Мастер-класс «Физкультминутки в детском саду. Картотека физкультминуток по темам (средняя группа) Летние физкультминутки в детском саду

Ирина Вячеславовна Мозжелина

Эти физкультминутки в стихах предназначены для детей дошкольников и для школьников начальных классов - прочитайте с детьми эти стишки, поприседайте, попрыгайте, похлопайте в ладоши, это поможет скинуть нагрузку, расслабиться и Вам и деткам! Ведь дети очень быстро устают, а такие физкультминутки помогают быстро восстановить силы.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре -

Вот летит ракета ввысь! (1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты» ; 3-4 - основная стойка.)

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

Наши ручки

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Раз, два - выше голова

Раз, два - выше голова. Три, четыре - руки шире. Пять, шесть - всем присесть. Семь, восемь - встать попросим. Девять, десять - сядем вместе.

Раз - мы встали

Раз - мы встали, распрямились. Два - согнулись, наклонились. Три - руками три хлопка. А четыре - под бока. Пять - руками помахать. Шесть - на место сесть опять.

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место ти…

Поднимайте плечики. Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели.

Травку покушали, Тишину послушали Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко.

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг

Кря, кря, кря.

Полетел зеленый жук

Гуси шеи выгибали

Клювом перья расправляли.

Зашумел в пруду камыш

И опять настала ти…

Мы походим на носках, А потом на пятках. Вот проверили осанку И свели лопатки.

Мы писали

Мы писали! Мы писали!

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Раз, два - встать пора

Раз, два - встать пора,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайка поиграть

Прыгать серенький гаразд

Он подпрыгнул 300 раз.

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком» )

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

В в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Всё раннее детство малыша протекает в игре. Ребёнок развивается и узнаёт новое, играя. Чтобы дошкольник легко и успешно приобретал новые познания, умения и навыки, нужно обеспечить, чтобы малыш правильно развивался и не был утомлён занятиями. Для этого существуют физкультминутки, которые дети очень любят, особенно если они в стихах. Физкультминутки в стихах для дошкольников, их значение, польза и виды – описаны подробно в нашей статье.

Значение гимнастики для здоровья дошкольников

Физкультминутка - отличный способ переключиться на другой вид деятельности, немного отдохнуть и подвигаться

Специалисты в области детской физиологии утверждают, что все виды детской образовательной деятельности вызывают напряжение нервной системы. Немалая нагрузка приходится на глаза и слух ребёнка, его руки (особенно кисти), мышцы всего тела – когда оно практически неподвижно, в статическом положении.

В результате подобной усталости у детей пропадает интерес ко всем занятиям, особенно обучающего характера, рассеивается внимание, ухудшается память, существенно снижается работоспособность. Дети начинают всячески шалить, двигаться, крутиться, ёрзать за столом, отвлекать друг друга, после чего становятся вялыми и равнодушными к своим занятиям. И вот мы уже видим, как они потягиваются и зевают. Всё это – очевидные сигналы для воспитателя, что дети устали, им необходимо переключиться на другой вид деятельности, немного отдохнуть и подвигаться. Физкультминутки - отличные помощники в этом деле.

«А знаете ли вы, что маленьким детям лучше всего менять виды деятельности каждые 20 минут?»

Физкультминутки – это набор полезных ребёнку физических упражнений в виде весёлых игр и тематических стихов. При выполнении таких упражнений у ребёнка улучшается кровообращение, работа сердца, лёгких, восстанавливается положительное эмоциональное состояние. А ещё так малыш отдыхает.

Физкультминутки проводят, в первую очередь, с целью оздоровления детей. А ещё в процессе физкультминуток можно обучить детей чему-то полезному: развить память путём запоминания стихов, счёту, временам года, часам, явлениям природы и многому другому.

Физкультминутки – это обязательный компонент учебно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении.

Такой весёлой игровой зарядкой можно начать заниматься с малышами раннего дошкольного возраста, причём это актуально при домашних занятиях с детьми, а не только лишь в детском саду. Так кроха постепенно будет узнавать своё тело, научится чувствовать ритм, выучит цифры, запомнить много стихов и присказок.

Физкультминутками можно начать заниматься с малышами самого раннего возраста

«Совет. Предлагая малышу сделать физкультминутку, ориентируйтесь на индивидуальные особенности его нервной системы. Легко возбудимому крохе подойдут спокойные упражнения в умеренном темпе, а немного заторможенным деткам лучше предложить более активные, бодрые упражнения».

Физкультминутки в детском образовательном учреждении обычно проводят в середине занятия. Физкультминутка поэтому так называется, что её продолжительность – 1-2 минуты. Лучше всего сочетать разные виды физкульминуток в рамках одного занятия: так вы сможете охватить разные сферы деятельности детей. Подбирайте достаточно интенсивные упражнения для разных групп мышц дошкольников, но только не утомительные.

Больше всего дети любят упражнения со стихами, особенно тематическими. Малыши легко их запоминают и с радостью выполняют, так как они очень интересны и просты.

Виды физкультминуток

Лучше всего сочетать разные виды физкульминуток в рамках одного занятия: так можно будет охватить разные сферы деятельности детей

Виды физкультминуток разнообразны:

  • упражнения, которые снимают общее и локальное утомление
  • гимнастика для кистей рук
  • упражнения для глаз
  • упражнения, направленные на формирование и коррекцию осанки
  • дыхательная гимнастика
  • упражнения, в основе которых лежат танцевальные движения и музыка.

Физкультминутки можно проводить в разных вариациях:

  • в виде ходьбы или бега на месте, других простых общеразвивающих упражнений
  • в виде подвижных игр
  • в виде танцевальных движений под музыку, пения воспитателя и детей
  • в виде дидактических игр, в которых дети должны двигаться под стихотворения, считалки или загадки
  • в виде имитаций профессиональных движений (водителя, дровосека, лодочника, лётчика и пр.), имитаций движений животных и птиц
  • в виде упражнений для отдельных частей тела, мимики.

«А ещё с помощью физкультминуток можно выучить счёт, познакомиться с явлениями природы и узнать многое другое».

Видео о том, как можно провести физкультминутку в детском саду по стихотворению Сергея Михалкова «Так»

Снимаем утомление

Физкультминутки чаще всего используют, чтобы снять утомление дошкольников. Для этого нужно использовать динамические упражнения для расслабления разных групп мышц (шеи, плеч, спины, рук и ног).

Для самых маленьких подойдут известные детские стихи, которые легко инсценировать:

Жираф (Самуил Маршак)

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста (сесть на корточки и изобразить сбор цветов)
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок (встать на носочки, выпрямив ноги, и «собрать цветы», наклоняясь, но, не сгибая колен).

Для малышей подойдут известные детские стихи, которые легко инсценировать

Кораблик (Агния Барто)

Матросская шапка,
Верёвка в руке (маршировать на месте)
Тяну я кораблик
По быстрой реке (начать двигаться, будто тянем кораблик)
И скачут лягушки
За мной по пятам (присесть и подпрыгнуть)
И просят меня: - Прокати, капитан! (помахать рукой).

Слон (Агния Барто)

Спать пора!
Уснул бычок (подставить ладошки под одну щёку, как будто спим)
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать (подставить ладошки под другую щёку)
Только слон не хочет спать (стать на четвереньки)
Головой качает слон (стоять на четвереньках и качать головой)
Он слонихе шлёт поклон (кланяться).

Пингвин

Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой –
И присел, согнув колени.
Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!

Упражнения для глаз

Во время занятий глаза детей испытывают немалую нагрузку. Для профилактики утомления глаз, их заболеваний, нарушения зрения рекомендуется делать специальную гимнастику.

«Старшим дошкольникам подойдёт несложный комплекс упражнений для глаз, при котором им рекомендуется смотреть вверх, вниз, вправо, влево, рисовать движениями глаз фигуры (например, круги) или буквы. Младшим дошкольникам лучше всего подойдут физкультминутки для глаз в стихах».

Доктор медицинских наук, педагог-новатор Владимир Базарный разработал комплекс из специальных упражнений для малышей «Физкультминутка для глаз»:

  1. Исходное положение – сидя или стоя.
  2. 15 движений справа налево, а потом – слева направо
  3. Упражнение, имитирующее движение воробья:

Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным глазом,
Лапки в стороны развёл,
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик.

  1. 15 движений глазами вверх и вниз, вниз и вверх.
  2. 15 круговых движений глазами слева направо.
  3. 15 круговых движений глазами справа налево.
  4. Упражнение «Гусак»:
    Утром встал гусак на лапки,
    Приготовился к зарядке.
    Посмотрел он вправо, влево,
    Повороты сделал смело.
    Пощипал немного пух –
    И с разбегу в воду плюх!
  5. 15 круговых движений глазами, а также в форме уложенной набок цифры 8.

Развиваем кисти рук

Известно, что дошколятам достаточно трудно поначалу научиться удерживать в руке карандаш, кисточку или фломастер, а также пользоваться ими правильно. Малышам не удаётся удержать карандашик вообще, а детки постарше начинают слишком сильно сжимать его пальцами, рисуя – в этом случае перегружаются мелкие мышцы руки и кисти в целом. И тут на помощь тоже приходит физкультминутка, но не простая, а пальчиковая. Лучше всего, когда она сопровождается весёлым стихотворением.

Дошкольникам очень полезны пальчиковые физкультминутки

Гости

Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук к себе.)
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста. (Поочерёдный массаж кончиков пальцев правой руки.)
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Матвею блин,
И Сергею блин,
А Никитушке - мятный пряничек. (Поочерёдный массаж кончиков пальцев левой руки.)

Две сестрички

Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют, (Изображаем в движении слова текста.)
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки -
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

«Совет. Работая с детьми дошкольного возраста, важно достаточное время уделять физкультминуткам на основе упражнений для развития тонкой координации движений кистей рук. Такие упражнения готовят руку к письму». .

Немаловажным является и формирование осанки дошкольника. Проводя занятия за столом, не забывайте делать физкультминутки с целью профилактики нарушения осанки, поскольку подобные нарушения влекут за собой общие проблемы со здоровьем.

Среди главных причин нарушения осанки у дошкольников называют:

  • гиподинамию (недостаточное количество движений)
  • несоответствующую росту ребёнка мебель
  • плохое освещение.

Предлагаем упражнения для физкультминуток:

«Обезьянки»

(прыжки на двух ногах).
Мы сегодня обезьянки,
По-английски - просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И опять бежим по кругу.

«Часы»

(наклоны туловища вправо и влево)
Тик да тик - часы стучат,
Целый день вперёд спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы -
Девять раз пробьют они.
У часов тяжёлый труд:
Всё они идут, идут…

Уважаемые воспитатели и внимательные родители, сделайте физкультминутку в стихах обязательным ежедневным элементом жизни дошкольников. Старайтесь, чтобы чередовались упражнения различного предназначения. Ведь проведение физкультминуток - это необходимое условие поддержания высокой работоспособности ребёнка и сохранения его здоровья, а ещё - источник знаний и хорошего настроения.

Физкультминутки в режиме ДОУ

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка необходимо сохранять постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Чем планомернее и более систематично ведется работа по формированию у дошкольников разнообразных навыков, тем легче и без ущерба для здоровья они справляются с необходимыми обязанностями.

В дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) должны быть созданы условия для разнообразной двигательной деятельности детей. Оптимальный уровень двигательной активности обеспечивается не только проведением утренней гимнастики, занятий физической культурой, подвижных, спортивных игр, физических упражнений, самостоятельной деятельности, но и физкультминутками.

Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но введение ее в режим дня детей разных возрастных групп дает положительные результаты. Физкультминутка хотя и кратковременна (1-2 минуты в младшем дошкольном возрасте; 3-5 минут в старшем дошкольном возрасте), но способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность. Физкультминутка призвана активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия.

Физкультминутка способствует общению взрослых с детьми, развивает речь, координацию движений и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей совершенствуется осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие в движениях их содержание, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Каждое движение дети учат вместе с воспитателем, а потом они выполняют их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению.

Время, наиболее благоприятное для проведения физкультминутки - переход от одной части к другой в процессе непосредственно образовательной деятельности с целью переключения внимания детей с одной деятельности на другую или в конце работы, когда воспитатель замечает утомление детей. Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

При этом необходимо учитывать следующий факт - при использовании наглядных пособий в процессе непосредственно образовательной деятельности физкультминутка может и помешать успешному его проведению.

Не все виды непосредственно образовательной деятельности требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, в занятия по музыкальному воспитанию нет надобности включать физкультминутку, так как они насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой на работу.

Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка. Если дошкольникам дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, например, во время рисования карандашами у малышей быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики. В этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо.

Виды физкультминуток, используемых в режиме дня ДОУ

    Физкультминутки, проводимые в различных видах непосредственно образовательной деятельности по мере проявления утомления у детей или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание дошкольников с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала, заботы о здоровье, укрепления детского организма.

К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника: легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками, сопровождающиеся текстом (как правило, в стихотворной форме). Герои и персонажи таких физкультминуток – мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи, петух, аист, жук, ворона, плавцы, деревья и т. п.

    Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания в руках кисти или карандаша. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики», «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

    Физкультминутки, которые можно проводить на утренней зарядке. Дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону. К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения, как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и т. д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Клен», «Ветер», «Паровоз», «Часы», «Мишка косолапый», «Солдатик», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие.

1. Перед применением физкультминутки необходимо детей познакомить с ее содержанием, отработать необходимые жесты, комбинации пальцев, движений. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению. Они должны охватывать в основном крупные мышечные группы.

З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в виде физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток надо выразительно, повышая или понижая голос, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. Нельзя ставить перед детьми сразу несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

6. Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

7. Содержание физкультминутки варьируется в зависимости от характера и условий проведения.


Подборка физкультминуток

Если хочешь строить мост, (Дети идут по кругу.)

Наблюдать движение звезд, (Останавливаются и поднимают руки вверх.)

Управлять машиной в поле (Берут в руки воображаемый руль, бегут по группе.)

Иль вести машину ввысь - (Расставив руки в стороны, «летают» по группе.)

Хорошо работай в школе, (Руки складывают, как школьники за партой.)

Добросовестно учись! (Дети расставляют руки и ноги в стороны.)

Листья осенние тихо кружатся,

Прямо нам под ноги листья ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят (Водят руками по полу.)

Будто опять закружиться хотят (Дети плавно кружатся на месте.)

Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют наклон.)

Разноцветный мостик! (Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу.)

Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют наклон.)

Принимай нас в гости. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу (Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.)

Перепрыгнем на бегу (Делают еще четыре прыжка на носках.)

И опять бегом, бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)

Пробежимся босиком.

Я - чайник, (Дети стоят, одна рука изогнута, как носик чайника, другую - на поясе.)

Ворчун, хлопотун, сумасброд, (Вращают туловищем по круговой оси.)

Я вам напоказ выставляю живот. (Надувают живот.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)

«Эй люди, я с вами тоже чай пить хочу» (Делают призывные движения правой рукой.)


Руки в стороны - в полет (Дети поднимают прямые руки в стороны.)

Полетит наш самолет.

Сделал правый поворот (Поворачиваются вокруг себя вправо, подняв правую руку.)

Сделал левый поворот, (Поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку.)

Крыльями покачал, (Покачивают разведенными в стороны руками.)

Загудел и задрожал. (Поднимаются на носки и опускаются на всю ступню и гудят.)

Начинается полет, (Наклоняют туловище вперед, руки разведены в стороны.)

Полетел наш самолет, (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)

Вот закончился полет, (Замедляют бег.)

Приземлился самолет. (Дети опускаются на одно колено.)


Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем. (Дети идут по кругу.)
Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг!
(Разводят руки широко в стороны.)
Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер (Поочередно выставляют руки.)
Расстилается ковер
(Наклоняют туловище вперед, руки разведены в стороны.)
И направо и налево (Касаются левой ступни правой рукой, потом наоборот.)
К небу ручки протянули, (Поднимают руки вверх.)
Позвоночник растянули. (Потягиваются.)
Отдохнуть мы все успели и на место снова сели (Дети садятся.)

Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (Руки разведены в стороны, плечи подняты.)
Это маятник в часах отбивает каждый такт
(Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка.
(Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время, (Приседают.)
Снова спрячется за дверью,
(Закрывают лицо руками.)
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга.
(Вращают туловищем вправо.)
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.
(Вращают туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходят на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Ходят в замедленном темпе.)
А бывает, что спешат, словно убежать хотят!
(Бегут на месте.)
Если их не заведут, то они совсем встают.
(Дети останавливаются.)

Самолеты загудели (Дети вращают перед грудью согнутыми в локтях руками.)
Самолеты полетели (Разводят руки в стороны, наклоняются влево и вправо.)
На полянку тихо сели (Приседают, руки к коленям.)
Да и снова полетели. (Дети бегут с разведенными в стороны руками.)


Девочки и мальчики (Хлоп, хлоп, хлоп – дети хлопают в ладоши.)
Прыгают, как мячики (Прыг-скок, прыг-скок – прыгают на месте.)
Ножками топчут (Топ, топ, топ – топают ногами.)
Весело хохочут (Ха, ха, ха – хохочут.)
Глазками моргают (Ритмичное зажмуривание глаз.)
После отдыхают. (Приседают, руки свободные.)


Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Дети прыгают на месте.)
Наклонился правый бок.
(Наклоны туловища вправо.)
Наклонился левый бок.
(Наклоны туловища влево)
А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки.
(Поднимают руки вверх.)
Сядем на дорожку, разомнем мы ножки.
(Садятся и гладят колени.)
Согнем правую ножку, согнем левую ножку
(Поочередно сгибают ноги в колене.)
Ноги высоко подняли
(Поднимают ноги вверх)
И немного подержали.
(Удерживают ноги на весу.)
Головою покачали
(Качают головой.)
И все дружно вместе встали.
(Дети встают.)

Мы на плечи руки ставим, (Дети приставляют руки к плечам.)
Начинаем их вращать. (
Вращают плечи вперед и назад.)
Так осанку мы исправим, раз-два-три-четыре-пять!
(Выпрямляются.)
Руки ставим перед грудью,
(Сгибают руки в локтях перед грудью.)
В стороны разводим.
(Рывки руками в стороны.)
Мы разминку делать будем при любой погоде.

Руку правую поднимем,
(Правая рука поднимается вверх.)
А другую вниз опустим.
(Левая рука опускается вниз.)
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
(Меняют положение рук.)
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
(Дети шагают на месте.)

Голова чтоб не болела, ей вращаем вправо-влево. (Дети вращают головой.)
А теперь руками крутим -
и для них разминка будет.
(Вращают прямые руки вперед и назад.)
Тянем наши руки к небу,
(Поднимают руки вверх, потягиваются.)
В стороны разводим.
(Разводят прямые руки в стороны.)
Повороты вправо-влево плавно производим.
(Поворачиваются вправо и влево.)
Наклоняемся легко,
(Наклоняются вперед.)
Достаем руками пол.
(Касаются пальцами пола.)
Потянули плечи, спинки, а теперь конец разминке.
(Дети садятся на места.)


Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо встать.

Мы - веселые мартышки,
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И направо. И еще

Через левое плечо.

Переходим на ходьбу.
Выше ноги. Стой: раз-два!
Мы зарядку делать будем,
Чтоб не болела голова.

Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней.

От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.

Давай с тобой попрыгаем
И ножками подвигаем.
Раз прыжок и два прыжок,
Поактивнее, дружок!
Все, закончилась зapядка.

Мы пройдемся для порядка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево-вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево-вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Головой качает слон

Раз, два, три - вперед наклон.
Раз, два, три - теперь назад. Головой качает слон -
Он зарядку делать рад.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Головою три кивка:
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место сесть опять.

Полетели, полетели,
Вперед руками завертели.
А потом наоборот -
Назад помчался самолет.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Стихотворный текст сопровождается соответствующими движениями детей

Физкультминутки с использованием пальчиковой гимнастики

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Нужно пальцы загибать.

(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки сжаты в кулаки.)

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки.)

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз, затем резко расправляют пальцы. Рука как бы подпрыгивает.)

Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
(Вытянуть руки вперед, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее?
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук и, не сгибая, сильно прижать их друг к другу, зажать каждый палец между двумя другими, отпустить руки и слегка потрясти.)

Пальчиковая игра «Гусеница»

Гусеница, гусеница –

( Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев.)

Бабочкина дочка,

(«Ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки.)

По травинкам ползает (То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке ».)

Кушает листочки:

(И по другой стороне обратно.)

Ам!Ам! Ам! Ам!

(Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.)

Поела,

(Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются …)

Спать захотела.

(Одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает, держит кулачок, как яблоко.)

Проснулась,

(Постепенно расправляем ладони.)

Бабочкой обернулась!

(Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.)

Полетела, полетела, полетела!

(Машем «крыльями» - запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот. Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.)

ГБДОУ №6 Город Санкт - Петербурга

Подготовила: Смирнова Анастасия Андреевна

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них:

Большой - маленький

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке,

Дети идут шагом,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

прыгают на двух ногах,

По камешкам, по камешкам...

В яму - бух!

приседают на корточки

Раз-два

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

Раз-два - поднялись,

Раз-два - руки вниз.

Клен

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз - наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

Руки подняты вверх, движения по тексту.

Три медведя

Три медведя шли домой

Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой.

Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом,

Руки на уровне груди.
А сынок - малютка просто.

Присесть.
Очень маленький он был,

Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил.

Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

Дети имитируют игру с погремушками.

Пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул.

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише, тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро красное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать.

Дети поочередно загибают одной рукой пальчики противоположной руки и держат их в кулачке. На слова «будут пальчики вставать» дети поднимают руку вверх и распрямляют пальчики.

Зайка

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Движения по тексту стихотворения.

Пальчики

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Один!

Два!

Три!

Четыре!

Пять!

Захотели поиграть!

На счет 1, 2, 3, 4, 5 пальцы поочередно разжимать из кулачка. На слова «захотели поиграть» пальцы свободно двигаются.

Один, два, три, четыре, пять

Один, два, три, четыре, пять - топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять - хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять - занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте.)

Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногою,
Снова - левою ногою.
После - правою ногою,
После - левою ногою.
И тогда придешь домой.

А над морем - мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

А сейчас мы с вами, дети

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз..

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

(1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4 - основная стойка.)

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали Выпрямится.

И на месте зашагали. Ходьба на месте.

На носочках потянулись, Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели Присесть.

И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.

Матрешки

Хлопают в ладошки Хлопок в ладоши перед собой,

Дружные матрешки. Повторить хлопки еще раз.

На ногах сапожки, Правую ногу вперед на пятку, левую ногу

Топают матрешки. Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.

Влево, вправо наклонись, Наклоны вправо – влево.

Всем знакомым поклонись. Наклон головы вперед с поворотом туловища

Девчонки озорные, Наклоны головы вправо-влево.

Матрешки расписные. Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула.

В сарафанах наших пестрых Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки, Хлопок в ладоши перед собой.

Веселые матрешки. Хлопок по парте, повторить еще раз.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания -руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел . (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Бегут, бегут со двора

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)

Индкж-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)

Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)

Баран - крутороган-чики -брыки, (Хлопаем в ладоши.)

Корова-комола-тпруки-муки, (Топаем ногами.)

Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

Белки

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок.

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка-попрыгушка.

За прыжком - другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Ванька-встанька

Ванька-встанька, (Прыжки на месте.)

Приседай-ка. (Приседания.)

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

Весёлые гуси

(Музыкальная физкультминутка)

(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)

Жили у бабуси

Два весёлых гуся:

Один серый,

Другой белый,

Два весёлых гуся.

Вытянули шеи

–У кого длиннее!

Один серый, другой белый,

У кого длиннее!

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый

  1. Гуси мои, гуси!

Выходили гуси,

Кланялись бабусе

  1. Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе.

Весёлые прыжки

Раз, два - стоит ракета.

Три, четыре - самолёт.

Раз, два - хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре -

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Ветер тихо клен качает

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Вечером

Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)

В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)

Брат ее мальчик Иван (Приседания.)

Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.)

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся -руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Вот летит большая птица

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Вот под елочкой

Вот под елочкой зеленой

(Встали.)

Скачут весело вороны:

(Прыгаем.)

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

(Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар!

(Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают

(Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают:

(Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Кар-кар-кар!

(Тихо.)

(Хлопки над головой в ладоши.)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

(Энергичные движения плечами).

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

(Приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

(Прыжки на месте)

Капуста! (для пальчиков)

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

Ах, как долго мы писали (для глаз)

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Зарядка

Наклонилась сперва

Книзу наша голова

(наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой.

(наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте.

(имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.


Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг. ("нарисовали" руками круг)


Мы топаем ногами , Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
И бегаем кругом.

Эй! Попрыгали на месте . (прыжки)
Эх! Руками машем вместе. (движение "ножницы" руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок? (остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок! (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)


Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, "фонарики")
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точновсё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.


Глазки видят всё вокруг ,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.


На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"
плечи поднять


В лесу темно, все спят давно.
(Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками.)
Совушка - сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.


Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


Вот мы руки развели,
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
(Выдох, вдох)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И - направо! И еще
Через левое плечо!

Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

Бабочка

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгат ь глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох))

Взвился вверх и полетел.

{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Руки за спину, головки назад.

{Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим - на парту гляди.

{Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит?

{Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее.

{По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

Буратино

Буратино своим блинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

Видят глазки всё вокруг

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Это я

Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали! Вытрем лоб.

Движения
Показывают сначала левый глаз, потом -правый. Берутся сначала за мочку левого уха, потом правого.
Левой рукой показывают рот, правой - нос. Левую ладошку кладут на спину, правую - на живот.
Протягивают обе руки, потом два раза хлопают. Кладут ладони на бедра, потом два раза топают. Правой ладонью проводят по лбу.

Мы ладонь к глазам приставим

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.

СОВА

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих.)

Все птицы спят...

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками.)

Совушка - сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

Маша растеряша

Ищет вещи Маша,

(поворот в одну сторону)

Маша растеряша

(поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет,

(руки вперёд, в стороны)

И под стулом нет,

(присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,

(руки опустили)

Под кроватью нет.

Вот какая Маша,

(наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша растеряша!

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево - вправо, назад - вперед.

Ну, совсем как вертолет.

(Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3-4 раза).

Прыжки

Поднимайтесь, девочки,

Поднимайтесь, мальчики!

Прыгайте, как зайчики!

Прыгайте, как мячики!

Прыг-скок, прыг-скок,

На травку присядем:

Тишину послушаем,

Морковочку покушаем,

Немного отдохнём и

Выше-выше,

Прыгай высоко!

Не ленись, прыгай

На носочках легко!

Прыгай высоко!

(Движения выполняются по ходу стихотворения)

Зарядка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку,

Очень нравится нам

Всё делать по порядку:

Весело шагать, весело играть,

Руки поднимать, руки опускать,

Прыгать и скакать.

(Движения выполняются по ходу стихотворения).

Зайка

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

Буратино

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Часы

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик- так, тик-так.

(наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так.

(раскачивания туловища)

Налево – раз, направо – раз,

Тик-так, тик-так.

(наклоны туловища влево – вправо)

Мы тоже можем так.

Три медведя

Три медведя шли домой:

(дети идут как медведь)

Папа был большой-большой.

(поднимают руки вверх)

Мама с ним – поменьше ростом,

(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

А сыночек просто крошка,

(садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Лебеди

Лебеди летят,

Крыльями машут.

(плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой.

(наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся

(приседания)

Кузнечики

Поднимайте плечики,

(энергичные движения плечами)

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг- скок.

Стоп! Сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали.

(приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

(прыжки на месте)

Гусли

В сказочном дворце,
На высоком крыльце
Звучит громко указ -
Добрым молодцам наказ:

"Кто сумеет танцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять!"

Гусли-гусли-самогуды
Распевают песню всюду.
Раз готовы вы, друзья,
Танцевать нам всем пора.

Вот и музыка звучит,
А народ все ждет, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс,
Веселей, еще хоть раз.

Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затихать,
Тише музыка играть...

Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься,
Пятки, пальцы и колени
Заплясали, как хотели.

Как им весело плясать!
Только стали уставать.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.

Вдох и выдох, покрутись,
Лежебока, эй, проснись!
Вновь поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче!

Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать...
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними.

Губы вытянулись в трубку.
Потанцуй еще минутку.
Вновь народ стоит и ждет:
Что нам музыка споет?

Эй, помощник, выходи,
Общий танец покажи!

Ёж

Вот свернулся ёж в клубок
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся.
Ёжик встал и потянулся.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Выше, выше, высоко.
Прыгать на носках легко.
Вот мы встали, подышали,
Урок дальше продолжали.

Зарядка

Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Разминка

Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Раз, два, три.
Головою три кивка
Раз, два, три.
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать.
Шесть-за парту тихо сесть.
Семь, восемь-лень отбросим.

Мишка

Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри - раз, два, три!


2024 kotmma.ru. Лучший спорт для тебя.