    В зависимости от запланированной направленности тренировочных упражнений содержание оперативного контроля и используемые критерии состояния спортсмена меняются. Например, в тренировочных занятиях аэробной и смешанной направленности информативным критерием является ЧСС: в диапазоне от 130 до 180 уд/мин её значения линейно связаны с мощностью нагрузки и потреблением кислорода. Поэтому если тренер регистрирует у спортсмена в одном случае ЧСС 150 уд/мин, а во втором – 170 уд/мин, то он может быть уверен, что потребление кислорода возросло.

    Но в занятиях анаэробной направленности ЧСС перестаёт быть информативным показателем, так как она ничего не говорит о степени интенсификации анаэробных процессов. Поэтому если у спортсмена в одном случае ЧСС равна 200 уд/мин, а в другом 220 уд/мин, то это не свидетельствует о большей активности энергетических механизмов, являющихся основными в такой работе.


    Список литературы

    1. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. – Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 271 с., ил.

    2. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.

    3. Годик М.А. Состояние спортсмена и разновидности контроля. – В кн.: Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1988, с. 161 – 172.

    4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

    5. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. – М.: Медицина, 1970. – 472 с.

    1. 1 . Средства спортивной тренировки.

    Средства спортивной тренировки – это организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование необходимых спортивных качеств, формирование необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов. С его помощью решаются ежедневные задачи тренировки (занятий). Если говорить об оздоровительной направленности занятий, то в данном случае средства спортивной тренировки призваны решать схожие задачи, за исключением достижения наивысших результатов.

    Все средства спортивной тренировки делятся на 4 основных группы:

    1. Педагогические средства (физические упражнения, методико-практические основы тренировки, планирование и организация процесса занятий, вербальные/невербальные методы воздействия)

    2. Психологические средства (лекции, беседы, аутотренинг, рассуждения и т.д.)

    3. Медико-биологически средства (фармакология, массаж, самомассаж, баня, гидропроцедуры и др.)

    4. Дополнительные средства (в эту группу входят все факторы, способствующие успешности и непрерывности тренировочного процесса – материально-техническое обеспечение, гигиена, режим труда и отдыха, пропаганда здорового образа жизни и т.д.)

    В основе любого оздоровительного вида занятий лежат физические упражнения. Под ними принято понимать двигательные действия, при помощи которых решаются задачи спортивной тренировки. Содержание физических упражнений (т.е. то, из чего они состоят) различается в зависимости от конкретной направленности занятия, от задачи «запуска» необходимых процессов, которые должны возникнуть о организме в ответ на применение тех или иных упражнений.

    Эффект физических упражнений (или иными словами – степень воздействия на организм занимающихся) зависит от целого ряда факторов. В первую очередь это, безусловно, индивидуальные особенности организма. Следует иметь в виду, что очень многие спортивные данные имеют ярко выраженный наследственный характер. Во многом этим и объясняется разная степень «одарённости» в определённом виде спорта. Однако для оздоровительных занятий этот показатель не столь важен. Гораздо существеннее сформировать у занимающегося устойчивую мотивацию к постоянным занятиям физической культурой. Поскольку именно она играет едва ли не важнейшую роль в успешности занятий, обусловливает достижение максимально положительного эффекта и в плане освоения упражнений, и в плане выполнения, и в плане их дальнейшего применения.



    Нагрузка должна подбираться, исходя из уровня физической подготовленности студента. Упражнения даваться по принципу «от простого к сложному» с постепенным увеличением уровня сложности и интенсивности. Обязательно следует чередовать нагрузку и отдых, иногда даже отступая от плана урока. В случае, если обнаруживается чрезмерная утомлённость занимающихся, целесообразно периоды отдыха увеличить, а интенсивность нагрузки слегка снизить.

    Эффект физических упражнений также косвенно зависит от состояния здоровья занимающихся, от сбалансированности пищевого рациона, от организованности режима труда и отдыха и т.д.

    Поскольку в основе любой двигательной активности лежит само движение, следует более детально остановиться на его характеристиках. Различают 7 основных групп:

    1. Пространственные характеристики (сюда входят такие показатели как положение тела в пространстве, траектория и амплитуда движения).

    2. Временные характеристики (продолжительность и темп выполнения упражнения).

    3. Пространственно-временные показатели (скорость и ускорение)

    4. Динамические характеристики

    4.1.Внутренние (сила тяги мышц, их эластичные свойства, сила отражения).

    4.2.Внешние (сила тяжести тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды.

    5. Ритмические характеристики (ритм, темп, частота)

    6. Качественные характеристики (точность, экономичность, плавность, эстетичность и т.д.)

    Классификация физических упражнений.

    По структуре движений различают 5 видов упражнений:

    1. Соревновательные упражнения (они составляют основу спортивной деятельности; могут быть собственно соревновательными и тренировочными).

    2. Специально-подготовительные упражнения (они являются средством специальной физической подготовки; могут быть направлены на совершенствование техники движений или на развитие физических качеств).

    3. Общеподготовительные упражнения (они являются средством для общей физической подготовки и оздоровления организма; в силу своей специфики широко применяются на занятиях физической культуры в школах и вузах).

    4. Имитационные упражнения (служат средством совершенствования техники движений)

    5. Идеомоторные упражнения (упражнения, направленные на создание мысленного представления структуры движения, его техники с целью совершенствования качества его воспроизведения).

    В зависимости от соответствия упражнений требованиям соревновательной деятельности, упражнения делятся на две группы:

    1. Специфические (используемые исключительно для данного вида спорта)

    2. Неспецифические (заимствованные из других видов спорта с целью усиления тренировочного эффекта).

    1.2. Контроль в спортивной тренировке.

    В настоящее время периодически звучат мнения о том, что следует исключить любые попытки оценивания уровня подготовленности занимающихся на занятиях по физической культуре в школе и в вузе. Мотивируют эту точку зрения тем, что у всех детей разные данные, разный уровень способностей, и менее подготовленные будут страдать в психологическом плане.

    Звучат и противоположные мнения, авторы которых предлагают серьёзно усложнить и ужесточить перечень обязательных нормативов для школьников и студентов. Подобная позиция объясняется всё более слабыми спортивными результатами, демонстрируемыми занимающимися.

    Прежде всего следует разобраться с термином «контроль» в тренировочном процессе. Под ним чаще всего понимают процесс оценивания эффективности используемых методик путём получения количественных и качественных данных по итогам обследования занимающихся (тренирующихся).

    Различают три основных вида контроля в спортивной тренировке: этапный, текущий и оперативный. Разумеется, контроль в сфере спорта высших достижений существенно отличается от контроля в процессе оздоровительных занятий, поскольку цели и задачи тренировочных процессов совершенно различно. Однако терминология видов контроля идентична.

    Оперативный контроль осуществляется в течение одного занятия. Текущий контроль позволяет отслеживать динамику в течение месяца. Этапный контроль охватывает значительные временные промежутки, обязательно учитывает начальное, промежуточное и заключительное состояние занимающихся. Проводится раз в полгода или раз в год.

    Одной из основных форм оценивания на занятиях оздоровительной направленности является тестирование, под которым следует понимать испытание (измерение), проводимое с целью выявить способности, возможности занимающихся выполнять то или иное действие (динамического или статического характера) в заданным условиях. Для каждого теста должна быть разработана шкала оценивания, которая учитывает возраст занимающегося и средние показатели, исходя из него. При необходимости, через какое-то время, может проводиться ретест – повторное тестирование.

    Контрольные вопросы.

    1. Что такое «средства спортивной тренировки»?

    2. На какие группы делятся средства спортивной тренировки? Что они в себя включают?

    3. От чего зависит эффект физических упражнений?

    4. Какие характеристики двигательной активности Вам известны?

    5. Какие виды упражнений выделяют на основании структуры движения?

    6. На какие группы делятся упражнения в зависимости от соответствия требованиям соревновательной деятельности?

    7. Что такое «контроль» в спортивной тренировке?

    8. Какие виды контроля Вы знаете? Каковы особенности каждого из них?

    2024 kotmma.ru. Лучший спорт для тебя.